Мир органических веществ (для учащихся СШ№ 5)

Познание химических основ жизни расширит представление старшеклассников о строении и функционировании биологических систем и поможет сделать первый шаг на пути к овладению в будущем многими нужными профессиями. Химия необходима врачу, ветеринару, генетику, биотехнологу, агроному, животноводу, экологу, педагогу и многим другим учёным и специалистам.

На занятиях последовательно освещаются особенности строения, свойства и функции важнейших групп химических соединений, входящих в состав живого.

Изучение теоретического материала дополняют практические занятия. Они позволяют овладеть методами исследования химических свойств органических соединений, а также ближе ознакомиться с их ролью в функционировании организмов. Всё это, несомненно, будет способствовать формированию целостного представления о химических основах жизни и обогатит естественнонаучное мировоззрение старшеклассников.

Педагоги

Вербицкая Ольга Николаевна.

Учебный план

Раздел 1.- Под знаком углерода.(6 ч).

Раздел 2. - Органические молекулы в действии. (8 ч)

Раздел 3. - Путешествие в мир углеводородов.(15 ч)

Раздел 3.- Молекулы из трех элементов (16 ч)

Раздел 4.- Молекулярные основы жизни. (8 ч)

Раздел 5.- Знай и умей. (11 ч)

Цели программы

-освоение знаний о химической составляющей естественнонаучной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;

-овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;

-развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;

-воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;

-применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Результат программы

Личностные результаты.

· чувство гордости за российскую химическую науку и уважение к истории её развития; уважение и принятие достижений химии в мире;

· основные принципы отношения к живой и неживой природе;

· познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение живой и неживой природы; интеллектуальные умения (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы);

· основы здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

· правила поведения в чрезвычайных ситуациях;

· знания и умения для использования в практической деятельности и повседневной жизни:

- безопасного обращения с веществами и соединениями,

– экологически грамотного поведения в окружающей среде,

– оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека,

– критической оценки информации о веществах, используемых в быту;

· умения грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни;

· осознание значения теоретических знаний для практической деятельности человека;

· объективное оценивание информации о веществах и химических процессах, критическое отношение к псевдонаучной информации, недобросовестной рекламе, касающейся использования различных веществ;

· осознание факта того, что научные открытия – это результат длительных наблюдений, опытов, научной полемики, преодоления трудностей и сомнений.

Метапредметные результаты.

· работать по составленному плану, используя наряду с основными и дополнительными средствами (справочную литературу, сложные приборы, средства ИКТ);

· с помощью учителя отбирать для решения задач необходимые словари, энциклопедии, справочники;

· сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников;

· представлять информацию в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с применением средств ИКТ;

· оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ;

· составлять рецензию на текст;

· осуществлять доказательство от противного;

· организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.);

· предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений;

· понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации;

· отстаивать свою точку зрения, аргументируя её;

· подтверждать аргументы фактами;

· критично относиться к своему мнению.

Предметные результаты

· использовать при характеристике органических соединений понятия: «гомологи», «гомологический ряд», «изомеры»; «изомерия», «функциональная группа», «номенклатура органических веществ», «углеводороды», «алкены», «алканы», «алкины», «алкадиены», «арены», «спирты», «альдегиды», «кетоны», «фенолы», «карбоновые кислоты», «сложные эфиры», «амины», «аминокислоты», «белки». «нуклеиновые кислоты», «углеводы»;

· давать характеристику химических свойств органических соединений на основе их строения;

· называть органические соединения по международной номенклатуре и составлять их формулы по названию;

· называть вещества, используя тривиальную номенклатуру;

· объяснять зависимость свойств (или предсказывать свойства веществ) по строению;

· составлять молекулярные уравнения реакций, характеризующих химические свойства органических соединений;

· описывать химические свойства органических веществ с помощью естественного (русского или родного) языка и языка химии;

· выполнять, наблюдать и описывать химический эксперимент по распознаванию важнейших органических соединений, принадлежность их к определенному классу веществ;

· экспериментально исследовать свойства органических соединений, решать экспериментальные задачи по темам «Углеводороды», «Кислородосодержащие соединения», «Азотосодержащие соединения»;

· описывать химический эксперимент с помощью естественного (русского или родного) языка и языка химии;

· проводить расчёты по химическим формулам и уравнениям реакций, протекающих с участием органических соединений.

· обращаться с лабораторным оборудованием и нагревательными приборамив в соответствии с правилами техники безопасности;

делать выводы по результатам проведённого эксперимента

Особые условия проведения

 

ТОЛЬКО ДЛЯ УЧАЩИХСЯ СШ№ 5