Пешеходный туризм

Программа направлена на решения следующих задач:

- укрепления здоровья, содействия правильному физическому развитию воспитанников;

- создание условий для формирования устойчивого интереса к систематическим занятиям туризмом;

- социального и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности;

- обучение жизненно важным умениям и навыкам, необходимым для выживания в экстремальных условиях;

- воспитание волевых качеств: целеустремленности, настойчивости и инициативы, ответственности, товарищества и взаимовыручки;

- развитие разнообразных практических навыков: самоорганизации и самоуправления;

- повышение технического и тактического мастерства участников соревнований по туристскому многоборью, спортивному ориентированию, поисково-спасательным работам;

- обеспечение безопасности спортивных туристских походов и соревнований.

- формирование бережного отношения к природе.

Особое внимание необходимо уделять вопросам обеспечения безопасности и предупреждения травматизма при изучении каждой темы, каждого годового цикла, при проведении каждого занятия, тренировки, старта, мероприятия.

Задачами для первого года обучения является учить детей:

- надевать страховочную систему, вязать узлы, бухтовать веревки, преодолевать естественные и искусственные препятствия, лично преодолевать этапы: спуск, подъем по склону, траверс склона, переправу по бревну, навесная переправа, переправа по верёвке с перилами, маятниковую переправу, заболоченный участок;

- правилам прохождения этапов дистанции пешеходного туристского многоборья, применять штрафные баллы за неправильные действия на этапах пешеходного туристского многоборья, подбирать личное и групповое снаряжение для двухдневного похода, пользоваться туристским снаряжением, разжигать костры, ставить палатки, укладывать рюкзак, упаковывать и транспортировать продукты, составлять меню;

- комплектовать походную аптечку, уметь применять лекарственные препараты содержащиеся в аптечке по назначению; основам гигиены туриста;

- мерам безопасности во время участия в походах, соревнованиях, полигонных занятиях;

- подвижным и спортивным играм;

- различать стороны горизонта, ориентироваться по природным признакам, различать условные знаки спортивных и топографических карт, измерять расстояние шагами, работать с компасом;

Развивать физические навыки детей, укреплять здоровье, содействовать правильному физическому развитию воспитанников;

Воспитывать волевые качества: целеустремленность, настойчивость и инициативу, ответственность. Воспитывать чувство бережного отношения к природе и соблюдения экологических требований.

Задачами для второго года обучения является учить детей:

- методике преодоления естественных препятствий согласно руководству для судей и участников соревнований по технике пешеходного туризма (автор Теплоухов), закреплять на практике технические приемы наведения различных переправ, техники и тактики командной работы на этапах соревнований по пешеходному туристскому многоборью, совместно с педагогом анализировать итоги соревнований, находить ошибки в технических и тактических приёмах и исправлять их;

- планировать маршрут 2-3 дневных походов, составлять график движения, заполнять маршрутную документацию, читать карту, овладевать тактическими приемами спортивного наведения, навыкам движения по азимуту, знать и соблюдать правила техники безопасности при работе на технических этапах дистанций соревнований, походах.

Развивать физические навыки детей, укреплять здоровье, содействовать правильному физическому развитию воспитанников;

Воспитывать волевые качества: целеустремленность, настойчивость и инициативу, ответственность. Воспитывать чувство бережного отношения к природе и соблюдения экологических требований.

Задачами для третьего года обучения является учить детей:

- совершенствовать скоростные навыки завязывание узлов, личного прохождения этапов пешеходного туристского многоборья, самостоятельной работе по организации командного прохождения технических этапов, самостоятельно планировать тактику прохождения дистанции, изготавливать носилки и организовывать транспортировку пострадавшего с сопровождающим на технически сложных этапах пешеходного туристского многоборья;

- совместно с педагогом планировать маршруты категорийных походов, навыкам организации и подготовки к категорийным походам, самостоятельно организовывать туристский бивак, составлять отчеты по итогам категорийных походов, самостоятельной отработке технических и тактических приемов спортивного ориентирования;

- обеспечивать безопасность при работе на технических этапах дистанций соревнований, в походах.

Развивать физические навыки детей, укреплять здоровье, содействовать правильному физическому развитию воспитанников.

 

Педагоги

Дружинин Александр Михайлович

Учебный план

п/п
Наименование тем и разделов
всего
теор
практ
1.
Введение
4
4

1.1.
Информация о работе кружка, техника безопасности, анкетирование.
4
4

2.
Специальная туристическая подготовка
35
3
32
2.1.
Специальное личное снаряжение.
1
1

2.2.
Узлы.
10
1
9
2.3.
Работа с веревками.
4

4
2.4.
Работа с карабинами.
4

4
2.5.
Личное прохождение этапов.
4
1
3
2.6.
Командное прохождение дистанции.
2

2
2.7.
Туристическое многоборье
5

5
2.8.
Соревнования по пешеходному туризму.
5

5
3.
Походная подготовка.Турбыт.
22
8
14
3.1.
Групповое снаряжение.
2

2
3.2.
Подготовка к походу.
3
2
1
3.3.
Движение в походе.
1
1

3.4.
Профилактика опасностей в походе.
2
1
1
3.5.
Организация бивачных работ.
2

2
3.6.
Доврачебная помощь.
6
2
4
3.7.
Питание в походе.
4
2
2
3.8.
Составление отчета о походе.
2

2
4
Краеведение
18
8
10
4.1
Туристические возможности родного края. Обзор экскурсионных объектов.
8
3
5
4.2
Изучения района путешествия, краеведческие наблюдения.
10
5
5
5.
Спортивное ориентирование.
40
14
26
5.1.
Краткие сведения о спортивном ориентирование.
1
1

5.2.
Топографическая подготовка.
3
2
1
5.3.
Виды и правила соревнований по спортивному ориентированию.
2
2

5.4.
План. Карта.
2
1
1
5.5.
Компас.
2
1
1
5.6.
Условные знаки.
6
3
3
5.7.
Тактико-техническая подготовка.
3
1
2
5.8.
Азимут. Движение по азимуту.
4
1
3
5.9.
Чтение карты.
7
2
5
5.10
Полигоны по спортивному ориентированию.
4
2
6
5.11
Соревнования по спортивному ориентированию.
6

6
6.
Общая физическая подготовка.
21

25
6.1.
Общеразвивающие упражнения, специальные беговые упражнения.
5

5
6.2
Спортивные игры.
5

5
6.3.
Силовая подготовка.
3

3
6.4.
Кроссовая подготовка.
5

5

ИТОГО за период обучения:
144
35
109

Цели программы

Целью данной программы является обучение, воспитание, развитие и оздоровление детей в процессе занятий туристским многоборьем, формирование всесторонней гармонично развитой личности.

Это определение прежде всего указывает на то, что в туристской деятельности должны интегрироваться такие основные аспекты воспитания, как нравственный, трудовой, физический, патриотический, интеллектуальный, эстетический, экологический.

Результат программы

Поскольку каждый учащийся кружка имеет право закончить занятия по достижении или даже недостижении первоначально искомого уровня образованности, результаты освоения программы каждым учащимся могут заметно меняться. Для каждого уровня программой устанавливается глубина достижения названных целей, определяемая специальными, отличными друг от друга по форме итоговыми мероприятиями.

Величина оздоровления и психофизического развития учащихся коррелирует с продолжительностью пребывания учащихся в экологически здоровой среде, с протяженностью маршрутов совершаемых путешествий, их технической сложностью и сложностью дистанций командных туристских соревнований, предъявляющей определенные требования к уровню психофизического развития членов походных групп и команд.

Воспитательные результаты образовательного процесса, организуемого по программе, как и любые воспитательные результаты, вычленению из образовательных результатов и последующему измерению поддаются с трудом.

Относительно целей развития патриотизма в случае с совершением путешествий речь может вестись о расширении границ пространства, обозначаемого учащимися понятием «Родина». При этом решающее значение приобретает положительный эмоциональный опыт, получаемый учащимся в путешествиях. О развитии гражданственности можно судить по уровню развития ориентации на сотрудничество и навыков функционально-ролевого межличностного взаимодействия в сложных условиях осуществления деятельности. Выводы о качестве ценностного выбора, реализуемого в поступках учащихся и характеризующего достигнутый уровень их личностного развития, можно сделать, опираясь на качество образовательной сложности туристско-краеведческих экспедиций и путешествий, спортивных дистанций и зачетных квалификационных работ, завершенных учащимися. В ряду квалификационных мероприятий на уровень сформированности ориентации на сотрудничество и навыков межличностного функционально-ролевого и духовно-ценностного взаимодействия учащихся указывает успешность участия в экспедиционных и соревновательных, а также групповых инструкторских акциях, совершенных учащимися в составе близковозрастных объединений. Индивидуальная успешность участия в таких акциях фиксируется в динамике рейтинга межличностного взаимодействия, рассчитываемого после каждого из зачетных мероприятий.

Основной скачок в развитии адаптивных способностей происходит у учащихся по завершению ими занятий по программе начальной туристской подготовки.

Далее развитие этих способностей организуется путем изменения вида совершаемых путешествий, состава групп, в которых совершаются путешествия и проходятся дистанции соревнований, и позиции (или персоны) педагога кружка – организатора путешествий учащихся.

Специально-туристские знания, навыки и умения, овладение которыми предполагает одновременный определенный уровень развития сложных моторно-двигательных и интеллектуальных способностей, ориентации на сотрудничество, навыков самоконтроля и межличностного взаимодействия, могут представляться в виде стандартизированного описания по каждому из разделов многочисленных учебных программ и по каждому из достигаемых уровней образованности.

 

 

 

 

Особые условия проведения

Условия реализации программы:

Материально-техническая база;
2. Программно-методическое обеспечение.

Организация процесса обучения

Объединение создается на добровольных началах. При зачислении каждый ребенок предоставляет медицинскую справку от врача о состоянии здоровья с заключением о возможности заниматься туризмом.

Материально-техническая база

п/п
Наименование
Кол-во единиц

Палатки туристские
Компл.

Тенты для палаток (нижние)
Компл.

Тенты для палаток (верхние)
Компл.

Колышки для палаток
Компл.

Стойки для палаток
Компл.

Веревка основная (40 м)
2 шт.

Веревка основная (30 м)
1 шт.

Веревка вспомогательная (60 м)
2 шт.

Репшнуры (длина 2–3 м, диаметр 6–8 мм)
Компл.

Петли пруссика (веревка 8 мм)
Компл.

Система страховочная
Компл.

Карабин туристский
Компл.

Альпеншток
Компл.

Компас жидкостный для ориентирования
Компл.

Курвиметр
2 шт.

Планшеты для зимнего ориентирования
Компл.

Призмы для ориентирования на местности
Компл.

Компостеры для отметки прохождения КП
Компл.

Секундомер электронный
2 шт.

Аптечка медицинская в упаковке
Компл.

Тонометр
2 шт.

Пила двуручная в чехле
1 шт.

Топор в чехле
2 шт.

Таганок костровой
2 шт.

Тросик костровой
1 шт.

Рукавицы костровые (брезентовые)
Компл.

Тент хозяйственный
1 шт.

Клеенка кухонная
2 шт.

Посуда для приготовления пищи (ножи, терка, консервный нож и т. п.)
Компл.

Каны (котлы) туристские
2 компл.

Ремонтный набор в упаковке
Компл.

Лопата саперная в чехле
1 шт.

Слайдфильмопроектор
1 шт.

Экран демонстрационный
1 шт.

Рулетка 15–20 м
1 шт.

Лента мерная
1

Термометр наружный
2 шт.

Термометр водный
2 шт.

Планшет для глазомерной съемки местности
4 шт.

Дальномер простейший
4 шт.

Школьный атлас – определитель бабочек
1 экз.

Определитель птиц фауны России
1 экз.

Полевой определитель «Птицы открытых и околоводных пространств»
1 экз.

Сачок для насекомых
1 шт.

Карандаши цветные, чертежные
Компл.

Транспортир
Компл.

Карты топографические учебные
Компл.

Учебные плакаты по лыжному туризму (спорту)
Компл.

Условные знаки спортивных карт
Компл.

Условные знаки топографических карт
Компл.

Учебные плакаты «Туристские узлы»
Компл.




Маршрутные документы (маршрутные листы)
Компл.

Карты спортивные, планы местности, планы микрорайона школы, карты своей местности
Компл.