Краеведческое наследие родного края

  • Описание
  • Группы
  • Отзывы
  • Место на карте

Особенность программы в объемах и способах преподнесения обучающимся краеведческой информации. Это исследовательская и конкурсная деятельность, участие в экскурсиях, познавательные игры, праздники, творческие задания.

В результате освоения программы обучающиеся смогут применять приобретенные знания и умения для: самостоятельного знакомства с историко-культурными объектами поселка Силикатный;

оценки их эстетической ценности;

ориентирования в своей области;

поиска нужной информации о родном крае, людях – внесших вклад в развитие и историю поселка.

Концепция программы состоит в воспитании чувства патриотизма и уважения к историческому наследию родного края средствами краеведческой деятельности.

В процессе работы программой предусматриваются коллективные (экскурсии, чтение художественной литературы, наблюдения, целенаправленные прогулки, краеведческие викторины, знакомства с творчеством художников, поэтов, писателей родного края, прослушивание музыкальных произведений, просмотр видеозаписей) и индивидуальные занятия (анкетирование, тестирование, дидактические игры, краеведческие задания, заучивание стихотворений, поговорок, пословиц; изготовление кормушек, диагностика).

Работа строится таким образом, чтобы в процессе краеведческого воспитания осуществляется формирование гражданских навыков у воспитанников через познавательный, досуговый, исследовательский блоки, а также через практические занятия.

Содержание познавательного блока составляют сведения о природе нашего края, истории образования области и поселка, людях, населяющих родной край. Для того чтобы занятия кружка были интересны и не утомляли детей, целесообразно предусмотреть смену видов деятельности: Познавательной, игровой, творческой, трудовой, исследовательской. Активизации деятельности обучающихся способствуют занятия в классной комнате, экскурсии в музеи, коллективные творческие дела, выставки работ, встречи с интересными людьми. Значительное место отводится практической деятельности.

Наряду с традиционными, в программе используются современные технологии и методики: технология развивающего воспитания и обучения, здоровье – сберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные технологии, краеведо – туристические технологии, проектные технологии.

Программа кружка предусматривает следующие формы контроля знаний, умений и навыков: разноуровневые тестовые проверочные работы, отчеты по экскурсиям, практическим работам, защиту проектов.

 

 

Педагоги

Педагог дополнительного образования - Маркина Зинаида Флегентовна

Расписание

Пятница 15.00-17.00

Суббота 10.00-12.00

Учебный план

Занятия проходят 2 раза в неделю в течение 2 академических часов, 144 часа в год.

Что такое краеведение, экология? Положение своей местности на карте. Самая высокая точка. Край поселка.
Поход в Каменный Карьер. Правила поведения в походе.
Экскурсия в осенний лес. «Аквариум в лесу» – его возникновение. Сбор природного материала.
Составление кроссвордов «Лес».
Экскурсия на «Хвосты» – их природа, происхождение, название, использование в хозяйстве.
Богатства нашего края. Мой край на карте Родины. Происхождение географических названий.
Заповедники. Сенгилеевский горный сосняк. Долина реки Смородины. Палеонтологический Сенгилеевский заповедник.
Шиловская лесостепь. Государственный заказник.
Красная книга области, района. Растения занесенные в Красную книгу.
Охраняемые животные нашего района, их природа.
Лес наше богатство. Заповеди друзей леса. Значение леса в жизни человека.
Викторина о лесе «Знай и люби»
Лесные ремесла – промыслы: резьба, береста, плетение из луба, лыко, ивового прута.

Небесные компасы. Компасы в нашей природе
Лесные меридианы и параллели.
Азимуты – указатели направлений. Работа с компасом.
Практическая работа «Компас. Его устройство. Использование. Движение по компасу»
Игра «Нахождение таинственного письма по компасу»

Наш край в годы ВОВ. Труженики тыла. Дети войны. Встреча – беседа.
Конкурс рисунков посвященный Дню Победы
Афганистан – горькие воспоминания. Встреча с участниками военных событий
Чечня – герои войны. Встреча с Максимовым и Сорокиным воевавшими в Чечне.
Первые строители поселка. Его возникновение. Встреча со старожилами.
Герб района, поселка. Творческая работа «Создание герба поселка из пластилина»
Топонимика нашего района.
Моя семья. Откуда пошел мой род. История моей фамилии и имени. Составление генетического древа.
Мой дом. Моя улица. Школа им. В.Г. Штыркина. Улица Ионова
Посещение музея МОУ Силикатненской СШ им. В.Г. Штыркина
Выдающиеся люди поселка: Крылов – олимпийский чемпион, Долгов – начальник военного училища.
Ими гордится поселок. Доска почета поселка. Заочное знакомство
Церковь и мечеть на территории поселка.
Знакомство с Книгой Памяти – наши земляки герои. Война в судьбе моей семьи.
Поэты нашего поселка: О.С. Смолева – Додонова, Т.Ю. Кужакова, Ю.А. Тарасов
Численность населения в разное время. Национальный состав.
Праздники местного населения. Обычаи и традиции.

Вода в жизни человека. Потребности в воде человеком. Использование.
Экскурсия на воды.
Встреча с первым работником водокачки Мигачевым В.И.
Поход на 3 родника. Уборка территории вокруг родника.
Практическая работа «Анализ воды: три родника, хвостов, водокачки, питьевой воды»
Поход на очистные сооружения. Их использование. состояние
Реки своего района: Сенгилейка, Тушенка, Волга.
Родники села Артюшкино – Меловой, Святой и Черный. Легенды о родниках.
Родник села Тушна – Богомольный. Его история.
Ундоры – источник минеральных вод. Санаторий им. Ленина
Юловский родник – Белый родник.
Памятники природы: Маришкин родник, Винновская роща, Акшуатский парк-дендрарий
Болотные памятники природы.
Составление проекта «Живи родник»

Возникновение поселка. Первые дома. Водокачка. Обзорная вышка.
Село Смородина. Его становление.
Красный Гуляй. Развитие сегодня. Историческое описание.
Село Артюшкино. Его особенности населения. Быт. Традиция.
Село Тушна. Посещение музея в Тушне
Сенгилей. Один из старейших населенных пунктов района.
Кварц – гордость поселка.
Силикатчик – первой предприятие, возникающее вместе с поселком.
Люди в белых халатах. Наше здоровье.
Поездка в музей Энштейна
Подведение итогов. Игра – викторина «Знаток своего края»

Цели программы

Формирование интереса обучающихся к культурному наследию, историческому прошлому и настоящему поселка Силикатный на основе познавательной, практической и исследовательской деятельности.

Результат программы

Ожидаемые результаты

Обучающиеся должны знать:

– Основные этапы истории поселка: возраст поселка, происхождение его названия, географическое положение, историю символики;

– природные особенности своего края, особенности животного и растительного мира;

– историю своей семьи;

– название улиц названых в честь жителей поселка;

– правила поведения в общественных местах;

– архитектурные, скульптурные памятники, природные заповедные места;

– имена и достижения знаменитых земляков;

– героев родного края в годы Великой Отечественной войны;

– участников военных событий в Афганистане;

– крупные промышленные предприятия поселка;

– особенности труда людей наиболее распространенных профессий;

– средние специальные учебные заведения своего города.

Обучающиеся должны уметь:

– находить и использовать дополнительную информацию о родном крае;

-работать в семейных архивах;

– работать с историческими документами;

– самостоятельно или в группе собирать краеведческий материал для творческой работы;

– оформлять материалы, создавать экспозиции;

-проводить поисково-исследовательскую деятельность под руководством руководителя кружка;

-посещать музеи и другие культурные учреждения поселка.

Будут сформированы обще учебные умения и личностные качества:

– развитая зрительная, слуховая и моторная память;

– устойчивость внимания, наблюдательность;

– любознательность;

– умение работать в группе;

– умение радоваться своим успехам и успехам товарищей;

– умение слушать и слышать друг друга;

– дружелюбие.

Особые условия проведения

Дополнительная общеразвивающая программа «Краеведческое наследие родного края» разработана для обучающихся 8-10 лет, проявляющих интерес к изучению природы своего края.

Материально-техническая база

Помещение для занятий, соответствующее санитарно-гигиеническим требованиям Закона о Санитарно-эпидемиологических правилах и нормативах СанПиН 2.4.4.3172-14 (кабинет);

– оборудование (столы, стулья, доска);

– учебно-методическая литература (учебники, пособия, методические разработки составителя данной программы);

– наглядные пособия (фотографии, плакаты, макеты, компас, карты).