Народная кукла

Образовательная программа «Народная кукла» относится к художественной

направленности. Она направлена на возрождение традиций изготовления народной куклы и приобщению учащихся к народным истокам кукольного мира, развитие творческих способностей, художественного вкуса, создание условий для самореализации личности ребенка. Программа вводит детей в удивительный мир народной культуры, творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности. В содержании широко раскрывается художественный образ куклы, слова, связь народной культуры с духовными ценностями. Осуществляется развитие творческого опыта учащихся в процессе собственной художественно-творческой активности.

По данной программе дети имеют возможность не только обучаться изготовлению игрушек, но и изучать быт, обряды, отдельные предметы культуры, принимать участие в народных праздниках, играх, которые способствуют «погружению» в удивительный мир культуры.

Образовательная программа «Народная кукла» ориентирует на решение задач декоративно-прикладного образования и эстетического воспитания, т.е. рассматривает обучение и воспитание как единое целое. Данная программа носит комплексный характер и способствует формированию у обучающихся духовной и художественной культуры.

Народные куклы являются частью традиционной детской культуры. Они несут в себе определенные образы, ориентированные на традиционные представления о семье, семейном укладе, о женских и мужских ролях, о материнстве. В каждой проявляется индивидуальность, характер исполнителя. Такая система позволяет ребенку выразить свои внутренние особенности. При изготовлении отсутствует понятие неудачи, неправильности. Каждая кукла является особенной, неповторимой, как и сами дети.

Педагоги

Кузнеченкова Е.Е.- педагог дополнительного образования

Учебный план

Наименование темы

1.Вводное занятие. Беседа о технике безопасности.
2.Знакомство с программой кружка. История народной куклы. Классификация кукол, их функции и назначения.
3.Обереговые куклы:
Кукла « Берегиня сна».
Кукла «Успешница».
Кукла « Десятиручница».
Кукла «Пеленашка».
Кукла – мотанка.
Кукла – перевёртыш.
Кукла « Толстушка – Костромушка».
Кукла-крупеничка.
Кукла « Благополучница».
Кукла на здоровье.
Кукла « Веснянка».
Кукла «Желанница».
Кукла « Птица- радость».
Кукла « День и Ночь».
Кукла « Ангелочек».
Кукла « Домовушка».
Кукла « Кубышка – травница».
4.Применение лекарственных трав при изготовление кукол.
Тысячелистник, мята, зверобой.
Шалфей, мелисса, чабрец.
Крапива, душица.
Мать- и- мачеха, ромашка.
Одуванчик,
Сбор и хранение лекарственных трав.
5.Обрядовые куклы:
Кукла « Купавка».
Кукла « Неразлучница».
Кукла « Покосница».
Кукла « Коляда».
Кукла «Масленица».
Кукла « Кукушечка».
Кукла «Капуста».
Кукла « Козьма и Демьян».
Вербная кукла.
6.Игровая кукла:
Кукла « Полено».
Кукла «Барыня».
Куклы « Малышок – голышёк».
Кукла «на выхвалку».
« Кукла с косой».
Кукла «Молодуха».
« Кукла народная».
Кукла « Столбушка».
Кукла « Девка – баба».
7.Современная игрушка.
Обзор современных игрушек.
Заготовка и хранение выкроек- лекал.
Основные ручные швы.
Сувениры из ткани:
« Колобок» -раскрой, смётывание, сшивание, набивание, соединение, оформление.
и тп.


Цели программы

 Формирование духовно-нравственных ценностей обучающихся на основе изучения истории, культуры и традиций посредством народной куклы.

-знакомство обучающихся с историей, традициями и обрядами на Руси;

-обучение детей изготовлению традиционной народной куклы с использованием старинных техник.

Результат программы

- правила техники безопасности при работе с ножницами и иглами.

- классификацию тряпичных кукол и историю их возникновения.

- основные приемы изготовления народной куклы: сворачивание, скручивание, приматывание.

- основные виды швов: строчной, « вперёд иголку», « через край». Уметь:

- выполнять основные технологические операции, применяемые при изготовлении кукол;

- самостоятельно изготавливать игрушки;

- усвоить бережное и уважительное отношение к кукле как к объекту национальной истории и культуры;

Знать:

- правила раскроя сложных деталей из меха и ткани;

- типы и название кукол;

Уметь:

- соблюдать последовательность работ при изготовлении различных видов тряпичных кукол;

- соблюдать традиции при выполнении кукол;

- самостоятельно изготавливать куклы, костюмы для них.

Формами подведения итогов реализации программы «Народная кукла» могут быть выставки, проведение конкурса или викторины. Проведение итоговых выставок имеет большое воспитательное значение. На выставки рекомендуется приглашать гостей, педагогов, родителей. Выставки позволяют рассмотреть творческое продвижение всего коллектива.

Результаты обучения по программе педагог вносит в диагностическую карту. Кроме этого здесь же фиксируются наблюдения педагога. Оценивание идет по десятибалльной системе.

 

 

Особые условия проведения

Организационные формы проведения занятий могут быть:

Коллективные (в процессе освоения знаний работает вся группа).

Групповые (дети разбиваются на группы в соответствии с выполнением задания).

Такие занятия позволяют обучающимся овладеть необходимыми приемами и навыками в работе, накапливать теоретические знания. Эти знания активизируют познавательную и творческую деятельность, способствуют развитию отзывчивости, сотрудничеству со сверстниками и педагогом, самокритичности, добросовестного отношения к труду.

Учитывая возрастные и психологические особенности обучающихся, для реализации программы используют различные формы и методы обучения: рассказ, беседа, объяснение, а также практические занятия.

Беседа-метод обучения, при котором педагог использует имеющиеся у обучающихся знания и опыт. С помощью вопросов и полученных ответов подводит к пониманию и усвоению материала, а также осуществляет повторение и проверку пройденного.

В обучении используют разновидность рассказа-объяснения, когда рассуждения и доказательства сопровождаются учебной демонстрацией.

Практические упражнения – целью этих упражнений является применение теоретических знаний обучающихся в трудовой деятельности. Такие упражнения способствуют трудовому воспитанию.

Учебное занятие – основная форма организации образовательного процесса в учреждении дополнительного образования детей. Предела его совершенствованию нет. Главное не сообщение знаний, а выявление опыта детей, включение их в сотрудничество, активный поиск знаний и их обобщение.

Материально-техническая база

Основные инструменты и приспособления: иглы различного размера, булавки, напёрстки, ножницы, линейка, карандаши. Материалы: различные лоскуты ткани, меха, бумага, картон, нитки, вата, пуговицы, сухие лекарственные травы.