Юные орнитологи

Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время все больше уделяется внимания общению ребят с живой природой, экологическим проблемам, знаниям выживания и гармоничной жизни в современном мире, что является мотивацией к расширению кругозора в области биологии и экологии.

Данная программа способствует развитию у обучающихся творческого потенциала, высказывать свое мнение, развитию целого ряда личностных качеств (ответственность, самостоятельность и т.д.).

Педагоги

Маркина Зинаида Флегентовна

Расписание

Понедельник 15.00-17.00

Вторник 15.00-17.00

Четверг 15.00-17.00

Учебный план

Тема занятия

Тема 1: Общие сведения о птицах

Вводное занятие. Развитие животного мира на земле. Инструктаж. Правила поведения на занятиях. Знакомство с обитателями уголка

Поход «Золотая осень». Инструктаж правила поведения на природе. Фенологические наблюдения.

Практическая работа: «Уход, кормление животных». Составление графика кормления животных. Игра «Золото». Оформление дневников «Юный зоолог»

Роль птиц в жизни человека. Охрана птиц. Наука орнитология. Профессия орнитолог.

Экскурсия в природу. Азбука поведения в природе. Заготовка кормов для зимующих птиц.

История возникновения птиц. Оперение птиц. Виды перьев, их зарисовка, функции.

Практическая работа с микроскопом. Линька у птиц как заболевание.

Уход, наблюдение, кормление. Игры.

Миграции птиц. Основные их перелеты, пути. Познавательная викторина «Пословицы, поговорки. Их значение и смысл».

Различное построение перелетных птиц. Их силуэты, зарисовки.

Птицы – барометры, полюс птиц.

Птица года, Евроазиатские дни. Оформление творческих работ. Рефераты, стенгазеты.

Уход, кормление и наблюдение.

Перелетные птицы нашего края.

Зимующие птицы, редкие из них птицы (щуры, чечетки и др.).

Уход, содержание, наблюдение.

Виды кормов для птиц, составление рациона.

Мастерим вместе с папой. Изготовление кормушек из бросового материала, чертежи птичьих домиков и столиков.

Птицы живого уголка, содержание птиц в неволе, их разведение.

Виды попугаев: волнистые, неразлучники. Их зарисовки.

Практическая работа: «Уход, кормление, наблюдение»

Кореллы, благородный двухцветный попугай. Зарисовки.

Ожереловый попугай, жако. Зарисовки.

Розелла, лори, ара. Зарисовки.

Уход, содержание, наблюдение.

Певчие птицы: виды канареек, амадины. Зарисовки.

Чиж, щегол, снегирь – зерноядные. Зарисовки.

Насекомоядные птицы Ульяновской области. Их значение.

Уход, наблюдение. Оформление дневников.

Творческая работа (рефераты, выпуск стенгазеты).

Подготовка к празднику «День птиц».

Международный праздник «Птицы-наши друзья». Праздник сойки и овсянки.

Птичьи имена. Почему их так назвали. Итоговое занятие.

Практическая работа: «Уход, кормление, наблюдение»

Фенология птиц. Сроки прилета. Заполнение коллективного журнала учета птиц.
Птицы и медицина. Птицы и авиация. Птицы и почта.
Уход, кормление, чистка клеток.
Красная Книга Российской Федерации о птицах.
Редкие виды птиц Ульяновской области, их распространение и охрана.
Чтение книги, просмотр фильмов о птицах.
Уход, кормление, наблюдение.
Экзотические птицы. Зарисовки.
Декоративные куры. Породы. Просмотр фильма.
Практическая работа: «Уход, кормление, наблюдение»
Птицы нашей местности. Их назначение. Заполнение картотеки животных в Живом уголке
Голуби. Их содержание и использование.
Практическая работа: «Уход, кормление, наблюдение»
Месячник «Встреча птиц. Весна идет».
Весенняя экскурсия в природу «Мы молодой весны гонцы».
Уход, кормление, наблюдение.
Подготовка к литературной композиции «Вы слыхали как поют дрозды?»
Праздник композиции.
Уход, кормление, наблюдение.
Развешивание кормушек. Наблюдение за птицами. Оформление дневников.
Промысловые птицы. Тетерева. Глухари. Ночной охотник сова. Хищные птицы.
Подготовка к празднику «День совы».
Практическая работа: «Уход, кормление, наблюдение»
Праздник «День совы».
Истребление хищных птиц в Ульяновской области. Причины. Хищники Сенгилеевского района.
Практическая работа: «Уход, кормление, наблюдение»
Методика проведения проектной деятельности, выбор темы, подбор материала. Распределение по обучающимся.
Мини – проект «Хищные птицы». Защита.
Практическая работа: «Уход, кормление, наблюдение»
Викторина – игра «Что за птица?»
Экскурсия в весенний лес. Наши санитары- муравьи.

Цели программы

Формирование у обучающихся проектных умений минимального уровня сложности. Развитие познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей обучающихся, определяющих формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои ресурсные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути. Формирование умения и навыков самостоятельной проектной исследовательской деятельности учащихся как одного из средств повышения качества образования и успешности.

Результат программы

Обучающиеся должны знать: правила поведения и технику безопасности в живом уголке, при проведении экскурсий и наблюдений; конкретных представителей живого уголка, их биологические особенности и правила обращения с ними; основные среды обитания живых организмов: водная среда, наземно-воздушная среда, почва как среда обитания, организм как среда обитания; основные методы исследования в биологии: наблюдение, эксперимент, измерение;

Обучающиеся должны уметь: ухаживать за конкретными представителями живого уголка; под руководством педагога проводить непосредственное наблюдение, опыты, эксперименты за представителями уголка живой природы; под руководством педагога оформлять отчет (презентацию), включающий описание наблюдения, его результаты, выводы; применять полученные знания, умения и навыки в организации внеклассной работы: проведения экскурсий, викторин, бесед, классных часов; получать биологическую информацию из различных источников.

Материально-техническая база

- помещение для занятий, соответствующее санитарно-гигиеническим требованиям Закона о Санитарно-эпидемиологических правилах и нормативах СанПиН 2.4.4.3172-14 (кабинет);

- оборудование (столы, стулья, доска, микроскоп);

- учебно-методическая литература (учебники, пособия, методические разработки составителя данной программы, Красная Книга РФ);

- наглядные пособия (фотографии, плакаты, Красная книга, чучела птиц, гербарии растений).