Эколог-исследователь

Разделы «Экология растений» и «Экология животных» посвящены изучению основных экологических особенностей представителей местной флоры и фауны. В нём подробно рассматриваются не только вопросы биологии, типичные особенности наших живых организмов, но и редкие, охраняемые, в том числе и реликтовые видов живых организмов своей местности. И здесь связующей нитью проходит мысль о связи внутреннего и внешнего строения организма с условиями его обитания (биотопом), осуществляется переход к понятию экотоп. Внимание учащихся заостряется на чувствительности всех живых существ к вмешательству человека в их среду обитания.

Третий раздел курса «Экология и здоровье человека» в нём рассматриваются критерии здоровья человека, факторы сохранения здоровья.

«Экология своей местности» посвящен проблемам той местности, где живет ученик, всему, что его окружает. Причем большинство проблем, как-то: выбросы котельных и автотранспорта, свалки, хищническое использование представителей растительного и животного мира, являются общими для многих населенных пунктов нашей необъятной страны, в чём и заключается универсальность данной авторской разработки. Особо акцентируется внимание на том, что же конкретно сами учащиеся, жители данного населённого пункта уже сегодня могут сделать для улучшения экологической обстановки в своем общем доме – своей малой Родине.

Логическим завершением курса является раздел «Охрана окружающей среды», в котором осуществляется плавный переход к правовым документам и нормативным актам, лежащим в основе регулирования эколого-правовых взаимоотношений предприятий и органов экологического контроля, что особенно важно при нынешних экологических условиях в стране, на пути построения правового государства в России. В этом же разделе учащимися осваивается основной понятийный аппарат экологической дисциплины, происходит знакомство с материалом, который связан с особо охраняемыми территориями: заповедниками, заказниками, национальными парками, памятниками природы, выявляется роль таких территорий как мест экологических исследований и научных разработок по спасению живой природы, эталонных участков земной поверхности, где в нетронутом виде остаются объекты растительного и животного мира. Здесь же акцентируется внимание учащихся не только на международной природоохранной деятельности, но и на конкретной роли каждого учащегося в деле охраны природы своей местности.

При освоении материала данного курса идет обращение к уже полученным знаниям из курсов природоведения, географии, ботаники, зоологии, химии. Прочные межпредметные связи – залог успешного и глубокого усвоения материала учеником.

Педагоги

Мурсалимова Д.Ш-  педагог дополнительного образования

Учебный план

Тема
1. Введение.
2. Оформление исследовательских работ
3. Экология растений
4. Экология животных
5. Экология и здоровье человека
6. Экология своей местности
7. Охрана окружающей среды

ИТОГО: 144 часа

Цели программы

- Формирование ответственного отношения обучающихся к окружающей среде и здоровью человека на основе воспитания экологического сознания и экологически грамотного отношения к природе вообще и природе родного края, в частности.

- Формирование знаний, умений и навыков самостоятельной экспериментальной и исследовательской деятельности, развитие индивидуальности творческого потенциала ученика.

Результат программы

В результате освоения программы, обучающийся должен знать:

· первоначальные умения и навыки экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения;

· определения основных экологических понятий (фитоценоз, сукцессия, ярусность, заповедник, заказник, национальный парк, реликт, агроценоз, фитоценоз, экотоп, биотоп, экотон и др.);

· об отношениях организмов в популяциях;

· о строении и функционировании разных сообществ, ярусное распределение организмов в экосистемах;

· о биологическом разнообразии как важнейшем условии устойчивости популяций и биоценозов своей местности;

· основные типы сообществ своего родного края;

· растения и животные своей местности (обычные, редкие, лекарственные, охраняемые, категории охраны);

· сроки сбора лекарственных растений, правила заготовки лекарственного сырья;

· роль растений и животных в природе и жизни человека, рациональное использование животного и растительного мира своей местности;

· о современном состоянии и охране атмосферы (баланс газов в атмосфере, её загрязнении, источники загрязнения, борьба с загрязнением, очистные сооружения);

· о рациональном использовании и охране водных ресурсов (бережное расходование воды, борьба с загрязнением, очистные сооружения и их эффективность, использование оборотных вод);

· об использовании и охране недр (проблемы исчерпаемости минерального сырья и энергетических ресурсов, бережное использование полезных ископаемых своей местности);

· о рациональном использовании и охране почв (причины потери плодородия и разрушение почв, ускоренная эрозия, её виды);

· современные проблемы охраны природы (аспекты, принципы и правила охраны природы, правовые основы охраны природы);

· о современном состоянии, использовании и охране растительности (причины и последствия сокращения лесов, меры по сохранению и восстановлению лесных ресурсов, охрана редких и исчезающих видов растений, Красная книга, Красная книга Ульяновской области и их значение в охране редких и исчезающих видов растений);

· о рациональном использовании и охране животных (прямое и косвенное воздействие человека на животных и их последствия, причины вымирания видов животных, охрана охотничье-промысловых и редких видов животных, роль заказников в охране животных, значение Красной книги МСОП и Красной книги Ульяновской области в охране редких и исчезающих видов).

Особые условия проведения

Занятия по программе «Эколог – исследователь» включают теоретические, практические, экскурсионные, индивидуальные, контрольные и резервные часы. Раскрытие теоретических основ курса «Эколог – исследователь» осуществляется в форме лекций, видеолекций, бесед в непринужденной обстановке по принципу «от простого к сложному» с учётом уже имеющихся базовых школьных знаний.

Практическая и исследовательская часть программы предусматривает как групповую форму, так и самостоятельную работу. Основные виды практических работ: игра – обучение, игра – путешествие, круглый стол, экологические рейды, разработка исследовательских проектов, пресс – конференция, деловые игры, лабораторные работы.

Индивидуальный вид занятий связан с потребностью вести самостоятельную научно – исследовательскую работу. Данный вид занятий реализуется в рамках времени, отведённого на группу. Осуществляются индивидуальные занятия по двум направлениям:

- работа с учащимися по индивидуальной программе (помощь в разработке тем и оформлении научных исследований, консультативная помощь и т.д.);

- выполнение учащимися индивидуальных занятий (разработка проекта, подготовка доклада, сообщения, подбор списка литературы, изготовление коллекции или гербария и т.д.).

Экскурсионная форма занятий позволяет ознакомиться с областью применения экологических знаний, как в природе, так и на производстве. Одна из форм проведения этого вида занятий – экскурсия с элементами исследования – позволяет соединить теорию, практику и контроль.

Кон­троль знаний и умений – это сигнальная система успешности освоения программы. Фор­мы контроля программы построены в виде ролевых игр, игр-викторин, игр-конкурсов, предлагающих учащим­ся различные экологические задачи; экологических эстафет, конференций, от­четов, выставок, тестов и защиты исследовательских проектов.

Материально-техническая база

Оборудование.
Комнатные растения.
Плоды и семена растений.
Влажные препараты.
Беззубка.
Гадюка.
Развитие лягушки.
Развитие тритона
Развитие птицы
Коллекции.
1)Коллекция шишек, плодов, семян деревьев и кустарников
2)Насекомые и их естественные враги.
3)Насекомые вредители культурных растений.
4)Коллекция представителей отрядов насекомых.
5)Коллекция «Лён».
6)Хлопок и продукты его переработки.
7)Коллекция образцы коры и древесины.
8)Коллекция семян и плодов.
9)Коллекция насекомых.
10)Коллекция голосеменных растений.
11)Коллекция деревьев и кустарников.
12)Растительность низменного типа болот.
Гербарии.
1)Гербарий по систематике растений.
2)Гербарий по морфологии растений
2)Гербарий культурных растений.
3)Гербарий жизненных форм растений
4)Гербарий деревьев и кустарников
5)Гербарий лекарственных растений.
Общее лабораторное оборудование.
1)Стеклянная посуда: пробирки, колбы, стаканы.
2)Наборы препаровальных инструментов.
3)Предметные и покровные стёкла.
4)Микроскоп
4)Семена огурцов, зерновок пшеницы и овса.
5)Секундомер или часы с секундной стрелкой.
6)Лупа
7)Рулетка
8)Термометр