Деревенская улица (краеведение)

Знакомясь с материалом, в доступной форме с использованием фотографий, загадок, стихов, кроссвордов, интересных фактов, школьники начинают получать знания о своей малой родине. Использование игрового материала, а также проведение мини-исследований позволит ученикам не только узнать много нового и интересного о родном крае, но и приобщиться к народным традициям народов Поволжья. Данная программа полностью адаптирована к возрасту детей школы и опирается на местный краеведческий и исторический материал. Ценность данной программы заключается в том, что она личностно-ориентированная, направлена на личностное развитие ребёнка и формирование стойкой жизненной «Я» – позиции.

Учебный план

Знакомство с народными традициями, народными обрядами встречи осени и завершения полевого сезона, народными приметами, народным искусством, выставка детских поделок по традиционным ремёслам

2 Осенние посиделки Знакомство с народными традиционными костюмами, конкурс народных песен, частушек, сочинение частушек

3 Покров над Россией Знакомство с историей праздника, традицией празднования, история установления праздника Покрова на Руси благоверным князем Андреем Боголюбским, Покровские храмы

4 Дары осени Знакомство с традициями осенних праздников народов Поволжья: русским Кузьмой-Демьяном, немецким Emtedan- kfest, чувашским Аваном, мордовским Тейтепь-Кудо, татарским Каз змеев, которые имеют много общего, но в то же время в них присутствуют национальные особенности. Проведение конкурсов, чаепития

5 Как-то зимним вечерком... Знакомство с народными обрядами, песнями, характерными для долгих зимних вечеров, зимних посиделок

6 Путешествие в город игр Знакомство с народными играми, считалками, потешками. Конкурсы, игры

7 Рождественская звезда Знакомство с историей праздника, театрализованное представление Библейской истории

8 Зимние святки Знакомство с традициями зимних праздников народов Поволжья: русским Тождествам, немецким И ei/wachten (der Heiligabend), чувашским Нарту капом, мордовским Каля- доматом (Колядками), пиарским Нардуганом которые имеют много общего, но в го же время и свои национальные особенности. Проведение конкурсов, знакомство с вариантами народных гаданий, национальной праздничной кухней, чаепитие, посещение блок города или микрорайона

9 Васильев день в русской избе Традиции празднования Старого Нового года в русской деревне. Конкурсы, загадки, гадания. История праздника, связь с современностью

10 Встречи зимы с весной (Сретение) Знакомство с историей возникновения праздника, традиции празднования, обряды, обычаи, поверья, связанные с праздником

11 Жаворонки Знакомство с традициями весенних праздников, приходящихся у некоторых народов на примерно одно и то же время, – русские «Соро-ки» (сорока мучеников Севастийских), празднуемый 22 марта, татарский Навруз – День солнцестояния – 21 марта. Обычаи, игры детей в этот день, стихи, связанные с этими праздниками

12 Встреча весны Большой праздник, имеющий аналоги у всех поволжских на- родов: Масленица у русских, Narrenkarnevol у немцев, Са- варпи у чуваш, Эрьбань чи у мордвы, Навруз у татар. Традиции празднования, традиционные песни, обычаи, игры, розыгрыши, песни

13 Вербное воскресенье (немецкий праздник Palmsonntag, чувашский Вирем, мордовский Эрьбань салмат): знакомство с праздником, история, праздника, значение вербы, песни, связанные с праздником ’

14 Пасха (немецкий праздник Ostern, чувашский Манкун, мордовский Инечи ): знакомство с традициями празднования. Библейская история праздника. Пасхальные песни. Празднований Пасхи у разных народов – русских, немцев, чувашей, мордвы. Народные обычаи, связанные с этим праздником, народные игры,, значение обычая обмениваться яйцами на Пасху, история ! возникновения этого обычая

15 День Грамотея День Славянской письменности и культуры (возникновение кириллицы), значение данного события для жизни народов Щ России, массовая тематическая игра «В начале было Слово», путешествие по «станциям» славянской азбуки. Знакомство с I жизнью и трудами праведных Кирилла и Мефодия. Посещение музеев

16 Лето красное Знакомство с праздниками встречи лета, традиционными для всех народов Поволжья: русской Троицей, немецким Pfingsten, чувашским Уявом, мордовским Кизэнь вешнемш (Поиски лета), татарским Сабантуем (праздником плуга). Религиозные и народные истоки данных праздников, традиции праздников, народный фольклор, обычаи

17 Солнечное утро Фестиваль детских народных игр, детские считалки, потешки,

песенки

18 Купальская ночь История праздника, традиции празднования, легенды, связанные с данным праздником, религиозные и народные истоки праздника

19 Илья-пророк – греми, громок! История праздника, традиции празднования, легенды, связанные с данным праздником, религиозные и народные истоки праздника

Живая водица Экологическая экскурсия, знакомство с отношением разных народов к родникам, источникам, колодцам, пословицы, поговорки по этой теме, стихи, перни (народные и известных композиторов)

20 Солнце красное да лето ясное Традиционные летние игры, забавы народов Поволжья. Фестиваль народных игр

Цели программы

Знакомство школьников с культурным и историческим наследием на-родов Поволжья, основанное на принципах гуманизма и толерантности, вос-питание обучающихся в национальных традициях, организация встречного движения культур, формирование у подростков способности управления культурным пространством своего существования.

Результат программы

Развитие коммуникативных умений по видам речевой деятельности: в говорении, аудировании, чтении;

владение техникой выразительного чтения;

освоение знаний об основных краеведческих понятиях;

освоение знаний об особенностях природы, населения, хозяйства, со-циальной и культурной жизни своего края, об окружающей среде;

знакомство с жанровой палитрой системы.фольклора;

освоение непринуждённого, исполнения фольклорного материала; знакомство с различными календарями;

понимание воспитательной роли календаря, цели его создания и спосо-бов его использования;

формирование навыка пользования календарём, умение составлять ка-лендарь памятных дат своей семьи;

знакомство с традиционными календарными праздниками и особенно-стями их празднования;

умение выделять этическую, историческую, нравственную основу рус-ской праздника;

элементарные знания о внешнем и внутреннем устройстве традицион-ного национального дома;

освоение знаний о национальном костюме; элементарные знания о национальном орнаменте; знакомство с творчеством В. Васнецова (былинный эпос); знакомство с деревянным зодчеством; освоение народных детских игр;

знакомство с храмовой архитектурой народов Среднего Поволжья;

элементарные знания об иконописи;

знакомство с литературном народным творчеством;

умение соотносить поступки Героев сказок и былин с принятыми моральными нормами и умение выделить нравственный аспект поведения героев;

формирование навыка участия в коллективном обсуждении проблем, интеграции в группу сверстников, стремление строить продуктивное взаимо-действие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;

стремление использовать приобретенные знания и умения в практиче-ской деятельности и повседневной жизни, в формировании личностной сис-темы ценностей и ценностной ориентации.

- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; – определять наиболее эффективные способы достижения результата;

формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

- активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

- использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;

- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

- излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Особые условия проведения

Особых условий для реализации программы не требуется

Материально-техническая база

В основу образования детей и подростков по данной программе положен коммуникативный метод обучения. На занятиях используются сознательно-практический метод обучения и приёмы, направленные на улучшение усвоения материала.

Достижению поставленных целей способствует использование разно-образных (в том числе аутентичных) источников информации, наглядных по-собий и ИКТ,

1.Авторские методики/разработки:

разработка тем программы;

Описание отдельных занятий;

создание тематических мультимедиа-презентаций;

разработка интерактивных викторин;

сценарии театрализованных постановок.

2. Учебно-иллюстративный материал:

слайды, презентации по темам;

видеоматериалы по темам;

аудиоматериалы по темам;

иллюстративный и дидактический материал по темам занятий;

наглядные пособия (игровые таблицы, атрибуты и пр.);

натурные объекты: реквизит к спектаклям, театральным постановкам.

3. методические материалы:

методическая литература для учителя;

литература для обучающихся;

подборка журналов, альбомов, атласов;

электронные ресурсы.

4. Материально-техническое обеспечение:

игровые средства обучения (игротека): игры, наборы цветной и белой бумаги и картона, наборы цветных карандашей, фломастеров, красок и пp.;

сценическая ширма (сцена, актовый зал);

видеокамера (желательно);

музыкальный центр (магнитофон);

элементы театральных декораций;

персональный компьютер для обработки сценарного и музыкального материала, демонстрации презентаций (и т.п.), оснащенный звуковыми колонками:

материальная база для создания костюмов.