Юные туристы -краеведы

Программа предполагает организацию оздоровительно-познавательной деятельности средствами туризма под руководством педагогов таким образом, чтобы оказывалось преимущественное воздействие образовательно-воспитательного процесса на двигательную, творческую, познавательную и эмоциональную сферу ребенка в непосредственном контакте с действительностью – окружающей природной и социальной средой. При этом адаптация организма ребенка к физическим нагрузкам предполагает необходимость их строгого дозирования по объему, продолжительности и напряженности в соответствии с полом и возрастом, а также индивидуальным уровнем функционального и биологического развития обучающихся.

Программа построена в форме своеобразного «образовательного маршрута» – путешествия в окружающую среду с элементами ее познания. «Образовательный маршрут» предполагает реализацию принципов дифференциации и личностно ориентированной деятельности при педагогической поддержке, соответствующей уровню подготовленности детей.

Учебный план

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ТУРИСТСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ «ЮНЫЕ ТУРИСТЫ-КРАЕВЕДЫ»

Наименование тем и разделов

1. Введение
1.1. Оздоровительная роль туризма
1.2. Правила поведения юных туристов

2. Азбука туристско-бытовых навыков юного туриста
2.1. Основы безопасности в природной среде
2.2. Основы безопасности дома и в школе
2.3. Личное снаряжение и уход за ним
2.4. Питьевой режим на туристской прогулке
2.5. Групповое снаряжение и уход за ним
2.6. Индивидуальный и групповой ремонтный набор
2.7. Организация биваков и охрана природы
2.8. Туристская группа на прогулке (экскурсии)

3. Азбука топографии
3.1.Мой дом, моя школа, школьный двор
3.2. План местности
3.3. Условные знаки

4. Туристское и экскурсионное ориентирование
4.1. Ориентирование по сторонам горизонта
4.2. Ориентирование на местности
4.3. Виды туристского ориентирования
4.4. Экскурсионное ориентирование

5. Личная гигиена и первая доврачебная помощь
5.1. Личная гигиена юного туриста
5.2. Оказание первой доврачебной помощи
5.3. Обработка ранок, ссадин и наложение простейших повязок
5.4. Индивидуальная и групповая медицинская аптечки
5.5. Способы транспортировки пострадавшего

6. Основы краеведения
6.1. Родословие
6.2. Моя школа
6.3. Природа моего края

7. Азбука спортивно-оздоровительного туризма
7.1. Пешеходный туризм
7.2. Полоса препятствий пешеходного туризма (осень, весна)
7.3. Лыжный туризм

8. Общая спортивно-оздоровительная физическая подготовка
8.1. Общая физическая подготовка и оздоровление организма
8.2. Психолого-педагогическая и врачебно-медицинская диагностика функционального и физического развития и тестирование обучающихся


Зачетный летний поход – вне сетки часов.

 

 

 

  

 

 

 

Цели программы

Развитие двигательной, функциональной и познавательной активности учащихся младших классов, укрепление их здоровья, психическое и физическое оздоровление организма в процессе туристско-познавательной деятельности

Результат программы

Обучающиеся знакомятся с окружающим их миром – своей семьей, своим классом, своей школой, своим микрорайоном (населенным пунктом), ближайшей зеленой зоной (парком, лесом, рекой); у них формируются начальные навыки здорового образа жизни и безопасного поведения в окружающем мире, участвуют в одно-двухдневных мини-походах по родному краю – ближайшим окрестностям своего населенного пункта; закрепляют и совершенствуют навыки здорового образа жизни, охраны окружающей природной среды и безопасности жизнедеятельности.

Особые условия проведения

Систематическую оздоровительно-познавательную, туристско-краеведческую деятельность необходимо строить на непрерывно сменяющих друг друга, а в некоторых случаях и накладывающихся друг на друга циклах (макро-, микро- и мезо-), каждый из которых должен включать подготовку к мероприятию, его организацию и проведение и подведение его итогов (оформление выставки творческих работ; творческие отчеты – инсценировки, рассказы и пр.; оформление стенных фотогазет; проведение вечеров, состязаний и КВНов, совместный анализ достижений и промахов на состязаниях и мини-соревнованиях).

Предполагается, что большая часть занятий будет проводиться на открытом воздухе, на школьном дворе или в парке (лесопарке). В осенние, зимние и весенние каникулы предполагается активное участие обучающихся в туристско-краеведческих и спортивно-оздоровительных мероприятиях в рамках программы «Каникулы».

Педагогическая эффективность оздоровительно-познавательной, туристско-краеведческой деятельности будет выше, если каждый обучающийся будет включаться в эту деятельность посредством выполнения соответствующим его возрастным особенностям и индивидуальным творческим способностям, мотивам и интересам игровых должностей (ролей): организационно-хозяйственных (командир, физорг, ремонтный мастер, штурман, дежурный, заведующий снаряжением, санинструктор и т. д.) и познавательно-краеведческих (знаток погоды, знаток птиц, знаток растений, знаток трав, знаток улицы, знаток достопримечательностей и т. д.). При этом педагогу необходимо формировать у воспитанников ответственное отношение к исполнению должностно-ролевых обязанностей, пунктуальность, инициативность, коллективизм.

Программа предусматривает проведение систематической (не менее 2-х раз в течение каждого года занятий) психолого-педагогической и медико-функциональной диагностики и тестирования обучающихся с целью контроля за влиянием занятий на их организм и отслеживания динамики развития функциональных, физических и творческих способностей детей. Такое наблюдение позволит своевременно корректировать объем, интенсивность и продолжительность нагрузок, а также поможет при разработке совместно с семьей и школой (классный руководитель, школьный психолог, школьный медицинский работник, организатор внеклассной и внешкольной работы) личностно ориентированных «образовательных маршрутов» для каждого воспитанника.