История в лицах

Краеведение – это исследование родного края, изучение его природы, его истории с древнейших времен до наших дней. Только зная историю родного края, соотнося её с судьбами близких людей, можно научиться по-настоящему любить Родину, стать гражданином своего Отечества, готовым принять на себя ответственность за судьбу России. Юные краеведы сохраняют и приумножают лучшие традиции культурного наследия малой родины.

Педагоги

Иванова Вера Викторовна, педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории

Учебный план

I. Симбирск и губерния в XIX веке – 38 час.

1.Участие симбирян в Отечественной войне 1812 года. 4 ч.

2. Симбирские дворяне-декабристы. «Безумству храбрых, споём мы песню». 4 ч

3. Дворянство Симбирской губернии. «Они свой край прославили делами». 4 ч

4 Знаменитые люди нашего края. Мелекессикий край. 6 ч

5 Отмена крепостного права в Симбирской губернии. 4 ч

6 Торговля и купечество Симбирска во второй половине XIX века. «В истории здания – история города». 8 ч

7. Симбирск в конце XIX века. «В истории здания – история города». 4 ч

8. Наш город в конце XIX века. 4 ч

II. Семья Ульяновых – Симбирский период – 10 час.

1.Семья Ульяновых. Приезд в Симбирск. 2 ч

2.Родословное древо семьи Ульяновых. 4ч

3.Дом Ульяновых. Выбор жизненной цели. «Его именем называли города». 4 ч

III. Топонимика нашего края – 10 час.

1.Населённые пункты нашего края в XIX века. 4 ч

2.История моей семьи. Мои этнические корни. Семейные реликвии. Откуда произошла фамилия. 6 ч

IV. Памятники истории и культуры нашего края – 14 час.

1.Виртуальная экскурсия по родному краю «Памятники истории и культуры». 2 ч

2.Викторина «История родного края». 2 ч

3.Урок – защита годовых итоговых проектов. 4 ч

4.Обзор краеведческого журнала «Мономах». 2 ч

5.Просмотр видеофильмов о родном крае. 2 ч

6.Повторительно-обобщающий урок. 2 ч

V. Симбирская губерния в 1900-1917 гг. – 10 час.

1.События первой русской революции. 6 ч

2. Социально – экономическое развитие Симбирской губернии в 1900-1914 гг. 4 ч

VI. Политические партии и движения в губернии в конце XIX – начале XX века – 6 час.

1.Партия социалистов-революционеров (эсеры). 2 ч

2.Буржуазные партии в Симбирской губернии. 2 ч

3.Российская социал – демократическая партия (РСДРП). 2 ч

VII. Симбирская губерния в 1917 – 1921 гг. – 12 час.

1.События февральской революции в Симбирской губернии. 2 ч

2.Установление власти Советов в Симбирской губернии (октябрь 1917 – февраль 1918 гг.) 2 ч

3.Начало гражданской войны. Мятеж Муравьёва. 2 ч

4.Бои за Симбирск (июль – сентябрь 1918 г.). Создание Железной дивизии. ч

5.ПОУ по теме: Симбирская губерния в 1920-1921 гг. 2 ч

VIII. Ульяновская область в 20-30 –е годы – 12 час.

1.Период новой экономической политики в Симбирской губернии (1921-1925 гг.) 2 ч

2 Промышленность Ульяновской области в 20-е – 30-е годы. Участие в индусриализации. 2 ч

3 Осуществление политики коллективизации. 2 ч

4 Укрепление командно-административной системы. Идеологизация общественной жизни. 2 ч

5 Ульяновск накануне войны. 4 ч

IX. Ульяновская область в годы Великой Отечественной войны (1941-1945гг.) – 32 час.

1.В первые месяцы войны. 2 ч

2 Патронный завод: вклад в победу. 2 ч

3 Тыл работает для фронта. 2 ч

4 Военное детство и юность. 2 ч

5 Ульяновцы на полях сражений. 4 ч

6 Жизнь в тылу. 4 ч

7 Обзор краеведческой литературы. 2 ч

8 Виртуальная экскурсия по родному краю «Памятники истории и культуры». 2 ч

9 Викторина «История родного края». 2 ч

10 Урок – защита годовых итоговых проектов. 2 ч

11 Обзор краеведческого журнала «Мономах». 2 ч

12 Просмотр видеофильмов о родном крае. 2 ч

13 Итоговое занятие. 4 ч

Итого: 144 час.

Цели программы

Создание условий для всестороннего развития личности школьника на основе личностноориентированной краеведческой деятельности.

Результат программы

Учащиеся должны знать/ понимать:

- историю своего населенного пункта в контексте основных исторических событий, традициях и культуре;

- замечательных людей своего населенного пункта;

- историю своей семьи;

- природу родного края,

- необходимость бережного отношения к природному, историческому, культурному наследию, сохранению исторической памяти.

Учащиеся должны уметь:

- описывать основные этапы развития населенного пункта;

- систематизировать информацию о родном крае, о своей семье;

- проводить исследовательские и поисковые работы по заданным темам, подбирать литературу по заданной теме и пользоваться различными источниками краеведческой информации;

- определять географические координаты и границы населенного пункта,

- оформлять памятки, буклеты, презентации, газеты и др.

Особые условия проведения

Особых условий для реализации программы нет

Материально-техническая база

1. Помещение, соответствующее санитарно – гигиеническим нормам и технике безопасности;

2. Столы для учащихся – 6 штук;

3. Стулья – 12 штук;

4. Стол – тумба – 1 штука;

5. Шкафы для хранения наглядных пособий, инструментов, оборудования, конструкторских материалов;

6. Дидактический материал: иллюстрации, фотографии, карты таблицы, схемы, книги, видеопрезентации по темам;

7. Оборудование к игровым занятиям, тестовые задания, карточки, анкеты, опросники.

8. Оборудование: ноутбук, компьютер.