Летний школьный лагерь "Лукоморье" (Лицей 11)

Лето - активная пора  социализации учащихся, расширения личностного образовательного пространства, вовлечения детей в новые социальные связи, удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей.

Именно поэтому обеспечение занятости школьников в период летних каникул является приоритетным направлением государственной политики в области образования детей и подростков.

Условия летнего оздоровительного отдыха  детей с дневным пребыванием уникальны  с точки зрения организации самостоятельной жизнедеятельности личности в свободное время. Летний отдых сегодня – это наилучшая пора для общения с природой, обогащения духовного мира и интеллекта ребёнка, постоянная смена впечатлений, встреча с  позитивным неизвестным, поле для творческого развития  детей и подростков.

Содержанием летнего досуга должен стать активно организованный отдых детей, способствующий снятию физического и психологического напряжения детского организма.

Именно в пришкольном лагере ребенок заполняет свое свободное время полезными делами. Досуг, игры, развлечения, различные  мероприятия  в этой социальной среде  побуждают ребенка к приобретению новых знаний, к серьёзным размышлениям, имеют познавательный характер.

Каждый год  для учащихся  от 6,5  до 17 лет  организуется  оздоровительная смена в лагере дневного пребывания на базе лицея. Необходимым условием организации  полноценного отдыха  является вовлечение в  досуговую летнюю деятельность  ребят из многодетных, малообеспеченных  семей и семей, попавших в сложную  жизненную ситуацию.

Для организации оздоровления и занятости   учащихся в летнее  время    разработана  данная  программа. При составлении программы учитывались традиции и возможности школы, уровень подготовки педагогического коллектива, пожелания и интересы детей и родителей, опыт прошлых лет

Проведение лагерной смены обусловлено необходимостью:

Продолжение учебного процесса в условиях лета;
Проблема летней занятости детей;
Укрепление здоровья учащимися;
Повышение спроса родителей и детей на организованный отдых школьников:
    Данная программа по своей направленности является  социально - гуманитарной, включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях оздоровительного лагеря.

Содержание деятельности смены лагеря с дневным пребыванием определяется гражданско – патриотической направленностью.  Одним из ведущих видов  деятельности смены лагеря будут  спортивно - оздоровительные мероприятия, направленные на укрепление физического, психологического, нравственного здоровья детей, формирование здорового образа жизни, экологической грамотности.

План

Этапы реализации смены

Подготовительный этап

Этот этап характеризуется тем, что за заблаговременно до открытия пришкольного летнего лагеря начинается подготовка к летнему сезону. Деятельностью этого этапа является:

-        Посещение обучающих семинаров, организационных заседаний на уровне города;

-        Формирование пакета документов;

-        Разработка программы ЛОО;

-        Создание условий для реализации программы;

-        Формирование педагогических кадров согласно штатному расписанию;

-        Разработка маршрутов экскурсий, программ творческих мастерских;

-        Установление внешних связей;

-        Согласование плана с учреждениями культуры и дополнительного образования;

-        Приобретение необходимого инвентаря;

-        Подготовка к летнему отдыху помещений, инвентаря;

-        Подготовка методического материала для работы;

-        Проведение инструктивных совещаний с сотрудниками лагеря;

-        Комплектование детей в группы;

-        Проведение необходимой оформительской работы.

 Организационный этап

Этот этап длится 3-4 дня и его основной деятельностью является:

-        Встреча детей, проведение диагностики по выявлению лидерских, организаторских и творческих способностей детей, эмоционального состояния ребенка в коллективе, а также ожиданий от пребывания в лагере;

-        Запуск программы. Открытие лагерной смены;

-        Знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря. Создание атмосферы настроения общения;

-        Продумывание названия своего отряда и оформление отрядных уголков.

Основной этап

На данном этапе осуществляется организация жизнедеятельности детей по сюжету смены,

-        Реализация основной идеи смены – привлечение детей к различным видам деятельности;

-        Оздоровление детей (зарядка, витаминизация);

-        Прогулки и экскурсии, посещение театра,ЦГБ,музеев города, бассейн;

-        Работа над проектами, деятельность мастерских;

-        Изучение культуры и истории своего города, страны, турниры, соревнования, экскурсии;

-        Вовлечение детей в различные виды коллективно-творческих дел.

Заключительный этап (рефлексивно-аналитический)

Основной идеей этого этапа является подведение итогов смены:

-        Анализ предложений детей, родителей, педагогов, внесенных о деятельности летнего лагеря в будущем.

-        Проведение анализа качественных изменений, произошедших с участниками смены (на основе наблюдений и анкет).

-        Подведение итогов смены с детьми, награждение.

-        Сдача документации о деятельности лагеря дневного пребывания.

Цели

 

Цель:  Познакомить детей с историей и жизнью городов России, символами страны и городов, традициями, обычаями своей малой родины.

Задачи:

изучить  общую информации о России: чем славится страна, какие символы имеет, рассмотреть  историю появления символов страны, через посещения музеев, проведения  отрядных мероприятий;
создать благоприятную эмоциональную атмосферу, обеспечивающую социально-психологическую комфортность каждому ребенку через коллективно творческие дела отрядов;
организовать систему спортивных мероприятий, турниров, посещения бассейна Акваклуб; приобщить к ЗОЖ;
вызвать  интерес к различным видам деятельности, посвященным природе России, экологии, а также профессиям человека через проведение экологических мероприятий, выставок, просмотра тематических фильмов;
 в процессе сюжетной игры развивать коммуникативные навыки;
вызвать чувство любви и патриотизма к родному городу, желание познавать его историю посредством проведения экскурсий по городу, знакомства с его значимыми событиями;

Ожидаемые результаты

Ожидаемый результат:

 Для детей:

- благодаря соблюдению санитарно – гигиенических правил, режима воспитательных и оздоровительных мероприятий, хорошей организации питания, медицинским наблюдениям и установлению эффективного способа коммуникации «ребенок - взрослый», дети смогут снять физическое и психологическое напряжение организма, укрепить здоровье и овладеть навыками здорового жизненного стиля;

- ребята научаться планировать свою деятельность, узнают о коллективно – творческих делах и научатся проводить их. У детей появиться навык работы в группе, в команде, они смогут самостоятельно решать проблемные ситуации, увидят свою роль в коллективе;

- в ходе реализации программы в игровой форме дети познакомятся со своими правами и обязанностями, приобретут навыки в их использовании. Игра – путешествие поможет ребятам развивать чувство товарищества, взаимопомощи, ощутить радость победы. У группы детей сформируются лидерские качества, они попробуют себя в роли ведущих и экскурсоводов, и уже практически подготовятся к вступлению в детскую организацию. У всех детей значительно расширится кругозор. Ребята узнают много нового об истории своей страны, своего города;

Для родителей:              

При активном участии детей и взрослых в реализации программы предполагается, что у каждого возникнет чувство сопричастности к большому коллективу единомышленников.

Успешность детей в различных мероприятиях повысит социальную активность родителей, даст уверенность в  их силах и талантах. Занятия в различных кружках, участие в конкурсах, праздниках, соревнованиях, выставках будут способствовать   чувству удовлетворения по развитию творческих способностей детей.

Предполагается, что время, проведенное в лагере, не пройдет бесследно ни для взрослых, ни для детей, и на следующий год они с удовольствием будут участвовать в работе детского оздоровительного лагеря.    

Для педагогов:

- совершенствование содержания   и форм работы по организации летнего оздоровительного отдыха;

- пополнение методической копилки;

- взаимодействие с социумом (социально-культурные учреждения города).

Условия

Заявки принимаются только через навигатор дополнительного образования Ульяновской области

Длительность

4 недели

Материально-техническая база

Помещение, отводимое для занятий, отвечает санитарно-гигиеническим требованиям: светлое, тёплое, с естественным доступом воздуха, хорошо налаженной вентиляцией, достаточно по площади.

В кабинете имеется в наличии доска для демонстрации схем, эскизов, шкаф для хранения незаконченных работ, различных материалов, наглядных пособий, стеллажи для постоянно действующей выставки работ учащихся.

Возможно использование в процессе обучения компьютера, проектора для демонстрации познавательного материала, мастер-классов, виртуальных выставок.

Изобразительно-иллюстративный материал:

-репродукции с картин художников, художественные фото­графии, слайды, детские работы,  дидактические таблицы.

Художественные материалы:

-акварельные, гуашевые краски, восковые мелки, пастель, простые и цветные карандаши, кисти беличьи № 5,7,9, щетинные кисти № 8,9,     фломастеры,  бумага различного форма­та и  цвета; пластилин,    клей, ножницы.