Основы журналистики

Программа «Основы журналистики» предусматривает ознакомление обучающихся с понятием журналистики как вида творческой деятельности, её задачами и функциями, спецификой различных средств массовой информации, терминами СМИ.  Она включает сведения по истории создания и развития периодической печати, радио и телевидения, информационных агентств и Интернета, а также изучение особенностей развития СМИ в настоящее время.

Обучающиеся знакомятся и углубляют свои знания об особенностях и структуре различных литературных и публицистических жанров. Особый упор делается на изучение наиболее распространённых жанров – интервью, репортаж, статья, заметка, корреспонденция. На занятиях подростки получают сведения об основах мастерства журналиста, связанных с умением находить, обрабатывать и распространять информацию, работать с документами и учатся работать, обращая внимание на язык, стиль, выбор слова, исправление ошибок, т.е. занимаются подготовкой материала к печати.

В ходе обучения большое внимание уделяется вопросам правовой и этической культуры журналиста, его сотрудничеству с аудиторией. Предусмотрено знакомство с риторикой как составной частью подготовки обучающихся к профессиональному обучению, которая учит искусству композиции текста, овладению техникой речи, речевой культурой.

Педагоги

Педагог дополнительного образования Сурыгина Наталья Сергеевна.

Учебный план

Курс «Основы журналистики» рассчитан на дополнительное образование обучающихся 4-11 классов. Объём учебного времени – 512 часов (96 рабочих недель: первый год обучения – 2 раза в неделю по 2 часа, второй и третий год обучения – 3 раза в неделю по 2 часа). Рекомендуемый минимальный состав группы первого года обучения – 15 человек, второго – не менее 10 человек, третьего – не менее 8 человек.

Программа дополнительного образования «Основы журналистики» составлена в практико-ориентированной форме подачи материала. По форме организации образовательного процесса программа является модульной. Структурно она делится на пять самостоятельных основных частей (или на пять целостных, устойчивых блока), включающие в себя все направления журналистики, знание законов и жанров, умение работать над выпуском газеты, радио- и телепередачи:

1. «Введение».

2. «Журналистика как профессия».

3. «Мастерство журналиста: работа со словом».

4. «Публицистический стиль – основа журналистики».

5. «Мир журналистики».

Каждый раздел делится на два блока – теоретический и блок творческих заданий. Теоретический курс включает в себя все вопросы, касающиеся теории журналистики. Все разделы в совокупности представляют собой единую методическую концепцию.

 

Цели программы

Основной целью программы является создание условий для оптимальной социальной и творческой самореализации, интеллектуального совершенствования личности обучающихся через формирование медиакультуры в профильной ориентации обучающихся и стимулирование их активности в поисках профессии при изучении основ журналистского мастерства. Перспективная цель – подготовка обучающихся к сотрудничеству с городскими, областными и федеральными периодическими изданиями и возможному выбору журналистики как будущей профессии.

Результат программы

К концу обучения будут сформированы следующие универсальные учебные действия.

1. Личностные универсальные учебные действия:

В рамках когнитивного компонента будут сформированы:

· знание основных исторических событий развития журналистики и общества, достижений и культурных традиций;

· знание положений Конституции РФ, основных прав и обязанностей гражданина, ориентация в правовом пространстве государственно-общественных отношений;

· основы социально-критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий, установление взаимосвязи между общественными и политическими событиями;

· знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий; правил поведения в чрезвычайных ситуациях.

2. Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

· целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную и планированию путей достижения цели;

· принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;

· адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы как в конце действия, так и по ходу его реализации.

3. Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

· адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, владеть устной и письменной речью, строить монологическое контекстное высказывание;

· задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

· работать в группе – устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.

4. Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

· ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл, интерпретировать текст, осуществлять редактирование и структурирование текста в соответствии с его смыслом средствами текстового редактора;

· работать с метафорами – понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов;

· использовать различные приёмы поиска информации в сети Интернет, поисковые сервисы, формировать собственное информационное пространство для информационного обмена;

· осуществлять аудиозапись, фото- и видеосъёмку;

· использовать различные компьютерные программы в своей творческой работе;

· соблюдать требования техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе с устройствами ИКТ, в частности учитывающие специфику работы с различными экранами.

 

Материально-техническая база

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ

Техническое оснащение кабинета:

1.                  Мультимедиа

2.                  Персональный компьютер

3.                  Магнитофон

4.                  Видеокамера

5.                  Фотоаппарат

Оборудование кабинета:

1.                  Магнитная доска (школьная)

2.                  Рабочие места для педагога и обучающихся (столы и стулья)

3.                  Шкафы для учебных принадлежностей

Инструменты (из расчёта на одну учебную группу):

1.                  Линейки – 10 шт.

2.                  Карандаши простые – 10 шт.

3.                  Карандаши цветные (в наборах) – 10 шт.

4.                  Фломастеры, гелиевые ручки (в наборах) – 10 шт.

5.                  Ножницы – 10 шт.

6.                  Циркуль – 5 шт.

7.                  Канцелярский нож – 5 шт.

Материалы:

1.                  Клей: «ПВА», канцелярский, клей-карандаш.

2.                  Калька, копировальная бумага.

3.                  Наборы цветного и белого картона и бумаги.

4.                  Природные и бросовые материалы.