Пешеходный туризм

Предлагаемая образовательная программа «Пешеходный туризм» разработана по блочно-модульному принципу. Изложение учебного материала в программе построено по принципу от простого к сложному.

 

Первый год обучения является базовым, так как дает начальные, основные знания и умения, без освоения которых трудно заниматься туризмом. Работа по программе строится с учетом ближних и дальних перспектив. На протяжении всех четырех лет обучающиеся совершенствуют свои умения и навыки организации туристского быта, техники туризма, ориентирования, краеведения.

 

Со второго года обучения предполагается углубленное изучение тем туристской подготовки, специализации пешеходного туризма и элементов выживания в природной среде. Порядок изучения тем в целом и отдельных вопросов определяется педагогом в зависимости от местных условий деятельности объединения. Приведенный перечень практических занятий является примерным и может быть изменен педагогом в зависимости от условий работы объединения.

Педагоги

Фирсов Валерий Анатольевич

Цели программы

· развитие мотивации личности к познанию и творчеству, как основы развития образовательных запросов и потребностей учащихся;

· развитие индивидуальности, личной культуры, коммуникативных способностей ребенка;

· совершенствование организации и содержания обучения и воспитания подрастающего поколения средствами туризма и краеведения;

· создание оптимальных возможностей для творческого развития детей, их гражданского становления, удовлетворения их запросов, формирование профессиональных интересов в процессе туристско-краеведческой деятельности;

· укрепление здоровья, закаливание организма, содействие правильному физическому развитию воспитанников;

· компенсация в основном образовании интересующих детей видов и направлений деятельности;

· обеспечение ребенку комфортной эмоциональной среды – «ситуации успеха» и развивающего общения;

· обучение жизненно важным двигательным действиям;

· формирование умений, необходимых для выживания в экстремальных ситуациях;

· приобщение воспитанников к краеведческой и поисковой деятельности;

· воспитание привычки к систематическим занятиям туризмом и привитие необходимых гигиенических навыков и умений;

· расширение у воспитанников представлений об историческом, экономическом и культурном развитии чердаклинцев;

· развитие эстетического восприятия окружающей среды, экологическое воспитание воспитанников;

· воспитание у воспитанников патриотизма, бережного отношения к природному и культурному наследию чердаклинцев;

· воспитание у туристов добросовестного отношения к труду и общественной собственности, дисциплины, чувства долга, товарищества и взаимопомощи;

· воспитание у туристов волевых качеств: целеустремленности, настойчивости и инициативы, решительности и смелости, выдержки и самообладания;

· получение и развитие разнообразных практических навыков: самоорганизации и самоуправления, общественной активности, обеспечения безопасности;

· подготовка общественного актива организаторов туризма для школ и детских полевых туристских лагерей.

Результат программы

При реализации образовательной программы полученные знания позволят воспитанникам лучше адаптироваться в условиях социальной среды города, а также в экстремальных условиях природной среды, значительно расширить кругозор и углубить знания и представления об окружающем мире. Ожидаемый результат также предполагает развитие способностей воспитанников, закрепление знаний, полученных ими на уроках в школе и связывание их с жизнью.

• выбирать и разрабатывать маршруты категорийных походов;
• определять тактику категорийного похода, выполнять технику движения и преодоления локальных естественных препятствий с обеспечением мер безопасности;
• усовершенствовать туристское снаряжение применительно к условиям зачетного категорийного похода;
• владеть приемами аварийного ориентирования, знать причины приводящие к потери ориентации;
• организации ночлегов и питания в экстремальных условиях;
• правильно действовать в первые минуты чрезвычайной ситуации и подавать сигналы бедствия, оборудовать простейшие укрытия для защиты участников группы;
• поставить диагноз в аварийных условиях и оказать первую медицинскую помощь пострадавшим;
• вести наблюдения за погодой и составлять прогнозы погоды;
• работать с программой туристско-краеведческого движения «Отечество»

Особые условия проведения

После прохождения четырехлетнего цикла педагог может дополнить программу, исходя из своего опыта, специализации, интересов и навыков детей. Время, отведенное на обучение, составляет: в первом году обучения – 144 часа, во второй и последующие годы обучения – по 216 часов в год, причем практические занятия составляют большую часть программы. Руководитель объединения должен иметь подготовку в объеме не менее организатора спортивного туризма и опыт участия в туристских степенных походах.

Материально-техническая база

Рекомендуемый перечень личного туристского снаряжения учащегося

Рюкзачок для походов выходного дня;
Рюкзак для многодневных походов А-60 или А-80;
Коврик туристский;
Спальник одеяло.
Туристские ботинки или обувь на твердой подошве;
Обувь спортивная;
Сапоги резиновые;
Фляжка или емкость для питьевой воды (1 – 1,5 литра);
Головной убор (легкий и теплый);
Штормовка и брюки (ветрозащитный костюм);
Спортивный тренировочный костюм;
Свитер шерстяной;
Столовые принадлежности (кружка, ложка, миска, нож складной);
Блокнот и ручка;
Накидка от дождя;
Рубашка с длинным рукавом;
Носки шерстяные;
Перчатки (зимой);