ЭКОЛЯТА-ДОШКОЛЯТА

В дошкольном детстве закладывается фундамент конкретных пред­ставлений о природе, формируются основы экологического сознания. Важно, чтобы дети получали достоверные знания и представления, при­обретали навыки доброжелательного отношения к природе. Ведь малы­ши, восторгаясь при виде цветка, бабочки, могут бездумно раздавить бегущего по тропинке муравья.Неслучайно перед педагогами стоит вопрос: как приучить детей бе­речь и охранять природу, все живое, окружающее нас?

Дошкольное детство – начальный этап формирования личности, его ценностной ориентации в окружающем мире.В этот период закладыва­ется позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям.Уникальность и чистота восприятия окружа­ющего мира является чудесной особенностью детства.Сравнивая свой обычный дом и «дом природу», ребенок узнает о том, что вокруг него есть воздух, вода, растения и животные, почва, солнце, которые тесно связаны друг с другом и человеком.

Затем дети узнают отличия объектов приро­ды от объектов, сделанными руками человека, отличия живой и неживой природы. Даже в наш «компьютерный век» не телевидение, не Интернет, а сама природа во всей ее простоте и сложности должны являться глав­ным наставником ребенка в его воспитании.

Процесс становления осознанно-правильного отношения к природе сопровождается определенными формами поведения ребенка, которые могут служить критерием оценки уровня его экологической воспитан­ности.Это самостоятельные наблюдения, проведение опытов, вопросы, стремление рассказать о переживаниях и впечатлениях, обсуждать их, воплощать в различной деятельности (отражать в игре, создавать изопро­дукцию, ухаживать за животными и растениями).

Вместе с тем дети рано начинают обнаруживать способности тонко наблюдать и понимать природу только в том случае, если воспитатель сам любит, понимает и интересуется природным окружением.Ведь так важно вовремя поддержать в ребенке любовь к прекрасному (а природа поистине прекрасна!) и не дать погаснуть этому чувству.

Общепризнано, что чем раньше ребенок познакомится с удивительным миром природы, тем раньше он научится беречь ее, тем больше в его душе будет доброты, и он почувствует неразрывную связь с ней.

Вместе с тем только система работы по экологическому воспитанию не позволяет удовлетворить индивидуальные запросы и потребности де­тей.

Немаловажную роль в экологическом образовании играет кружковая работа, которая носит интегрированный характер, построенный на взаи­модействии природоведческих знаний и деятельности ребёнка.

Учитывая вышесказанное, была разработана настоящая дополнительная образовательная программа экологического развития для детей старшего дошкольного возраста.

Педагоги

Ерёмина А.А -ПДО

Учебный план

№ п/п. Название темы
1.Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.
2. Что такое экология?
3. Земля и мы
4. Правила поведения в природе
5. Человек – частичка природы.
6. Человек не может жить без природы
7.В природе, как и у человека, есть свои семьи и друзья
8.Природа – твой друг! Значит, обижать её нельзя!
9.Помоги природе, помоги своему другу!
10.Сохраним природу от пожара
11.Чисто не там, где убирают, а там, где не сорят
12.Природа живая и неживая
13.Четыре времени суток
14.Четыре времени года
15. Животные и растения
16.Части растения
17.Опиши дерево
18.Береза – символ России
19.Опиши животное
20.Красная книга
21.Особо охраняемые природные объекты
22.Как живут растения зимой
23.Как живут животные зимой
24.Покормите птиц зимой
25.Комнатные растения – спутники нашей жизни
26.Три состояния воды
27.Путешествие капельки
28.Север – царство снега
29.Цветные льдинки
30.Если хочешь быть здоров!
31.Бабушкины советы
32.Для чего растению нужны семена
33.Проращивание семян
34.Солнечная фабрика
35.Пищевые цепочки
36.Экология в нашей жизни
37.Тематические прогулки по экологической тропе «В гости к матушке-природе»
38.Тематические праздники «Праздник урожая», «День птиц»
39.Итоговое занятие

 

Цели программы

Формирование у ребёнка богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к природе, её животному и растительному миру, развитие внутренней потребности любви к природе и, как следствие, бережного отношения к ней, воспитание у ребёнка культуры природолюбия.

Результат программы

· формированиеоснов экологической культуры;

· формирование осознанного правильного отношения к объектам и явле­ниям природы, экологического мышления;

· освоение детьми практических действий по охране природы;

· достижение более высокого уровня развития умственных способностей детей, проявляющегося в умении экспериментировать, анализиро­вать, делать выводы;

· появление у детей устойчивого желания общаться с природой и от­ражать свои впечатления через различные виды деятельности.

Следует также отметить, что реализация данной программы дополнительного образования поднимает уровень экологической культуры не только детей, но и вос­питателя.Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одним из направлений работы дополнительного образования. Толь­ко опираясь на семью, только совместными усилиями, можно решить главную задачу – воспитание человека с большой буквы, человека эко­логически грамотного.

Особые условия проведения

Программа рассчитана на 1 год, 144 часа, 4 часа в неделю по 2 занятия продолжительностью 30 минут в день.

К концу года, когда вся программа работы кружка реализована, дети должны научиться рассуждать, делать правильные выводы о причастности чело­века к миру природы, устанавливать взаимосвязи и зависимости всех со­ставных частей, экологических ниш, необходимости и ответственности человека за сохранность окружающей среды. Также они должны научиться получать удовольствие от по­мощи в уборке территории детского сада, понимая, что таким образом они оберегают природу.

При организации работы с детьми их внимание акцентируется на том, что природа может существовать без человека,как это было уже когда-то, а вот человек без природного окружения не может!

Материально-техническая база

• учебники и учебные пособия;

• тематические книги;

• хрестоматии;

• рабочие тетради и дневники;

• альбомы и тетради для раскрашивания;

• наглядные и раздаточные материалы;

• журналы и газеты;

• художественные, познавательные и научно-популярные произведения;

• энциклопедические и справочные издания;

• аудио и видеоносители информации;

• настольные, напольные, компьютерные и другие игры, а также игровые комплексы и программы с присутствием образов сказочных героев «Эколят» – друзей и защитников Природы;

• костюмы и образы сказочных героев «Эколят» – друзей и защитников Природы;

• элементы мультипликации и диафильма;

• художественные, телевизионные, учебные, документальные, научно-популярные и другие фильмы, их фрагменты и кадры.