Компьютерная грамотность

  • (1)

Основной формой обучения по данной программе является учебно-практическая деятельность обучающихся. Приоритетными методами её организации служат практические, поисково-творческие работы. Все виды практической деятельности в программе направлены на освоение различных технологий работы с информацией и компьютером как инструментом обработки информации.

На каждом этапе обучения курса выбирается такой объект или тема работы для обучающихся, который позволяет обеспечивать охват всей совокупности рекомендуемых в программе практических умений и навыков. При этом учитывается посильность выполнения работы для обучающихся соответствующего возраста, его общественная и личностная ценность, возможность выполнения работы при имеющейся материально-технической базе обучения.

Большое внимание обращается на обеспечение безопасности труда обучающихся при выполнении различных работ, в том числе по соблюдению правил электробезопасности.

Педагоги

Учитель математики: Солаев Вадим Петрович

Учебный план

Учебно-тематический план. 1 – 2 класс (1 час в неделю)

Знакомство с техникой безопасности в компьютерном классе. Знакомство с компьютером. Сферы применения компьютеров в жизни человека. 1 ч.

Некоторые устройства и возможности персональных компьютеров – сказка «Компьютерная школа» Что умеет делать компьютер? Из чего состоит компьютер? 1 ч.

Понятие и назначение курсора. Управление мышью. 1 ч.

Клавиатура. Клавиатурные тренажёры. 1 ч.

Клавиатурные тренажёры. 1 ч.

Компьютерные программы. Как работают компьютерные программы. Запуск программы. Завершение выполнения программы. 1 ч.

Компьютерное письмо. Текстовые редакторы. 4 ч.

Понятия вверх, вниз, вправо, влево. 2 ч.

Развитие внимания. 3 ч.

Выделение существенных признаков предмета 1 ч.

Выделение существенных признаков группы предметов 2 ч.

Выявление закономерностей в расположении предметов 2 ч.

Понятие множества. Вложенность и пересечение множеств 1 ч.

Решение логических задач. Выявление закономерностей в расположении предметов. 3 ч.

Урок загадок. 1 ч.

Логика и конструирование 3 ч.

Симметрия 1 ч.

Закономерность в ряду предметов или чисел 1 ч.

Решение логических задач 2 ч.

Резерв 2 ч.

Итого 34 ч.

 

Учебно-тематический план. 3 – 4 класс (1 час в неделю)


Введение. Tехника безопасности в компьютерном классе. Некоторые устройства и возможности персональных компьютеров. 1 ч.

Краткая история создания ПК. Назначение и принципы работы. Загрузка ОС и порядок завершения работы. 1 ч.

Удобства графического интерфейса. Рабочий стол. Панель задач. 1 ч.

Окно – как основное понятие. Режим работы окна. 1 ч.

Представление о файловой системе. Каталоги. Папки. 1 ч.

Поиск, копирование, перемещение, удаление файлов и папок. 1 ч.

Буфер обмена. Работа с группой объектов. 1 ч.

Развитие внимания. Понятия вверх, вниз, вправо, влево. 2 ч.

Выделение существенных признаков предмета. 1 ч.

Знакомство с множествами. 1 ч.

Вложенность множеств. 1 ч.

Логика и русский язык. 1 ч.

Подготовка к введению понятий «симметрия». Игра «Путешествие в страну Зазеркалье» 1 ч.

Симметрия. 1 ч.

Симметрия. Паркеты. 1 ч.

Решение логических задач. 1 ч.

Логика и математика 1 ч.

Что такое информация? Виды информации 1 ч.

Способы передачи и получения информации 1 ч.

Кодирование и декодирование информации 2 ч.

Кодирование информации с помощью алфавита, пронумерованного по порядку. 1 ч.

Логические концовки 1 ч.

Истинные и ложные высказывания, выводы из пары посылок; простейшие логические выражения с использованием связок «и», «или», «не», «найдется», "для всех" 1 ч.

Понятие алгоритма и исполнителя. Примеры алгоритмов 1 ч.

Алгоритмы в математике и русском языке 1 ч.

Способы записи алгоритмов 1 ч.

Виды алгоритмов. Способы записи алгоритмов. Линейные алгоритмы. Игра «Фокусы с числами» 1 ч.

Работа в алгоритмической среде 1 ч.

Исполнитель Колобок на линейке. 2 ч.

Резерв 2 ч.

Итого 34 ч.

Цели программы

Цели изучения основ информатики в начальной школе:

1. освоение знаний, составляющих начала представлений об информационной картине мира и информационных процессах, способствующих восприятию основных теоретических понятий в базовом курсе информатики и формированию алгоритмического и логического мышления;

2. овладение умением использовать компьютерную технику как практический инструмент для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни;

3. развитие первоначальных способностей ориентироваться в информационных потоках окружающего мира и применять точную и понятную инструкцию при решении учебных задач и в повседневной жизни;

4. воспитание интереса к информационной и коммуникативной деятельности, этическим нормам работы с информацией; воспитание бережного отношения к техническим устройствам.

Результат программы

1 – 2 класс

В результате обучения учащиеся должны:

- знать правила поведения в компьютерном классе;

- знать основные сферы применения компьютеров;

- уметь ориентироваться на клетчатом поле в направлениях «вверх», «вниз», «вправо», «влево«;

- уметь точно выполнять действия под диктовку учителя;

- уметь проводить анализ при решении логических задач;

- иметь понятие о множестве;

- уметь приводить примеры множеств предметов и располагать их в порядке расширения или в порядке сужения объема понятий;

- уметь находить общий признак для группы предметов;

- знать понятие существенного признака предмета;

- уметь выделять существенный признак предмета и группы предметов;

- уметь выявлять закономерности в расположении предметов и продолжать последовательности с учетом выявленных закономерностей;

- уметь предлагать несколько вариантов «лишнего предмета» в группе однородных предметов;

- уметь конструировать фигуру из ее частей по представлению;

- уметь разделять фигуру на заданные части по представлению;

- уметь использовать повороты при решении логических задач и при работе с прикладными программами;

- иметь представление о различных формах курсора;

- знать назначение клавиш Enter, BackSpace, пробел;

- уметь управлять объектами на экране монитора.

 

 

3 – 4 класс 

- знать и уметь рассказывать правила поведения в компьютерном классе;

- знать основные сферы применения компьютеров;

- знать основные устройства компьютера;

- уметь решать задачи, связанные с анализом исходных данных;

- уметь выделять признак, по которому произведена классификация предметов;

- уметь находить закономерности в ряде предметов и продолжать этот ряд с учетом выявленной закономерности;

- уметь давать полные ответы и аргументировать свои выводы;

- иметь представление о понятии симметрии и видах осей симметрии;

- уметь строить симметричные изображения простых геометрических фигур относительно горизонтальной и вертикальной осей симметрии;

- уметь получать вариативные решения;

- уметь строить несложные паркеты;

- уметь делать правильные умозаключения и аргументировать свои выводы;

- уметь выявлять причинно-следственные связи;

- уметь решать задачи с неопределенным ответом;

- знать понятие отрицания и уметь использовать математическую запись отрицания;

- знать понятие «массив», уметь приводить примеры массивов;

- знать операцию присваивания;

- уметь заполнять массивы с использованием операции присваивания;

- уметь работать с несколькими массивами;

- уметь делать выбор в режиме «меню» и управлять объектами на экране монитора.

Особые условия проведения

Программа предусматривает использование следующих форм работы:

· фронтальной – подача учебного материала всему коллективу учеников

· индивидуальной – самостоятельная работа обучающихся с оказанием учителем помощи, учащимся при возникновении затруднения, не уменьшая активности учеников и содействуя выработки навыков самостоятельной работы.

· групповой - когда учащимся предоставляется возможность самостоятельно построить свою деятельность на основе принципа взаимозаменяемости, ощутить помощь со стороны друг друга, учесть возможности каждого на конкретном этапе деятельности. Всё это способствует более быстрому и качественному выполнению задания. Особым приёмом при организации групповой формы работы является ориентирование учеников на создание так называемых минигрупп или подгрупп с учётом их возраста и опыта работы.

Материально-техническая база

Компьютер, пакет Microsoft Office