Юный химик

Данная программа предполагает подготовку обучающихся к научно-исследовательской деятельности. Основным же средством подготовки выступают так называемые практические работы исследовательского характера (ПРИХ).

Дальнейшая подготовка школьников к организации самостоятельных исследований по химии (в 8–11-х классах) может осуществляться как на уроках химии, так и на занятиях объединения дополнительного образования, факультатива, предпрофильного (элективного) или профильного курсов или же в рамках работы научно-исследовательского общества старшеклассников. Если такая подготовка осуществляется на занятиях химического кружка, то в 8-м классе выбирается общая для всех кружковцев тема исследования. Это исследование – учебное, на котором учащиеся знакомятся с исследовательскими процедурами. В 9-м классе обучающимся предлагается уже самостоятельно выбрать темы исследования, а осуществлять работу в малых группах по 2–3 человека. В старшей школе учащиеся индивидуально формулируют и разрабатывают тему своего исследования.

Учебный план

Программа включает три блока.

Первый посвящен основным химическим понятиям. Здесь учащиеся повторяют полученный ранее материал (если первоначальные химические понятия изучались в 5-6 классах, например, в курсе естествознания) и осваивают новый.

Второй раздел помогает овладеть ребятам необходимыми умениями работы в химической лаборатории.

Третья тема включает набор занимательных опытов по химии.

 

Цели программы

- развивать мышление, формируя и поддерживая интерес к химии, имеющей огромное прикладное значение, способствовать формированию у учащихся знаний и умений, необходимых в повседневной жизни для безопасного обращения с веществами, используемыми в быту

– формирование химической компетенции школьников в ходе подготовки к индивидуальной научно-исследовательской деятельности в старших классах. Реализация программы позволит формировать и ключевые компетенции школьников, что, безусловно, положительно повлияет на личность воспитанников.

Результат программы

Учащиеся должны 

знать/понимать:

* правила безопасной работы в кабинете химии;

* правила обращения с веществами;

* правила работы с лабораторным оборудованием;

* порядок организации рабочего места.

уметь:

* выполнять несложные химические опыты, пользоваться химической посудой, реактивами, нагревательными приборами;

* оказывать меры первой помощи;

* определять цель, выделять объект исследования;

* наблюдать и изучать явления и свойства;

* описывать результаты наблюдений;

* создавать необходимые приборы;

* представлять результаты исследований в виде таблиц и графиков;

* составлять отчет;

* делать выводы;

* обсуждать результаты эксперимента, участвовать в дискуссии, уверенно держать себя во время выступления, использовать различные средства наглядности при выступлении;

* осуществлять проектную деятельность.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

* для объяснения химических явлений, происходящих в природе и быту;

* экологически грамотного поведения в окружающей среде;

* безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;

* формирования высокой культуры отношения к природе;

* критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.

Особые условия проведения

Особых условий для реализации программы не требуется

Материально-техническая база

Для проведения занятий потребуется кабинет химии, в котором имеется вытяжной шкаф, раковина с холодной водопроводной водой и необходимые для экспериментов оборудование и реактивы. Кроме того, для организации занятий в старших классах необходимо несколько персональных компьютеров с выходом в Интернет (для этого могут быть предусмотрены

занятия в компьютерном кабинете школы). Для подготовки необходимого оборудования и материалов можно привлекать лаборанта кабинета химии или старшеклассников из числа наиболее подготовленных.