Культура народов Поволжья

Одной из наиболее актуальных проблем дополнительного образования становится соответствие характера образования психологическим условиям существования современного человека, требующим от него умения критически осмысливать происходящее, творчески подходить к решению проблем и самостоятельно строить своё поведение в ситуации выбора.

Дополнительное образование должно помочь детям успешно адаптироваться к жизни в современном обществе, максимально реализовать свой личностный и творческий потенциал. Но нельзя предугадать, что именно станет завтра важным, а что потеряет своё значение.

В этой ситуации только развитие творческих способностей, интеграция знаний в единую картину мира, ориентация в системе традиционных ценностей служат надёжным гарантом адаптации человека к современной жизни. С этой точки зрения наибольшей интегрирующей и смыслообразующей силой обладает язык культуры.

Знакомство с ним даёт возможность осознанно овладеть её специальным языком науки, права политики, искусства и т.д.

В этом и состоит основное назначение курса «Культура народов Поволжья».

Культура становится мощным фактором многогранного формирования и развития человека, преобразуя и обогащая потребности личности, превращаясь в человеческое качество. Её зрелость измеряется тем, как живёт и трудится личность, какой образ жизни она ведёт, и насколько человеческими являются её отношение к миру, к природе, к другим людям, как к самому себе.

Раскрывая взаимосвязь истории, быта, искусства народов Поволжья, программа даёт возможность поставить и решить важнейшие проблемы современного образования:

-создание условий для социально-культурной адаптации детей на базе народной культуры;

-развитие образного творческого мышления;

-формирование навыков критического мышления в условиях пропагандистского воздействия.

Программа имеет важное воспитательное значение. Формируется толерантное отношение к миру, актуализируется способность воспринимать свою национальную культуру как неотъемлемую составляющую мировой культуры.

Педагоги

Фахретдинова Г.М. - педагог дополнительного образования

Учебный план

Содержание темы
1. О нашей родословной. Происхождение имен, отчеств. Современные имена, отчества. Родословная моей семьи.
2.Природа и национальный характер
3. Природа и человек в языческой мифологии.
4. Народный календарь. Праздники, обряды, игры.
5. Былины и сказки народов Поволжья.
6. Народная педагогика.
7. Народные традиции в искусстве.
8. Фольклорно-этнографическая экспедиция

Цели программы

-пробуждение у обучающихся интереса к изучению культуры народов Поволжья;

-формирование человека-патриота, отличающегося высокой нравственностью, толерантностью;

-формирование у обучающихся представления об исторических традициях и ценностях культуры народов Поволжья;

Результат программы

В результате  обучающиеся должны знать:

-историческую географию Поволжья;

-национальности, проживающие в Поволжье;

-отличительные особенности русского, татарского, чувашского, мордовского, цыганского костюмов;

-главные национальные праздники этих народов;

-национальные обычаи;

-культурные традиции народов Поволжья;

-народные песни;

-представителей классической литературы татарского, чувашского, мордовского народов;

-известных национальных композиторов;

-терминологию по курсу.

 

Учащиеся должны уметь:

-приветствовать на основных языках области;

-играть в народные игры;

-быть толерантным к представителям других народностей;

-уметь исполнять основные танцевальные движения народов области;

-отличать национальные костюмы;

-уметь использовать терминологию.

 

Итогом воспитательной работы по программе является степень сформированности следующих качеств личности:

-гуманности;

-вежливости;

-трудолюбия;

-честности;

-любознательности;

-аккуратности;

-уровень развития межличностных отношений в коллективе.

 

Особые условия проведения

Методика работы по программе строится в направлении личностно- ориентированного взаимодействия с ребёнком, самостоятельную поисковую деятельность, пробуждая их к творческому отношению при выполнении заданий.

Задания содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям, в сочетании с практическими занятиями (экскурсии, оформление альбомов и пр.), необходимые для общего развития.

При реализации программы используются групповые и индивидуальные формы работы.