Шахматы

  • Описание
  • Группы
  • Отзывы
  • Место на карте

Учащиеся знакомятся с историей возникновения шахматной игры, шахматной доской, фигурами, учатся выполнять различные дидактические задания, разыгрывать положения с ограниченным количеством фигур, блоки игровых позиций на отдельных фрагментах доски. Большое место отводится изучению “доматового” периода игры.

На занятиях используется материал, вызывающий особый интерес у детей: загадки, стихи, сказки песни о шахматах, шахматные миниатюры и инсценировки. Ключевым моментом занятий является деятельность самих детей, в которой они наблюдают за передвижением фигур на доске, сравнивают силу фигур и их позицию, делают выводы, выясняют закономерности, делают свои первые шаги на шахматной доске. Большое значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность детей на занятиях, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций.

Учебный курс включает шесть тем: “Шахматная доска”, “Шахматные фигуры”, “Начальная расстановка фигур”, “Ходы и взятие фигур”, “Цель шахматной партии”, “Игра всеми фигурами из начального положения”. На каждом из занятий прорабатывается элементарный шахматный материал с углубленным изучением отдельных тем. Основной упор на занятиях делается на детальном изучении силы и слабости каждой шахматной фигуры, ее игровых возможностей. В программе предусмотрено, чтобы уже на первом этапе обучения дети могли сами оценивать сравнительную силу шахматных фигур, делать выводы о том, что ладья, к примеру, сильнее коня, а ферзь сильнее ладьи.

 

Педагоги

Старков Владимир Викторович - учитель английского языка, педагог дополнительного образования - высшее образование, 1 категория, стаж работы - 31 год.

Учебный план

144 часа в год (4 часа в неделю).

Цели программы

Научиться играть в игру "Шахматы"

Результат программы

Конце года учащийся:

 имеет представление об организации шахматных соревнований,

 уверенно владеет тактическими приемами, старается их сочетать,

 умеет строить и старается реализовывать свои стратегические планы,

 знает, как разыгрываются основные дебюты и окончания,

 с удовольствием играет в шахматы, участвует в соревнованиях, различных мероприятиях, стремится узнавать новое,

 знает и старается выполнять правила этикета при игре в шахматы,

 осознает свои ошибки, видит ошибки соперника,

 может самостоятельно оценить позицию – преимущества и недостатки у каждой из сторон, возможные варианты развития событий,

 для выигрыша партии не стремится к излишнему перевесу в качестве,

 играет, как минимум, на уровне четвертого спортивного разряда.

Особые условия проведения

Работа с детьми по данной программе наряду с теоретическими и практическими занятиями в группах, проходит и индивидуально для лучшего усвоения материала. Занятия многообразны по своей форме – помимо лекций, бесед, игровых занятий и выполнения упражнений по пройденной теме, это и сеансы одновременной игры с руководителем, и конкурсы по решению задач, этюдов, турниры, игры с гандикапом, игры различного типа на шахматную тематику, учащиеся готовят доклады по истории шахмат, проводятся анализы сыгранных на ответственных турнирах партий.

Материально-техническая база

 

Для реализации программы используются следующие средства:

1. Комплекты шахматных фигур с досками – 8 шт.

2. Доска демонстрационная самодельная с комплектом фигур на магнитах – 1шт.

3. Раздаточный материал с упражнениями по изучаемому материалу.