Художественное вязание крючком

  • Описание
  • Группы
  • Отзывы
  • Место на карте

Вязание – прекрасное древнее, но не стареющее рукоделие. Оно является подлинно массовым искусством, собравшим по крупицам опыт художественного творчества всех эпох и народов. Традиционный вид русского вязания – узорное (орнаментное) вязание встречается в народном костюме не только русского народа, но и практически у всех народов, населяющих Россию.

Эта область традиционного народного искусства живет и развивается и в наши дни. В последнее время мы вернулись к традиционным геометрическим узорам, к праздничной многоцветности народного искусства: деревенские рукавички и чулки (гетры), шапочки, шарфы завоевали современную моду. Узорное вязание на спицах – рукоделие наших бабушек и прабабушек – одна из немногих традиций народного искусства, которое сохранилось до наших дней.

Актуальность данной программы заключается в том, что через приобщение детей к искусству художественного вязания, которое основано на народных традициях, оказывается влияние на формирование их художественного вкуса; развитие творческих качеств личности; открываются пути для дальнейшего совершенствования и в других областях культуры и искусства, что способствует гармоничному развитию личности в целом.

Педагоги

Забихолова Марзия Гафаевна- педагог дополнительного образования, образование высшее, стаж работы - 26 лет.

Учебный план

36 учебных недель, 144 часа в год, 4 часа в неделю (2 раза в неделю по 2 часа)

Цели программы

Цель программы – раскрытие творческого потенциала ребёнка посредством занятий художественным вязанием.

Задачи программы

 Обучающие:

· познакомить с историей художественного вязания и традициями русского узорного вязания;

· раскрыть значимость народного искусства в сфере современного декоративно-прикладного искусства;

· обучить техническим приёмам вязания крючком, спицами;

· познакомить обучающихся с законами цветоведения и колористики;

· изучить основные принципы построения декоративной композиции.

 Развивающие:

· развивать интерес к народному и декоративно-прикладному искусству;

· развивать творческие способности и стремление обучающихся к творческому познанию и самовыражению;

· развивать у обучающихся художественный образ мышления, в том числе внимания, памяти, фантазии, воображения;

· содействовать гармоничному развитию личности, совершенствованию её духовно-нравственных качеств;

· способствовать формированию у обучающихся интереса к исследовательской деятельности;

· развивать коммуникативные качества, обеспечивающие совместную деятельность в группе.

 Воспитательные:

воспитывать уважение к культурному наследию своего народа; привитие интереса и любви к художественному вязанию, как виду художественного творчества;
воспитывать терпение, волю, трудолюбие в достижении цели;
воспитывать стремление к самостоятельному творчеству.

 

Результат программы

В результате обучения дети должны знать:

· правила техники безопасности при работе с колющими и режущими предметами, утюгом;

· общие сведения по истории вязания;

· основные виды декоративно-прикладного искусства;

· основные технические приемы вязания крючком и спицами;

· необходимые материалы и оборудование для ручного вязания;

· основные этапы изучения цвета, классификацию цветов спектра (главные и промежуточные, холодные, тёплые, нейтральные, пограничные, ахроматические, хроматические цвета);

· основные художественные промыслы Поволжья;

· основные традиционные центры художественного вязания в России;

· основные виды и типы орнаментов;

· условные обозначения и несложные схемы вязания;

должны уметь:

· подобрать необходимое оборудование и материал для работы;

· производить расчет петель для вывязывания несложного изделия;

· пользоваться схемами вязания (условные обозначения);

· вывязывать несложные узоры крючком и спицами;

· составлять орнаментальную полосу;

· вывязывать орнамент согласно схеме (2-3 цвета);

· вышивать орнамент по петлям;

· выполнять работу средней сложности (вязание шарфа, шапки, варежек, носков);

· оформить готовое вязаное изделие (кисти, помпоны, кайма и пр.);

· организовать и содержать в порядке свое рабочее место;

· отпаривать готовое трикотажное изделие;

также у обучающихся должны сформироваться и закрепиться личностные качества:

· усидчивость, терпение, аккуратность, настойчивость в достижении цели, желание добиваться хорошего результата;

· умение работать в коллективе;

· взаимопомощь.

 

В результате дети должны освоить -

· все виды ручного вязания (вязание спицами, крючком, длинным крюком, на вилке);

· основные трикотажные швы;

· основные законы цветоведения и колористики;

· основные приёмы вязания несложных трикотажных изделий по выкройке;

· основные художественные промыслы России (русский народный костюм различных регионов России;

должны уметь:

· вязать предметы одежды по выкройке;

· соединять детали изделия;

· полностью выполнять расчёт задуманного изделия согласно выбранному узору и пряже;

· проводить тепловую обработку и стирку изделий из трикотажа;

· вести учебно-исследовательскую и проектную деятельность;

должны получить дальнейшее развитие личностные качества:

· уважительное отношение к народному искусству;

· отзывчивость, взаимопомощь;

· умение адекватно реагировать на проявление зависимого поведения среди подростков;

· интерес к творческому познанию (учебно-исследовательская деятельность).

Материально-техническая база

Дидактический материал к программе

Для успешной реализации программы автором и педагогом по вязанию разработаны наглядные и дидактические пособия.

· Скворцова И. Н. Узорное вязание. Метод. пособие. – М.: МГДД(Ю)Т, 2001; Муранова Н. Н. Использование элементов традиционного Сапожковского ткачества в коллекции моделей одежды из трикотажа (машинное вязание). Метод. пособие. – М., 2007.

· Разработка коллекции трикотажных изделий для украшения интерьера по теме «Русский Север»;

· Орнамент художественных изделий народов Севера Сибири и Урала;

· Альбом образцов ручного вязания спицами;

· Альбом образцов ручного вязания крючком;

· Художественные промыслы Ленинградской области;

· Разработка коллекции трикотажных изделий по мотивам вышивки Тамбовской области;

· Использование традиционного орнамента Сапожковского ткачества в современном трикотаже. Метод. пособие;

· Использование орнамента вышивки Русского Севера и Урала в трикотаже для украшения современного интерьера;

Кадровое обеспечение программы: учитель технологии, владеющий многообразием техник, приёмов ручного вязания, хорошо ориентирующийся в традиционном народном и декоративно-прикладном искусстве, знающий основы трикотажного производства, постоянно повышающий свой уровень профессионального мастерства.