Команды ИКС- искателей, конструкторов, создателей в мире фиксиков

«Команды ИКС (искателей, конструкторов, создателей)в мирефиксиков»

Программа интегрированная (социально-гуманитарной, технической, физкультурно-спортивной, художественной направленности).

 

Возраст учащихся – 7-15 лет

Срок реализации – 21 день (1 смена) и 21 день (2 смена)

 

Авторы-разработчики:

Прохватилова Ф.Е.

педагог-организатор

высшей кв. категории

Лаптева Т.В.

педагог-организатор

 

под общей редакцией

Лаптевой Т.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2021


Информационная карта программы

 

1.          
Полное наименование организации
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования города Ульяновска «Центр детского технического творчества №1»
2.          
ФИО автора с указанием занимаемой должности
Лаптева Татьяна Викторовна, педагог-организатор;

Прохватилова Фаина Евгеньевна, педагог-организатор.
3.          
Контактная информация
раб.т. 5875 36

e-mail: orgcdtt1@mail.ru
4.          
Полное название программы
«Команды ИКС(искателей, конструкторов, создателей) вмирефиксиков»

 
5.          
Целевая группа
Дети от 7 до 15 лет, проживающие в г.Ульяновск

 
6.          
Краткий анонс программы с описанием модели реализации
Программа основывается на игровой модели  приключений в миремультипликационных героев фиксикови реализуется через игру «Команды ИКС вмирефиксиков».

Из участников программы формируются команды ИКС - искателей, конструкторов, создателей. Они преодолевают испытания, познают окружающий мир и развивают новые умения, а также проявляют себя как юные созидатели с помощью маленьких человечковфиксикови их помощников – сотрудников Фикс-лаборатории.
7.          
Краткая аннотация Программы:

целевой блок,

этапы реализации с кратким описанием ключевых моментов, ресурсное обеспечение.

 
Цель программы: создание условий для реализациитворческого потенциала детей в процессе оздоровительного и познавательно-развивающего отдыха.

Задачи:

-       способствовать оздоровлению детей, реализации их двигательной активности,формированию у них навыков здорового образа жизнипутем привлечения к спортивным мероприятиям и играм на свежем воздухе;

-       способствовать развитию у детей чувства ответственности, надежности, заботливости и уважения по отношению к себе, к другим людям и к порученному делу через организацию коллективной деятельности;

-       организовать «умный досуг», создать условия для раскрытия и развития творческих, интеллектуальных способностей детей путем их привлечения к индивидуальной и коллективной творческой и познавательной деятельности;

-       способствовать патриотическому воспитанию, эстетическому и нравственному развитию детей через организацию их участия в эстетически, патриотически и нравственно ориентированных мероприятиях;

-       способствовать получению детьми опыта социального взаимодействия путем включения в социально-полезную деятельность, систему самоуправления, подготовку и проведение мероприятий;

-       способствовать получению детьми представления о профессиях.

 

Этапы реализации программы:

I этап – подготовительный

1.       Изучение запросов детей и взрослых

2.       Подбор и анализ литературы по тематике смены.

3.       Планирование смены, написание программы, подготовка методических рекомендаций.

4.       Разработка общелагерных дел и мероприятий.

5.       Инструктаж педагогического состава.

 

II этап – организационный:

1.       Организация жизнедеятельности лагеря, вовлечение участников программы в тематические игровые периоды смены.

2.       Формирование актива отряда.

3.          Оформление отрядных мест.

4.          Театрализованное открытие смены, ввод участников в сюжетно-ролевую игру.

 

III этап – основной

1.       Участие в сюжетно-ролевых играх, коллективно-творческая деятельность участников программы по подготовке и проведению отрядных и общелагерных дел.

2.       Участие в детских многоэтапных мастерских, итогом которых будет создание индивидуального технологичного продукта.

3.       Ежедневное отслеживание эмоционального состояния участников смены, коррекционная работа по итогам наблюдения.

 

Система мероприятий программы:

Программа мероприятий включает несколько основных направлений:

Спортивно-оздоровительное

Направление реализуется с помощью таких ежедневно проводимых общелагерных / отрядных мероприятий, как «Фикс-зарядка», спортивно-игровые программы, спортивно-туристический квест, лазертаг-игра, эстафеты, подвижные игры на свежем воздухе, лагерная спартакиада, познавательно-игровые программы по теме «ЗОЖ», «малая «Зарница».

Коллективная творческая деятельность и социальное взаимодействие

Включает мероприятия, которые требуют совместной деятельности всех членов отряда или командного участия: оформление отрядных мест, подготовка к сценическим выступлениям или игровым программам, коммуникативные игры и ежедневная рефлексия и друге. Мероприятия данного направления нацелены на развитиеу детейорганизационных умений,навыков общения, толерантностии общей культуры.

Духовно-нравственное

Мероприятия, направленные на патриотическое воспитание, эстетическое развитие, имеющие нравственную составляющую. Это мероприятия, посвященные 75-летию Победы в Великой Отечественной войне (торжественная линейка в память начале войны 22 июня 1941 года, интеллектуально-игровая программа), посещение музеев, выставок и театральных представлений и другие.

Мейкерство

Мейкерство — это не просто техническое и изобретательское творчество; это целая философия, основанная на том, что своими руками можно создать что-то действительно качественное, полезное и красивое, более того, совершенно уникальное, в отличие от масс-маркета. Слово «мейкерство» произошло от английского make, что можно перевести как «делать», «создавать». Мейкер — это человек, что-либо делающий или создающий, как правило, в направлении технического творчества и конструирования. Данное направление в Программе реализуется через работу Мастерскихфиксиковс использованием ИКТ.

 

IVэтап- заключительный

1.   Подведение итогов каждого тематического игрового периода.

2.   Награждение наиболее активных участников программы.

3.   Подведение итогов участия каждого ребёнка в жизнедеятельности лагеря.

 

V этап – аналитический

1.   Анализ реализации программы с точки зрения педагогического воздействия и достижения поставленных целей.

 

Ресурсное обеспечение программы

Материально-техническое

- кабинеты для отрядов, спортплощадка, спортзал, актовый зал, кабинеты для занятий в мастерских, участки для игр на свежем воздухе;

- компьютерная техника и периферийные устройства, расходные материалы для принтера, проекционные системы (проектор и проч.), фотоаппарат;

- канцелярские товары и расходные материалы для мастерских (бумага, картон, клей, кисти, краски, разнообразная фурнитура, ножницы, фоамиран, ткань, лекала, карандаши, глина, скотч и другие материалы);

- игровой инвентарь: настольные игры, наборы конструкторов, шахматы, шашки и проч.;

- спортивный инвентарь: мячи, скакалки, верёвки, ракетки, обручи и др.;

- призовой фонд: сувенирная продукция, грамоты, дипломы.

Методическое

Программа смены; методическая литература; сценарии праздников и мероприятий; разработки конкурсов, викторин, интерактивных игр и т.д.

Кадровое

Начальник лагеря, педагог-организатор, воспитатели в отрядах, ведущие мастер-классов.
8.          
Тематические партнёры по реализации программы
Театр «Лицедеи»

«Небольшой театр»

Лазертаг «На игре»

Музей Занимательных наук Эйнштейна

Музей истории гражданской авиации
9.          
План-сетка
Приложение 1
 

 

Начальник лагеря                              ТурчакЛ.П.

      Волкова Е.В.

 

Педагог-организатор                                                                 Лаптева Т.В

                                                                                     Найденышева Н.С.


 

Содержание

 

 

I. Пояснительная записка. 8

1.1 Нормативно – правовое обеспечение программы.. 10

II .Целевой блок. 12

2.1 Цели и задачи. 12

2.2Планируемые результаты.. 12

III. Содержание программы.. 13

3.1 Основная идея программы.. 15

3.2 Режим дня. 16

3.3 Методы работы по программе. 184

3.4 Направления деятельности 185

3.5 Формы организации работы в лагере программы.... 187

3.6 Этапы смены........................................................................................ 18

IV. Ресурсное обеспечение программы.. 19

V. Диагностика результативности программы.. 210

VI. Возможные риски и способы их преодоления................................... 22

Литература................................................................................................ 23

Приложения............................................................................................... 24

 


Лагерь – это большая, умная Игра,
которая помогает детям радоваться жизни,
праздновать жизнь практически ежечасно.
С.А.Шмаков

 

I.Пояснительная записка
 

Летние каникулы составляют значительную часть годового объема свободного времени школьников. Каникулы - не только время отдыха, но и  период, когда можно расширить свой кругозор, пополнить запас знаний, найти новых друзей, приобрести новый опыт взаимодействия.

Далеко не все родители могут предоставить своему ребенку полноценный, правильно организованный отдых. Ребят всегда привлекают фантастические или сказочные миры, с необычными героями, которые могут оказать поддержку и в реальной жизни. Учитывая это, а также принимая во внимание запросы родителей, направленные на воспитание позитивных, активных, творческих и интеллектуально развитых, образованных личностей, и была составлена программа «Команды ИКС (искателей, конструкторов, создателей)в мире фиксиков».

Разработка программы организации летнего каникулярного отдыха, оздоровления и занятости детей была вызвана:

– повышением спроса родителей и детей на организованный отдых школьников в условиях города;

– обеспечением преемственности в работе лагеря предыдущих лет;

– модернизацией старых форм работы и введением новых;

– необходимостью использования богатого творческого потенциала детей и педагогов в реализации цели и задач программы.

Данная программа предусматривает организацию летнего отдыха и оздоровления детей в условиях лагеря дневного пребывания «Звёздный»при ЦДТТ №1 (далее - лагерь).В лагере созданы условия для педагогически целесообразного, эмоционально-привлекательного досуга детей и подростков, восстановления их здоровья, удовлетворения потребностей в новизне впечатлений, творческой самореализации, общении и конструктивной деятельности в разнообразных формах, включающих познание, созидание, игру, духовную деятельность (через приобщение к культурным и общечеловеческим ценностям).

Данная программа актуальна, прежде всего, потому, что сейчас на передний план выходит проблема воспитания личности, владеющей культурой социального и деятельностного самоопределения, а развитие детской социальной и творческой инициативы является на современном этапе одной из главных задач образования в современных условиях.Важно разбудить в ребятах созидательное начало, творческое отношение к действительности, умение и желание видеть красоту, сопереживать происходящему и творчески его перерабатывать. Это можно сделать с помощью знакомой детям «системы координат», мифологии - например, используя знакомые ребятам понятия, героев литературных произведений, мультипликационных героев. В данном случае российский мультипликационный сериал («Фиксики») и произведение детской литературы (Э.Успенский, «Гарантийные человечки») станут тематической и понятийной базой программы лагеря, поскольку нацеленность данных произведений на помощь зрителю в познании мира и творческой его переработке соотносится с задачами программы и образовательными и досуговыми потребностями как детей, так и социальным заказом родителей.

«Команды ИКС (искателей, конструкторов, создателей)в мире фиксиков» является интегрированной программой –технической, художественной и социально-гуманитарнойи направленности.

Программа нацелена на:

- развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству;

- обеспечение эмоционального благополучия ребенка;

- приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям;

- создание условий для проведения воспитательной и оздоровительной работы, в том числе через реализацию мероприятий, направленных на профилактику вредных привычек, правонарушений, безнадзорности и экстремизма;

- создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, его интеграции в системе мировой и отечественной культур.

Педагогическая идея программы–формирование у ребенка творческого восприятия мира, развитие созидательных и креативных способностей личности в контексте приобщения к культурному наследию и погружения детей в сказочный мир через сюжетно-ролевую игру.

В жизни детям необходима любовь и доброта окружающих. А каждая сказочная история дарит детям ощущение хорошего и веселого мира, где добрые герои своими поступками пытаются сделать мир лучше или помогают юным творцам этот мир познать.И участники лагерной смены вместе с героями мультфильма посредством игровой деятельности будут совершатьдобрые и полезные дела, заниматься созидательной творческой деятельностью.

Выбор определяющей идеи, которой подчинена работа в лагере по данной программе, опирается на ведущие виды деятельности воспитанников– игру и общение. Программа предполагает создание сказочной, насыщенной приключениями творческой атмосферы в лагере. Прием стилизации, активизирует познавательную деятельность школьников, создает условия для восприятия детьми происходящего как «знакомого» и «безопасного»; игровая ситуация облегчает усвоение детьми новой информации, эмоционально насыщает деятельность, обеспечивает устойчивый интерес к проводимым мероприятиям; творческие задачи мотивируют к генерированию собственных идей и их воплощения. Ребятам будет интересно поучаствовать как в традиционных для детских лагерей игровых программах, так и в современных интерактивных формах творческой деятельности, развивающих не только творческие способности, но и активность, инициативу - необходимые качества в наше время.

Программа базируется на актуализации интересов и потребностей ребенка и способна решить целый комплекс проблем: обогатить социальный опыт детей, выровнять стартовые возможности развития личности ребенка, обеспечить каждому ребенку «ситуацию успеха», содействовать самореализации личности ребенка, повышению мотивации к творчеству. Ее ценность в том, что она развивает в ребенке фантазию, создает условия для формирования «человека-творца», формирует умение ориентироваться в сложной ситуации и умение действовать в интересах коллектива, сообща добиваться цели. Программа «Команды ИКС (искателей, конструкторов, создателей) в мире фиксиков» современна, она способствует тому, что ребенок начинает видеть и понимать социальный мир не как ни от кого не зависящий, а напротив, как зависящий в первую очередь от креативной личности. В этом контексте личность начинает все больше понимать свое бытие как форму социокультурного творчества, а себя как творца материальной, социальной среды, а в будущем и духовной составляющей. Залогом успешности воспитательной работы, проводимой с детьми, является игровой компонент, который позволяет сделать летний отдых интересным, ярким и запоминающимся.

Программа рассчитана на детей 7-15 лет, проживающих на территории города Ульяновска. Принцип набора детей осуществляется по письменному заявлению родителей.

Количество участников программы:

- 1 смена - 80 человек

- 2смена -80 человек.

В лагере «Звёздный» формируются триотряда по 26-27детей. Официальный язык программы - русский.

 
1.1 Нормативно – правовое обеспечение программы
Программа разработана с учетом следующих законодательных нормативно-правовых документов:

1.                Конвенция ООН о правах ребенка.

2.                Конституция РФ.

3.                Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями 2020 г.

4.                Письмо Минобрнауки России от 01.04.2014 N 09-613 «О направлении методических рекомендаций» Рекомендации по примерному содержанию образовательных программ, реализуемых в организациях, осуществляющих отдых и оздоровление детей.

5.                Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 ноября 2018 г. №196 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

6.                Национальный стандарт Российской Федерации «Услуги детям в учреждениях отдыха и оздоровления» (введен с 01.01.2009 от 27 декабря 2007 г. N 565-ст)

7.                Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28сентября 2020 года N 28г. Москва «Об утверждении Санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».

8.                Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 27.10.2020 № 32 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения»

9.                Постановление главного государственного санитарного врача российской федерации N 2 от 28 января 2021 года об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».

10.           Распоряжение правительства Российской Федерации от 24 апреля 2015 года № 729-р «Концепция развития дополнительного образования детей» [электронный ресурс] – режим доступа http://static.government.ru/media/files/ipA1NW42XOA.pdf

11.           Распоряжение правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» [эл. ресурс] – реж. доступа http://static.government.ru/media/files/f5Z8H9tgUK5Y9qtJ0tEFnyHlBitwN4gB.pdf

12.           Письмо Министерства просвещения и воспитания Ульяновской области «О перечне нормативно-правовых актов в сфере организации отдыха и оздоровлении детей» № 73 ИОТВ01/1617ИС от 05.03.2021 г.

13.           Устав Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования города Ульяновска «Центр детского технического творчества №1» (Приказ № 615 Управления образования администрации города Ульяновска от16. 06 .2015 г.)

14.           Образовательная программа Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования города Ульяновска «Центр детского технического творчества №1» (Приказ № 83 ЦДТТ№1 от31. 08.2020г.)

15.           Программа воспитательной деятельности на 2020-2021 учебный год Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования города Ульяновска «Центр детского технического творчества №1» (Приказ № 83 ЦДТТ№1 от 31. 08.2020 г.)

16.           Правила трудового распорядка летней организации отдыха и оздоровления детей с дневным пребыванием при Муниципальном бюджетном учреждении дополнительного образования города Ульяновска «Центр детского технического творчества №1» (Приказ ЦДТТ№1 №215 от 05.12.2017г.)

17.           Положение о летней организации отдыха и оздоровления детей с дневным пребыванием Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования города Ульяновска «Центр детского технического творчества №1» (Приказ № 35 ЦДТТ№1 от 25. 02. 2019г.)

 
II.Целевой блок
2.1 Цели и задачи
Целью данной программы является создание условий для реализации творческого потенциала детей в процессе оздоровительного и познавательно-развивающего отдыха.

Задачи:

- способствовать оздоровлению детей, реализации их двигательной активности, формированию у них навыков здорового образа жизни путем привлечения к спортивным мероприятиям и играм на свежем воздухе;

-                   способствовать развитию у детей чувства ответственности, надежности, заботливости и уважения по отношению к себе, к другим людям и к порученному делу через организацию коллективной деятельности;

-                   организовать «умный досуг», создать условия для раскрытия и развития творческих, интеллектуальных способностей детей,развитию познавательного интереса и творческого мышления путем их привлечения к индивидуальной и коллективной творческой и познавательной деятельности;

-                   способствовать патриотическому воспитанию, эстетическому и нравственному развитию детей, обогащению их культурного опыта через организацию их участия в эстетически, патриотически и нравственно ориентированных мероприятиях;

-                   способствовать получению детьми опыта социального взаимодействия,освоению разных социальных ролей, формированию у них навыков общения и толерантностипутем включения в социально-полезную деятельность, систему самоуправления, подготовки и проведения мероприятий

-                   способствовать получению детьми представления о профессиях.

 

2.2Планируемыерезультаты
Главный ожидаемый результат программы - организованный, интересный, полноценный отдых и оздоровление ребенка; развитие и становление его внутреннего мира. Успешность детей в различных мероприятиях повысит их социальную активность, даст уверенность в своих силах и талантах. При активном участии детей и взрослых в реализации программы предполагается, что у каждого ребёнка сформируется чувство сопричастности к большому коллективу единомышленников и желание творческого освоения мира. В лагере ребята должны овладеть коммуникативными умениями (жить дружно в отряде, ежедневно сотрудничать друг с другом, взаимодействовать с ребятами из других отрядов и с педагогами); навыками ведения здорового образа жизни (организации здорового досуга, пользования правилами безопасности жизнедеятельности); первичными навыками мейкерства (созидательной индивидуальной или коллективной творческой деятельности технического, конструкторского, дизайнерского и др. направлений, включающей этапы от разработки собственной идеи до ее материального воплощения).

Исходя из вышесказанного основными ожидаемыми результатами будут являться:

-                     общее оздоровление воспитанников;

-                     формирование участниками смены умений и навыков индивидуальной и коллективной творческой деятельности, социальной активности;

-                     развитие у детей чувства заботливости и уважения по отношению к себе, к другим людям и к порученному делу, а также чувства прекрасного, бережного отношения к природе;

-                     получения опыта социального взаимодействия со сверстниками и взрослыми;

-                     удовлетворение интересов в личностно-значимых сферах деятельности: играх, мероприятиях и на занятиях вмастерских;

-                     развитие фантазии и воображения ребенка путём включения в сюжетно-ролевую игру;

-                     обогащение культурного опыта детей, знаний и компетенций по теме смены;

-                     создание сплочённого коллектива детей, направленного на коллективную совместную деятельность;

-                     мотивация на дальнейшее творчество и познавательную деятельность в объединениях ЦДТТ №1.

 

III. Содержание программы
3.1 Основная идея программы

Кто из детейне мечтал стать великим изобретателем, сделать великое открытие, создать или сделать что-то, чем можно гордиться?! Содержание программы включает в себя новые приключения, новые поиски, познание и творчество. Программа «Команды ИКС в мире фиксиков» приготовила для своих воспитанников интересные квесты и игры, в которых могут победить только настоящие знатоки и герои, а также задания и мастер-классы, которые помогут ребятам стать настоящими мастерами.

Реализация цели и задач смены осуществляется по программе «Команды ИКС (искателей, конструкторов, создателей)в мире фиксиков». Летом 2020 годаребята попадут в гости к любимым многими мультипликационным персонажам - фиксикам. Вместе с этими человечками ребята будут открывать для себя мир, проходить испытания, помогут создавать фиксикам инструменты для помогатора, а также создадут уникальные вещи в мастерских фиксиков. Путешествие детей и подростков, отдыхающих в лагере, по миру фиксиковосуществляется как в реальном пространстве, так и в виртуальном.Ребята побывают в «Фикс-лаборатории», отправятся в научную экспедицию, выручат профессора Чудакова, а также сконструируют собственные полезные и красивые вещи.Фиксики познакомят ребят с историей разных областей знаний и деятельности – искусством, естественными науками и техническими изобретениями, спортом.Суть погружения в мир фиксиков – приобщение к творческой, изобретательской и созидательной деятельности посредством игры.Одна из задач творческой смены— научить детей дорожить дружбой. Герои мультфильмаявляются проповедниками доброты, уважения к людям, взаимопомощи. И программапредставляет собой проживание участниками различных игровых действий, направленных напомощь героям, друг другу, взаимовыручку и позитивную созидательную деятельность на пользу людям.

В начале дня каждая команда отправляется в путешествие по миру фиксиков, согласно плану мероприятий, а в конце дня подводятся итоги, и каждая команда получает поощрительный знак в зависимости от степени участия в мероприятии.

 

Отряды в лагере – это Команды ИКС (искателей, конструкторов, создателей). У каждой команды ИКС есть свой отрядный уголок, в котором размещены:

·        эмблема отряда;

·        название отряда;

·        девиз команды;

·        законы настоящих искателей, конструкторов, создателей;

·        список искателей, конструкторов, создателей;

·        мероприятия на день;

·        календарь открытий и мастерских- расписание мероприятий смены.

Каждый день смены имеет своё название, которое обозначено на календаре. Что ожидает юных искателей, конструкторов, создателей? Какие тайны откроются перед ними? Какие вершины они покорят, какие изобретения отдадут на службу людям? Покажет только время.Программа «Команды ИКС (искателей, конструкторов, создателей) в мире фиксиков»дает возможность наблюдать, изучать, индивидуально корректировать развитие задатков и нравственных понятий детей, т.к. она построена в соответствии с логикой детского коллектива.

 

3.2. Режим дня

Время
Мероприятия
8.30
Приём детей
8.30-8.45
Зарядка. Воздушные ванны.
8.45-9.00
Линейка.
9.00 - 9.30
Завтрак
9.45 - 13.00
Отрядные дела. Работа творческих мастерских. Общелагерные мероприятия.
13.00-13.30
Обед
13.45 - 14.15
Игры на свежем воздухе. Общелагерные мероприятия.
14.15-14.30
Круг общения. Экран Настроения.
14.30
Уход детей
 

3.3 Методы работы по программе
Жизнедеятельность детей в лагере насыщена разнообразными, быстро сменяющими друг друга на протяжении всего дня видами деятельности (коммуникативная, спортивная, познавательная, творческая, образовательная). Это дает ребятам возможность восстановить свои физические и душевные силы, заняться интересным делом, помогает развить новые навыки, раскрыть потенциал своей личности. Насыщенность всей смены, каждого дня разноплановой, интересной деятельностью, делают лагерь привлекательным для детей и подростков, которые в силу своего возраста стремятся «попробовать всё и успеть везде».

Взаимодействие детей носит разнообразный по форме и по содержанию характер- это индивидуальное общение, групповое и коллективное взаимодействие, массовые и формы деятельности. Каждый ребенок обладает правом выбора, что позволяет ему разносторонне и творчески проявлять себя в творческой деятельности, в отрядных и общелагерных делах, а так же и в системе самоуправления.

Основными методами организации деятельности являются:

-                   Метод игры (игры отбираются воспитателями в соответствии с поставленной целью);

-                   Методы театрализации (реализуется через театрализацию малых форм, костюмирование);

-                   Методы состязательности (распространяется на все сферы творческой и спортивной деятельности);

-                   Метод коллективной творческой деятельности (КТД);

-                   Практический метод (познание и творчество осуществляется в процессе практического создания конктретногопродуктав детских мастерских).

 

3.4Направления деятельности программы
Так как программа является комплексной, то её работа строится по нескольким направлениям.

Игровая деятельность программы основана на сюжете российского мультипликационного фильма «Фиксики» и книги Э.Успенского «Гарантийные человечки». Она раскроет творческий потенциал ребёнка, разовьёт интеллектуальные, творческие и физические способности, сформирует навыки позитивного общения со сверстниками, привлечёт ребят к сознательному выбору активного и здорового образа жизни. Все мероприятия направлены на раскрытие творческого потенциала ребёнка и дают возможность проявить свои таланты и возможности: театрализованное открытие и закрытие лагеря, интерактивные игры, игровые программы, конкурсы. Они спланированы таким образом, чтобы каждый ребёнок любого возраста мог принять в них активное участие.

Коммуникативное взаимодействие направлено на формирование культуры нравственных отношений детей и подростков, освоения конструктивных форм взаимодействия с людьми различных культурных признаков (возрастных, национальных, гендерных).

Реализуется в форме деятельности временного детского коллектива, работе детских творческих групп, работе органов самоуправления. Большие возможности предоставляет организация совместной деятельности во время проведения игровых программ, аукциона идей, бесед, «круга общения», «экрана настроения» (анализ дня), поскольку предполагает умение ставить общие цели, определять способы совместного выполнения заданий, учитывать позиции участников – словом, всё то, что является основой коммуникативных навыков.Работа в группе помогает пробуждению в детях познавательного интереса, стремлению к успеху и одобрению, способности к самостоятельной оценке своей работы, формированию умения общаться и взаимодействовать с другими детьми, т.е. устанавливать успешную коммуникацию.

Спортивно-оздоровительная деятельность направлена на вовлечение детей и подростков в занятия физкультурой и спортом, формирование здорового образа жизни. Разрабатываются и проводятся эстафеты, спартакиада, соревнования по пионерболу и «бутылболу», конкурсные программы по физической культуре, туризму, противопожарной безопасности, правилам дорожного движения. Каждый день начинается с утренней гимнастики, которой дети занимаются на свежем воздухе. Традиционные мероприятия – «Поиски клада», «Водная феерия» с обязательным «душем» на улице (при определенных погодных условиях).

Творческая деятельность.Это одно из важных направлений программы. Оно способствует творческому развитию детей и их  инициативе. Посредством творческой деятельности происходит формирование у обучающихся навыков культуроосвоения, направленных на активизацию их приобщения к достижениям общечеловеческой и национальной культуры; развитие творческих способностей, фантазии и воображения, образного мышления, используя нестандартные приемы и решения в реализации творческих идей формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру

Все мероприятия этого направления носят практический характер. Творческая деятельность реализуется через творческие конкурсы, праздники; концерты; фестивали; шоу - программы; игровые программы; участие в оформлении отрядных уголков, через образовательную программу творческих мастерских по направлению «мейкерство».«Мейкерство» от английского make - «делать», «создавать». Мейкер —человек, собственными руками создающий полезный и уникальный продукт, как правило, в направлении технического творчества и конструирования. Данное направление в Программе реализуется через работу Мастерских фиксиков с использованием ИКТ.Мастерские проходят в несколько этапов: ежедневно в течение недели учащиеся на мастер-классах создают сложный индивидуальный творческий продукт. используя разные творческие техники и виды деятельности.

Конечным творческим продуктом 1-ой недели станет книга, созданная своими руками, с авторскими загадками. Творческий продукт 2-ой недели – сложная открытка, 3-ей – созданный своими руками личный фотоальбом. В конце каждой недели каждый учащийся имеет возможность забрать созданный им индивидуальный творческий продукт.

Организация работы мастерских в лагере включает ряд этапов:

·                     изучение интересов детей;

·                     презентация мастерских в начале смены;

·                     ознакомление детей с режимом работы мастерских;

·                     деятельность ребят в мастерских;

·                     текущее отражение результатов деятельности детей;

·                     подведение итогов работы мастерских в конце смены.

Образовательная деятельность. Как и творческая, образовательная деятельность в лагере осуществляется через практическиезанятияв мастерских, а также через организацию интеллектуально-игровых программ, научных шоу, экскурсий, мероприятий духовно-нравственного направления.Кроме того, сюжетно-ролевая основа программы подразумевает такое взаимодействие фиксиков (или помощников фиксиков) с ребятами, когда мультгерои объясняют многие явления жизни и рассказывают о происхождении и работе вещей. Подобные 2-3 минутные образовательные моменты включены во многие мероприятия (предваряют их или являются заключительными).

Образовательная деятельность также реализуется через развитие детей средствами совместного творчества, в процессе которого идёт закрепление норм поведения и правил этикета, знакомство с новыми предметами и явлениями, воспитание бережного отношения к природе, любви к труду.

 

3.5Формы организации работы в лагере

Для участников лагеря предлагаются разнообразные мероприятия и виды деятельности. Общелагерные мероприятия: конкурсно-игровые, конкурсно-познавательные программы, интерактивная игра, праздники и т.д. объединены общей тематической идеей, общей деятельностью. При этом учитываются интересы каждого ребёнка: поддерживается и поощряется детская инициатива, интересные идеи; у детей формируется эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру через  творчество, КТД. Формы подведения итогов в отрядах подбираются с учётом возрастных особенностей детей, их интересов и возможностей.

Формы реализации:

-                   творческие конкурсы;

-                   концерты;

-                   игровые программы, квесты;

-                   эстафеты, спартакиада;

-                   подвижные игры;

-                   интерактивные игры;

-                   викторины;

-                   выходы в театр, музей;

-                   мастер-классы;

-                   конкурс-выставка работ творческих мастерских.

 

3.6Этапы смены
I этап – подготовительный

1.                Изучение запросов детей и взрослых

2.                Подбор и анализ литературы по тематике смены.

3.                Планирование смены, написание программы, подготовка методических рекомендаций.

4.          &

План

Этапы реализации программы:

I этап – подготовительный

1.       Изучение запросов детей и взрослых

2.       Подбор и анализ литературы по тематике смены.

3.       Планирование смены, написание программы, подготовка методических рекомендаций.

4.       Разработка общелагерных дел и мероприятий.

5.       Инструктаж педагогического состава.

 

II этап – организационный:

1.       Организация жизнедеятельности лагеря, вовлечение участников программы в тематические игровые периоды смены.

2.       Формирование актива отряда.

3.          Оформление отрядных мест.

4.          Театрализованное открытие смены, ввод участников в сюжетно-ролевую игру.

 

III этап – основной

1.       Участие в сюжетно-ролевых играх, коллективно-творческая деятельность участников программы по подготовке и проведению отрядных и общелагерных дел.

2.       Участие в детских многоэтапных мастерских, итогом которых будет создание индивидуального технологичного продукта.

3.       Ежедневное отслеживание эмоционального состояния участников смены, коррекционная работа по итогам наблюдения.

Цели

Цель программы: создание условий для реализациитворческого потенциала детей в процессе оздоровительного и познавательно-развивающего отдыха.

Задачи:

-       способствовать оздоровлению детей, реализации их двигательной активности,формированию у них навыков здорового образа жизнипутем привлечения к спортивным мероприятиям и играм на свежем воздухе;

-       способствовать развитию у детей чувства ответственности, надежности, заботливости и уважения по отношению к себе, к другим людям и к порученному делу через организацию коллективной деятельности;

-       организовать «умный досуг», создать условия для раскрытия и развития творческих, интеллектуальных способностей детей путем их привлечения к индивидуальной и коллективной творческой и познавательной деятельности;

-       способствовать патриотическому воспитанию, эстетическому и нравственному развитию детей через организацию их участия в эстетически, патриотически и нравственно ориентированных мероприятиях;

-       способствовать получению детьми опыта социального взаимодействия путем включения в социально-полезную деятельность, систему самоуправления, подготовку и проведение мероприятий;

-       способствовать получению детьми представления о профессиях.

 

Ожидаемые результаты

Главный ожидаемый результат программы - организованный, интересный, полноценный отдых и оздоровление ребенка; развитие и становление его внутреннего мира. Успешность детей в различных мероприятиях повысит их социальную активность, даст уверенность в своих силах и талантах. При активном участии детей и взрослых в реализации программы предполагается, что у каждого ребёнка сформируется чувство сопричастности к большому коллективу единомышленников и желание творческого освоения мира. В лагере ребята должны овладеть коммуникативными умениями (жить дружно в отряде, ежедневно сотрудничать друг с другом, взаимодействовать с ребятами из других отрядов и с педагогами); навыками ведения здорового образа жизни (организации здорового досуга, пользования правилами безопасности жизнедеятельности); первичными навыками мейкерства (созидательной индивидуальной или коллективной творческой деятельности технического, конструкторского, дизайнерского и др. направлений, включающей этапы от разработки собственной идеи до ее материального воплощения).

Исходя из вышесказанного основными ожидаемыми результатами будут являться:

-                     общее оздоровление воспитанников;

-                     формирование участниками смены умений и навыков индивидуальной и коллективной творческой деятельности, социальной активности;

-                     развитие у детей чувства заботливости и уважения по отношению к себе, к другим людям и к порученному делу, а также чувства прекрасного, бережного отношения к природе;

-                     получения опыта социального взаимодействия со сверстниками и взрослыми;

-                     удовлетворение интересов в личностно-значимых сферах деятельности: играх, мероприятиях и на занятиях вмастерских;

-                     развитие фантазии и воображения ребенка путём включения в сюжетно-ролевую игру;

-                     обогащение культурного опыта детей, знаний и компетенций по теме смены;

-                     создание сплочённого коллектива детей, направленного на коллективную совместную деятельность;

-                     мотивация на дальнейшее творчество и познавательную деятельность в объединениях ЦДТТ №1.

 

Длительность

42 дня

Материально-техническая база

Ресурсное обеспечение программы

Материально-техническое

- кабинеты для отрядов, спортплощадка, спортзал, актовый зал, кабинеты для занятий в мастерских, участки для игр на свежем воздухе;

- компьютерная техника и периферийные устройства, расходные материалы для принтера, проекционные системы (проектор и проч.), фотоаппарат;

- канцелярские товары и расходные материалы для мастерских (бумага, картон, клей, кисти, краски, разнообразная фурнитура, ножницы, фоамиран, ткань, лекала, карандаши, глина, скотч и другие материалы);

- игровой инвентарь: настольные игры, наборы конструкторов, шахматы, шашки и проч.;

- спортивный инвентарь: мячи, скакалки, верёвки, ракетки, обручи и др.;

- призовой фонд: сувенирная продукция, грамоты, дипломы.

Методическое

Программа смены; методическая литература; сценарии праздников и мероприятий; разработки конкурсов, викторин, интерактивных игр и т.д.

Кадровое

Начальник лагеря, педагог-организатор, воспитатели в отрядах, ведущие мастер-классов.