Экология и химия

  • (1)

Актуальность данной программы объясняется возросшей потребностью современного информационного общества в принципиально иных молодых людях: образованных, нравственных, предприимчивых, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способных к сотрудничеству, отличающихся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовых к межкультурному взаимодействию, обладающих чувством ответственности за судьбу страны и умеющих оперативно работать с постоянно обновляющейся информацией.

 

Соответствовать этим высоким требованиям сегодня может лишь человек, владеющий навыками научного мышления, умеющий работать с информацией, обладающий способностью самостоятельно осуществлять исследовательскую, опытно – экспериментальную и инновационную деятельность. Учитывая то, что приоритетные способы мышления формируются в раннем подростковом возрасте, очевидно, что навыки исследовательской деятельности необходимо прививать еще в школе.

 

Однако узкие временные рамки урока не позволяют в полной мере использовать потенциал исследовательской деятельности для развития учащихся в школе. В этой связи большое значение имеет форма работы с детьми в системе дополнительного образования, нацеленной на формирование учебных исследовательских умений у старшеклассников.

Педагоги

Селиверстова Роза Азатовна

Цели программы

Цели:

· сформировать у воспитанников основные теоретические понятия химии,

· обеспечить наглядное восприятие химических явлений и конкретных веществ,

· способствовать интеллектуальному развитию воспитанников, развитию их логического мышления для постановки и решения практических проблем и выявления значения химии в современной жизни;

· развитие и углубление экологического воспитания воспитанников,

· углубление интереса к химии, имеющей огромное прикладное значение,

· формирование знаний, умений и навыков самостоятельной экспериментальной и исследовательской деятельности, развитие индивидуальности творческого потенциала воспитанника,

· формирование знаний и умений, необходимых в повседневной жизни для безопасного обращения с веществами, используемых в быту.

Задачи курса:

· научить воспитанников планировать эксперимент, выдвигать гипотезы о способах решения экспериментальных задач,

· сформировать умения формулировать индуктивные и дедуктивные умозаключения и выводы, обсуждать содержание экспериментальных заданий и полученные в процессе экспериментирования результаты,

· научить осуществлять само- и взаимоконтроль,

· развить творческие способности личности воспитанников.

· подготовить воспитанников к самостоятельному выбору профильного обучения на старшей ступени школьного образования, а также специализации вузовского образования.

· создание мотивации к изучению химии;

· расширение кругозора знаний у воспитанников;

· воспитание у воспитанников бережного отношения к природе;

· создание в представлении воспитанников образа химии как интегрирующей

· науки, имеющей огромное значение в жизни общества;

· привить воспитанников навыки работы с методами, необходимыми для исследований – наблюдением, измерением, экспериментом, мониторингом и др.;

· воспитать экологическое мировоззрение и культуру;

· развить умение проектировать свою деятельность (учебную, исследовательскую);

· развить творческие и коммуникативные способности воспитанников;

· научить не только правильно оформлять результаты экспериментальной и исследовательской работы, но и защищать их.

Результат программы

Знать:

· что такое природа;

· правила поведения в природе;

· что такое охрана природы;

· основные сведения об экологическом состоянии окружающей среды;

· глобальные экологические проблемы;

· экологическую ситуацию Мирного и его окрестностей;

· демографическую обстановку Мирного;

· историю поселка Мирного;

· разнообразие комнатных растений, способы их выращивания;

· съедобные и ядовитые грибы, способы оказания первой помощи при отравлении грибами;

· особенности растительного и животного мира Ульяновской области, Чердаклинского района;

· редкие и охраняемые растения и животные родного края;

· основы здорового образа жизни;

· влияние вредных факторов на здоровье человека;

 

По окончании курса воспитанники должны уметь:

· наблюдать и описывать явления и свойства веществ;

· выдвигать гипотезы, описывать результаты наблюдений;

· выбирать из общего главное;

· принимать правильные решения при ответе на вопросы, аргументировать свои ответы;

· производить вычисления состава растворов с использованием массовой доли растворенного вещества, молярной концентрации, нормальности, готовить растворы определенной концентрации;

· составлять уравнения химических реакций, характеризующих происходящие химические процессы и свойства изучаемых веществ;

· уметь обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;

· работать в сотрудничестве;

· использовать приобретенные знания и умения в дальнейшем изучении химии;

· самостоятельно работать с литературой;

· вести исследовательскую деятельность по предложенным темам;

· применять приобретенные знания, умения, навыки при проведении практических и лабораторных работ, экскурсий, в работе круглого стола.

· оценивать экологическую ситуацию;

· выполнять правила поведения в природе;

· ухаживать за комнатными растениями;

· наблюдать за погодой, явлениями природы;

· составлять температурные графики;

· составлять карту местности;

· правильно вести себя в ситуациях, опасных для жизни;

· участвовать в природоохранных акциях;

· работать с научной литературой;

· выполнять учебные рефераты, презентации;

· самостоятельно ставить цели, находить пути решения и делать выводы.

Материально-техническая база

При изучении материала курса предусмотрено использование наглядных пособий, таблиц, диаграмм, карт, ТСО, видеоматериалов, краеведческого материала, различных исследований.