Литературное краеведение

Задачи всемирного повышения роли литературы в воспитании и образовании молодого поколения настоятельно требуют использования всех видов и форм работы, в том числе и литературного краеведения.

Ценность литературного краеведения заключается в том, что оно, расширяя и обогащая знания школьников о родных местах, о людях проживающих рядом, прививает им любовь и уважение к истории культуры родного края, помогает полнее ощутить и осознать связь литературы с жизнью.

Знакомство с жизнью и творчеством писателя помогает учащимся лучше понять художественную правду произведения, красоту языка, глубину мыслей и чувств.

Посещение мест воспетых писателем, вызывает обострённое чувство красоты природы.

Педагоги

Лушникова Марина Ивановна

Учебный план

Введение. Красота и богатство родной природы. Необходимость бережного отношения к природе. - 1 ч.

Н.М.Карамзин. Пейзажная лирика. Чтение и анализ стихотворений о природе Н.М.Карамзина. Понятие о жанре пейзажной лирики. Лирический герой произведений Н.М.Карамзина.- 3ч.

Н.М.Языков. Симбирский край в жизни и творчестве Н.М.Языкова. Художественное своеобразие поэзии Н.М.Языкова. Чтение и анализ стихотворений Н.М.Языкова. −3ч.

С.Т.Аксаков – знаток и певец природы родного края. Стихи и рассказы о родной природе. Особенности поэтического языка. Чтение и анализ произведений С.Т.Аксакова. Закрепление понятия пейзаж в художественном произведении.- 3ч.

Д.Д. Минаев. Поэт-патриот. Чтение и анализ стихотворений Д.Д.Минаева о природе по выбору. Призыв любить и беречь всё живое. Поэтическая миниатюра как жанр в творчестве Д.Д. Минаева. −3ч.

Д.Н. Садовников – певец родной земли. Патриотизм автора. Чтение и анализ стихотворений Д.Н. Садовникова по выбору. Богатство языковых средств. – 2ч.

А.А. Коринфский – «волжский певец». Чтение и анализ стихотворений А.А.Коринфского о природе. Творчество поэта и фольклор. – 2ч.

С.Г. Скиталец. Слово о поэте. Пейзажная лирика и её особенности в творчестве С.Г. Скитальца. Чтение и анализ стихотворений поэта. Особенности языка. – 2ч.

Александр Ширяевец. Слово о поэте. Поэтизация деревни и старины. Чтение и анализ стихотворений А.Ширяевца. Народнопесенные элементы в языке поэта. – 2ч

Современные волжские поэты. Обзор творчества с чтением и обсуждением стихотворений и отрывков. Традиции и новаторство. – 1ч.

Н. Благов. Слово о поэте. Обзор творчества. Чтение и анализ стихотворений по выбору. – 1ч.

В.Гришин. Слово о поэте. Обзор творчества. Чтение и анализ стихотворений по выбору. – 1ч.

В.Пырков. Слово о поэте. Обзор творчества. Чтение и анализ стихотворений по выбору. – 1ч.

В.Агапов Слово о поэте. Обзор творчества. Чтение и анализ стихотворений по выбору. – 1ч.

Ф.Ракушин. Слово о поэте. Обзор творчества. Человек и природа – главная тема творчества. Чтение и анализ стихотворений по выбору. – 1ч.

Современные волжские прозаики. Обзор с чтением и обсуждением отрывков из художественных произведений. – 1ч.

В.Черников. Рассказ «До ружья». Г. Левин. Рассказ «По грибы». В. Стрекач Рассказ «Тюха». Проблемы экологии в рассказах. – 3ч.

Автобусная экскурсия «Литературные места Ульяновска». – 2ч.

Игра «Счастливый случай» (на краеведческом материале) – 1ч.

Отражение истории Симбирска в мемуарной и художественной литературе. Развитие культуры края. – 1ч.

История города Симбирска и края в очерковой литературе. Очерки М.Ф. Суперанского «Симбирск и его прошлое», Д.П. Ознобишина «Поливна», В.Сидорова «Путевые заметки и впечатления», В.А. Соллогуба «Поездка в Архангельское», И.А. Гончарова «На родине», В.Г. Короленко «И.А. Гончаров и «молодое поколение». Чтение и анализ очерков или фрагментов. Очерк как жанр публицистики. – 8ч.

Образ города Симбирска и края в лирике. Поэтическая летопись Симбирска в стихотворениях Д.П. Ознобишина, К.И. Коренева, П.А. Александрова, С.Г. Скитальца, Н. Благова и др. – 5ч.

Сатирический облик края. М.Ю. Лермонтов и наш край. Отрывок из поэмы «Сашка». Д.Д. Минаев и Симбирск. «Губернская фотография». Чтение и анализ фрагментов произведения. – 4ч.

Лицо времени в эпических произведениях. Н.М. Карамзин. Быт и нравы симбирских дворян в романе «Рыцарь нашего времени». Чтение и анализ фрагментов. Сочетание сентиментального и романтического в произведении. Неоконченность романа как художественный приём. – 3ч.

В.А. Соллогуб и Симбирский край. Чтение и анализ отрывков из рассказов «Три жениха», «Медведь», «Собачка». Анекдотичность сюжетов. – 2ч.

Д.В. Григорович и наш край. Деревенский колорит произведения «Деревня». Чтение и анализ фрагментов. Языковые средства создания деревенского быта. – 1ч.

Л.Н. Толстой и его симбирские впечатления в рассказе «Фальшивый купон». Чтение и анализ фрагментов. Нравоучительный характер рассказа. – 1ч.

А.Н.Толстой. Симбирские корни А.Толстого. Рассказы и повести из цикла «Заволжье» (по выбору). Патриотизм автора. Своеобразие языка. Ирония в произведениях А.Толстого. – 2ч.

Симбиряк глазами Максима Горького. Чтение и анализ отрывка из повести «Мои университеты». Жанровое своеобразие произведения. Мемуарность и историчность. – 1ч

А.С. Неверов – наш земляк. Рассказ «Весёлые ребята». Чтение и анализ отрывков. Гуманизм и оптимизм автора. Самобытность языка. – 1ч.

Ф. Панфёров. «Недавнее прошлое». Чтение и обсуждение фрагментов повести. Автобиографическая основа и реалистичность произведения. – 1ч.

Обобщающие занятия. Экскурсия по литературным местам Ульяновска или области. – 3ч.

Конкурс «Умники и умницы» (на краеведческом материале). – 2ч.

Цели программы

- изучение творчества писателей и поэтов, которые родились в наших краях или посещали их;

-воспитание коммуникабельной личности, обладающей высоким уровнем самосознания и самостоятельности, богатым духовно-нравственным потенциалом, развитыми творческими способностями;

-изучение творчества поэтов и писателей, которые тесно связаны с нашим краем.

Результат программы

Личностные:

· формировать мотивацию школьников к процессу изучения литературы Ульяновской области как предмету, необходимому для самопознания;

· понимание значимости литературы Ульяновской области как части национальной и мировой культуры; уважительное отношение к литературе народов многонациональной России; бережное отношение к традициям, к прошлому, настоящему и будущему своего края, страны;

· в процессе чтения формировать основы гражданской идентичности; развивать эстетические чувства на основе знакомства с культурой Ульяновской области и чувства сопричастности;

· развивать интерес к творчеству;

· формировать мотивацию к чтению литературы региональной, в том числе и во время досуга;

· развивать морально – этические представления.

Метапредметные:

· формировать умения использовать различные способы поиска материала (в справочниках, в открытом информационном пространстве сети Интернета, в музеях города и виртуальных, на встречах с ныне живущими писателями, поэтами редакторами и сотрудниками газет и журналов и разными людьми, имеющими информацию) в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями предмета;

· умения черпать информацию, получать эстетическое наслаждение от общения с живой природой родного края; умения решения поисковых и творческих задач при работе с региональной литературой;

· развивать умения исследовательской деятельности;

· формировать коммуникативные умения для решения коммуникативных и познавательных задач;

· развивать умение сотрудничать для решения коллективной поисковой или творческой задачи; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

· формировать умения готовить полученные материалы к публикации; к защите; умения поиска, сбора, изучения материала;

· совершенствовать владение логическими действиями;

· развивать готовность быть участником диалога, диспута, дискуссии; развивать интерес к исследовательской и проектной деятельности.

Предметные:

· совершенствовать различные виды чтения и пересказа;

· умения пользоваться библиотечным фондом;

· умения составлять отзывы, брать интервью, писать статьи, заметки, репортажи, творческие работы;

· формировать умения по применению литературоведческих понятий для характеристики текста и персонажей.