Школа юного энергетика

Актуальность данной программы заключается в том, что поэтапное вовлечение школьников в практическую деятельность инженерной направленности обеспечит повышение интереса учащихся к инженерным профессиям, обдуманный выбор будущей профессии, способствует развитию мотивации и интереса школьников к техническому творчеству как компоненту профессиональной деятельности, развитию личностных качеств, необходимых для дальнейшего профессионального обучения, развитию умений самостоятельной ориентации школьников на рынке труда и при выборе сферы будущей деятельности.

«Школа юного энергетика» является не только способом знакомства и приобщения учащихся школ к УлГТУ, но и первым шагом в получении начальных знаний в области электротехники, автоматического управления, проектирования и разработки устройств, отличия смежных направлений в энергетической отрасли.

В программу «Школы юного энергетика» входит изучение основ применения альтернативной, малой энергетики для энергообеспечения бытовых, промышленных, жилищно-коммунальных, сельскохозяйственных и других объектов; разработки и продвижения энергосберегающих проектов и решений, изучения теории и практики их применения; изучения современных техники и технологий, нормативной документации, законодательства (как отечественных, так и зарубежных) в сфере энергообеспечения и энергосбережения; конструирования, проведения исследований, производства техники и технологий. Она включает в себя учебные и практические занятия, занятия, развивающие творческие способности, тренинги, мастер-классы практикующих специалистов города, деловые игры с участием студентов и аспирантов энергетического факультета УлГТУ, знакомство с профессорско-преподавательским составом энергетического факультета и т.д.

Освоение программы дополнительного образования «Школа юного энергетика» облегчит процесс адаптации на первом курсе. Программа способствует профессиональному самоопределению школьников, точному выбору направления подготовки в вузе, повышению мотивации к научно-техническому творчеству и практикоориентированной деятельности, привлекательности инженерных профессий с учетом социально-экономического развития региона, знакомит с производственно-промышленным потенциалом Ульяновской области.

Педагоги

Суганова Клавдия Валерьевна

Учебный план

Учебно-тематический план

№ Тема Всего часов Теория Практика

I. Введение в энергетику 12 10 2

1 Вводное занятие 4 4 -

2 Знакомство с основными законами физики 4 3 1

3 Знакомство с энергетикой, электро- и теплотехникой 4 3 1

II. Основы схемотехники и автоматики 80 22 58

1 Изучение основных компонентов электрических схем 4 4 -

2 Изучение компонентной базы: диодов, конденсаторов, катушек индуктивности, транзисторов, тиристоров и т.д. 4 4 -

3 Изучение схем электропривода и автоматики 8 6 2

4 Знакомство с программным обеспечением инженера 4 2 2

5 Разработка устройств и систем автоматики 8 2 6

6 Изготовление устройств и систем автоматики 12 4 8

7 Разработка и изготовление проекта (разработка схемы, изготовление устройства, пайка элементов устройства) 40 – 40

III. Основы электро- и теплоснабжения 104 32 72

1 Знакомство с элементами электроснабжения зданий и сооружений 4 4 -

2 Знакомство с программным обеспечением специалистов в области электроснабжения 8 4 4

3 Изучение основ электроснабжения и элементов защиты электрической сети 8 4 4

4 Проектирование системы электроснабжения 8 4 4

5 Знакомство с элементами теплоснабжения, вентиляции и кондиционирования зданий и сооружений 8 4 4

6 Знакомство с программным обеспечением специалистов в области теплоснабжения, вентиляции и кондиционирования 8 4 4

7 Изучение основ теплоснабжения, вентиляции и кондиционирования и элементов защиты 8 8 -

8 Проектирование системы теплоснабжения, вентиляции и кондиционирования и элементов защиты 12 – 12

9 Разработка и изготовление проекта (разработка схемы, изготовление устройства, пайка элементов устройства) 40 – 40

Цели программы

Цель образовательной программы – вовлечение школьников в научно-техническую и конструкторскую деятельность для профессионального самоопределения школьников в интересах развития личности и с учетом развития энергетической отрасли региона.

Результат программы

К концу обучения учащиеся должны знать:

- основы проектирования систем электро- и теплоснабжения;

- основы электроники;

- основы энергосбережения;

- основы эксплуатации электрического и теплового оборудования;

- основы монтажа тепло- и электрооборудования, электрических и тепловых сетей;

- основы монтажа внутренних электропроводок и оборудования;

- основы информационных технологий;

- основы электроэнергетики;

- основы электрического освещения, облучения;

- основы исследовательской работы и проектной деятельности;

- основы малой, альтернативной и возобновляемой энергетики;

- основы автоматизации технологических процессов;

- основы микропроцессорного управления энергооборудованием;

- основы электрических машин, трансформаторов, преобразователей электрической энергии;

- основы электротехники и электротехнологии;

- основы инженерной этики;

- основы программирования микроконтроллеров;

- технологии публичных выступлений;

- логику изложения и динамику построения научных докладов.

К концу обучения учащиеся должны уметь:

- работать в основных программах проектирования электрических схем;

- изготавливать простые технические устройства;

- организовать поиск информации, анализировать, интерпретировать и интегрировать полученную информацию для дальнейшей работы необходимой для творческого проекта;

- организовать работу в коллективе над совместным проектом;

- планировать свою творческую деятельность для достижения поставленной цели;

- использовать технологии публичных выступлений.

Особые условия проведения

Курс способствует формированию отношения школьников к труду, научно-техническому творчеству, профессии, развивает способности самостоятельно мыслить, творчески подходить к работе.

Способом определения результативности работы за год является: участие школьников в региональных и федеральных конкурсах, олимпиадах, соревнованиях, демонстрация научно-технических проектов учащихся на форумах и фестивалях, защита проектов на внутривузовском профессиональном конкурсе "Юный Энергетик".

Материально-техническая база

Реализация программы требует наличия учебного кабинета.

Радиодетали для технического проекта

Название Кол-во

1 Паяльная станция 7

2 Набор пинцетов 7

3 Канифоль 20

4 Олово 20

5 Губка для чистки 7

6 Кусачки 5

7 Мультиметр 5

8 Клей пистолет 3

9 Стержни для клея 5

10 Светодиоды 5

11 Диоды 2

12 Аккумулятор крона 2

13 Зарядник для кроны 2

14 Набор резисторов 3

15 Набор транзисторов 3

16 Солнечные панели 10

17 Мини ветрогенераторы 10

18 макетные платы без пайки 20

19 макетные платы текстолит 10

20 Источник напряжения 5

21 разъемы для кроны 2

22 Тестер для батарей 2

23 Аккумуляторы с зарядкой 5

24 Бокс для аккумуляторов 1 бат 10

25 Бокс для аккумуляторов 2 бат 10

26 Бокс для аккумуляторов 4 бат 5

27 Набор мультивибратор (мигалка) 20

28 Набор Елка 5

29 Набор часы 10

30 Набор светокуб 10

31 Провода 10