Летний пришкольный лагерь «РАДУГА» гимназия № 30

Программа летнего школьного лагеря с дневным пребыванием «Радуга» использует квест как технологию решения проблемы построения образовательного маршрута, отвечающих интересам и запросам современных детей, их возрастным особенностям.

Предлагаемые квест-программы позволят увидеть и открыть необычное в обычном и в привычном, приобрести так нужный и важный для них опыт социального взаимодействия и построения собственной траектории развития. Приобретение детьми социального опыта будет совершенствованием их личностного роста и формирования таких личностных качеств как:

·       умение жить в коллективе, умение брать на себя ответственность,

·       креативность, самовоспитание,

·       чувство собственного достоинства,

·       самоопределение,

·       духовное развитие,

·       самореализация через различные виды деятельности,

·       самостоятельность, самосовершенствование.

Средствами эффективной реализации программы являются:

1.   Нетрадиционное начало дня – эмоциональный настрой (эпиграф, видеофрагмент, увертюра, ребус, загадка, анаграмма), выяснения целей, ожиданий.

2.   Постановка и решение проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций.

Типы проблемных ситуаций: ситуация неожиданности; ситуация конфликта; ситуация несоответствия; ситуация неопределенности; ситуация предположения; ситуация выбора.

3.   Организации релаксации и подведения итогов -заполнение листа «З-И-У» (ЗНАЮ-ИНТЕРЕСУЮСЬ-УЗНАЛ)

4. Использование форм интерактивного обучения или их элементов: «метода проектов», «мозгового штурма», «дебатов», «интервьюирования различных персонажей».

5. Реализация личностно-ориентированного и дифференцированного подхода к воспитанникам, организация групповой деятельности (работа в парах, в группах постоянного состава, в группах сменного состава) и самостоятельной работы детей.

6. Игры, игровые моменты (ролевые, имитационные, дидактические).

Оздоровительное учреждение – это радость общения с друзьями, познание окружающего мира, это центр развития, воспитания, оздоровления и образования детей. Это время игр, развлечений, свободы в выборе занятий, снятия накопившегося за год напряжения, восполнения израсходованных сил, восстановления здоровья. Это период свободного общения детей. Данная программа по своей направленности является социально-педагогической, т. е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях оздоровительного лагеря. 

Наряду с традиционными методиками в программе «Путешествие по родному краю»  используются современные технологии:

- технология развивающего воспитания и обучения,

- здоровьесберегающие,

- игровые,

- проектные технологии,

- краеведческо–туристическая деятельность.

Отличительной особенностью программы «Путешествие по родному краю»  является погружение детей в игровое пространство, создание моделей социального поведения, сплочение детей на основе общих замыслов и интересов  через игру - квест, где ребенку отводится роль незримого путешественника, который попытается преодолеть все трудности на своем пути. Задания связаны с закреплением полученных знаний и навыков в области экологии. Также ребят ждут ребусы, лабиринты, познавательные экскурсии  и увлекательные фокусы. Увлекательная совместная игра позволит команде выявить лидера, отдохнуть и узнать что-то новое.

Программа ориентирована на младший школьный возраст.

Центром воспитательной работы лагеря является ребенок и его стремление к реализации. Пребывание здесь для каждого ребенка – время получения новых знаний, приобретения навыков и жизненного опыта.

Приоритетными направлениями программы  стали:

Спортивно - оздоровительная работа.

Цель: сохранение и укрепление здоровья детей.

Задачи:

-осуществлять соблюдение режима и правил техники безопасности;

- пропагандировать здоровый образ жизни;

 -проводить витаминизацию питания детей.

Спортивные праздники, конкурсы, соревнования приветствуются ребятами. Находясь в оздоровительном учреждении дневного пребывания, дети ежедневно включаются в оздоровительный процесс, для которого характерны: упорядоченный ритм жизни, режим питания, закаливание, поддержка мышечного и эмоционального тонуса. Результатом осуществления оздоровительного направления является формирование потребности в здоровом образе жизни.

Основными видами оздоровительной работы в  лагере «Радуга» являются:

·      организованная ежедневная музыкальная утренняя гимнастика;

·      спортивные подвижные игры;

·      соревнования, спортивные праздники, спартакиады, турниры;

·     сотрудничество с Центром здоровья;

·     осмотр детей медицинским работником;

·     принятие солнечных и воздушных ванн (в течение всего времени пребывания в лагере в светлое время суток);

·     организация здорового питания детей;

·     организация спортивно-массовых мероприятий;

·     посещение ФОК «Автомобилист».

Утренняя гимнастика проводится ежедневно в течение 10-15 минут: в хорошую погоду – на открытом воздухе, в непогоду – в проветриваемых помещениях.

Подвижные игры включают все основные физкультурные элементы: ходьбу, бег, прыжки. Они способствуют созданию хорошего, эмоционально окрашенного настроения у детей, развитию у них таких физических качеств, как ловкость, быстрота, выносливость, а коллективные игры – еще и воспитанию дружбы.

Организация активного досуга.

Цель: организация содержательной досуговой деятельности детей, развитие эстетического вкуса и коммуникативной культуры.

Задачи:

1. Вовлечь как можно больше воспитанников в различные формы организации досуга.

2. Организовать деятельность творческих мастерских.

В основе лежит свободный выбор разнообразных общественно-значимых ролей и положений, создаются условия для духовного нравственного общения, идёт закрепление норм поведения и правил этикета, толерантности.

Досуговая деятельность – это процесс активного общения, удовлетворения потребностей детей в контактах. Творческой деятельности, интеллектуального и физического развития ребенка, формирования его характера. Организация досуговой деятельности детей – один из компонентов единого процесса жизнедеятельности ребенка в период пребывания его в лагере.

Формы работы: игра, конкурс, викторина, праздник, просмотр фильма, соревнование, эстафеты, занятия в кружках.

Организация досуговой деятельности строится на принципах:

- добровольное включение ребенка в досуговую деятельность;
- альтернативное провождение времени;
- свободное время;
- совместное планирование досуговой деятельности.

Досуговая деятельность в условиях лагеря осуществляется на различных уровнях:

- уровень целостного детского коллектива смены;
- уровень отряда;
- уровень организации досуга в группах по интересам;
- уровень конкретного ребенка, который по тем или иным причинам не хочет участвовать в - совместной деятельности.
 

Организация кружковой деятельности.

Важным направлением воспитательной работы в лагере является кружковая деятельность, объединяющая детей по интересам в малые группы. Организация кружковой деятельности лагеря носит вариативный характер, то есть в период смены работают постоянные кружки, для функционирования которых имеется обеспеченность педагогическими кадрами.

Цель: расширение кругозора, развитие познавательных интересов и творческих способностей детей.

Включает в себя развитие детей средствами совместного творчества, в процессе которого идёт закрепление норм поведения и правил этикета, знакомство с новыми предметами и явлениями, воспитание бережного отношения к природе, любви к труду. Создаются условия для реализации собственных интересов детей в наиболее целесообразном применении.

План

Блок 1. Введение (1час).

Учащиеся  повторяют понятие «исследование», «проект». У них формируется  интерес к исследовательской деятельности через знакомство с различными работами учащихся начальной школы; знания, умения и навыки, необходимые в исследовательском поиске, умение находить значимые личностные качества исследователя.

Стартовая презентация «Изучаем родной край. Лента времени». Знакомство с различными видами продуктов исследовательских проектов. Деление на команды. Как работать в команде?

Блок 2. Город семи ветров (1 час).

От проблемы к цели (ситуация, проблема, задачи, ресурсы). Определение источников информации, способов сбора и анализа информации, вида продукта и возможных форм презентации результатов проекта.

Найти ответ на вопрос:  «7 января ….. года, царь Алексей Михайлович указал, и бояре приговорили отправиться окольничему …в понизовые города для охраны русской границы от ногайских татар и для строения новых городов и засечных крепостей от реки Барыша до реки Волги».  О ком идет речь в этом отрывке? Какую роль сыграл  он для нашего города?

(17 век, Богдан Хитрово)

Продукты  проекта.

1 команда – викторина по теме.

2 команда – соответствия, страница книги «Лента времени».

3 команда – исследовательский проект «Загадки города семи ветров», макет Кремля.

4 команда -  отчеты по экскурсии  «Музей Градостроения», «сушка»- выставка фотографий.

Блок 3.  «Страницы  литературы и истории нашего края» (3 часов).

Планирование деятельности в рамках текущего проекта.

Алгоритм работы со справочной литературой и каталогами, правила поиска информации в сети Интернет.

Найти ответ на вопросы:

   1.           «Седьмая буква русского алфавита «Ё» была введена употребление в ……году при редактировании одного из стихотворения И.И.Дмитриева, где редактор заменил две буквы в слове «слiозы» на букву «ё». Назовите имя редактора. Назовите известные в городе места, связанные с именем  этого великого земляка.

(18-19 в. - Н. М. Карамзи́н )

 Продукты  проекта.

1                          1 команда – исследовательский проект «Тайна седьмой буквы алфавита».

     3 команда – соответствия, страница книги «Лента времени».

 2.   «Когда распускается этот цветок, то холмы и балки покрываются удивительно алым цветом. В народе этот цвет называют лазорькой или «лазорев цвет», поэтому и холмы, покрытые цветущими пионами, называют «Лазоревы холмы». Назовите  сказку,  которой встречается этот цветок? Как автор сказки связан с историей нашего края?

(18-19 в. - С. Т. Акса́ков)

Продукты  проекта.

2 команда – исследовательский проект «Волшебный цветок из красной книги».

4 команда – соответствия, страница книги «Лента времени».

Блок 4 . «Музеи и памятники нашего города» (3 часа).

Способы первичной обработки информации, ее хранения.

Найти ответ на вопросы:

1.                  В архитектурном облике города Ульяновска здание  этого Литературного музея занимает особое место. Оно построено на рубеже XVIII –XIX вв. и представляет собой изящный дворянский особняк городского типа.

 Это одно из пяти подобных сооружений двухсотлетней давности, сохранившихся в городе до настоящего времени. Почему именно около этого музея  установлен памятник А.С. Пушкину? Кому принадлежал этот дом? Какие экспонаты  там находятся?

       (19 век – Н. М. Языков)

    Продукты  проекта.

1 команда – виртуальная экскурсия по музею                      

2 команда – соответствия, страница книги «Лента времени».                                              

2.                  Современный вид этот дом приобрел после того, как в 1974 году на крыше здания появилась часовая башенка. Сейчас в  этом доме работает единственный в стране историко-мемориальный центр-музей писателя, который открылся в 2012 году в день 200-летия со дня рождения писателя. Какие  достопримечательности, связанные с именем этого писателя, еще есть в нашем городе?

(19 век –И. А. Гончаро́в)

Продукты  проекта.

3 команда – прогулка - квест  по улице Гончарова « Мой любимый уголок».

 4 команда – презентация о беседке Гончарова, соответствия, страница книги «Лента времени».                            

Блок 5 . «История и судьбы» (3 часа).

Основы логики: анализ, синтез, классификация, сравнение, аналогия, обобщения, умозаключения. Анализ информации.

Найти ответ на вопрос:

В 1924 году Симбирск был переименован в Ульяновск по настоящей фамилии основателя советского государства В.И.Ульянова (Ленина). Наш город пользуется популярностью не только среди российских туристов, но и зарубежных. Какие достопримечательности, связанные с этим  политическим деятелем, вы бы порекомендовали посмотреть туристам?

(19-20 век – В. И. Ленин)

Продукты  проекта: разработка туристического маршрута «По Ленинским местам», соответствия, страница книги «Лента времени»

Блок 6. «Наш край богат талантами» (3часа).

Планирование публичного выступления. Знакомство с памяткой «Как подготовиться к публичному выступлению».

Найти ответ на вопрос:

1.          Родился этот художник в селе Прислониха, бывшей Симбирской губернии. Отец и дед его были иконописцами, занимались и церковной архитектурой. Мальчиком он  был отдан в духовное училище, затем он перешел в семинарию. Там на уроках рисования и выявились впервые его художественные способности. О каком художнике идет речь? Какие картины он написал?

(19-20 век – А. А. Пла́стов)

Продукты  проекта.

1 команда – соответствия, страница книги «Лента времени»

2 команда – аудиозапись «Картины А.А.Пластова» ( по выбору)                

2.              В Ульяновске этот инструмент впервые  зазвучал 2 декабря 1982г.  Он  является одним из лучших в  нашей стране. Лучшие  музыканты отзываются  о нем, как о самом красивом и богатом по звучанию. Идея возродить это музыкальное  искусство в Ульяновске принадлежит единственному  в нашем городе исполнителю А.Н.Титову. О каком музыкальном инструменте идет речь? Где мы можем послушать звучание этого инструмента?

(20-21 век - А. Н. Титов)

Продукты  проекта.

4 команда – исследовательский проект «Поющий металл».

3 команда – соответствия, страница книги «Лента времени» (2 вопрос).

Блок 7. «Волжский янтарь» (1 час).

Как лучше подготовить презентацию продукта?

Способы преодоления трудностей.  

Найти ответ на вопросы:

Первое упоминание о симбирском кальците относится к 1765 году.

В рапорте подполковника А. Свечина пишется «…близ Симбирска на берегу Волги находятся немалой величины чёрные камни, имеющие жёлтые проросли, или жилы, которые столь прозрачны и чисты, что по шлифовке малую разницу от янтаря имеют, но… это по незнанию жителей пропадает втуне». Как  называется этот камень сейчас? Кто и когда дал название этому камню?

(20-21 век - В. М. Ефимов)

Продукты  проекта.

1 команда – исследовательский проект « О чем говорят камни?»

2 команда – творческий отчет о симбирците.

3 команда – страница книги «Лента времени».

 4 команда – соответствия, выставка фотографий.

Блок 8. «Путешествие по родному краю» (2 часа).

Найти ответ на вопросы:

Вы знаете, что наш город считается родиной колобка.  Учёный – краевед  обнаружил, что слово «колебятка» раньше означало «последний хлебец из квашни», остатки теста. Кто и почему прописал на Симбирской земле знаменитого Колобка? (2011 год - Сергей Петров)

Результат: модели Колобка из разного материала, участие в творческих площадках фестиваля.

Блок 9. Обобщение. Лента времени ( 24 часа).

Продукт  проекта:

«Лента времени нашего края»
Учебно - игровое пособие: книга «Лента времени.
Описание  этапов работы над проектом.

Команды получают вопросы.

1 этап - для работы над проектом отряды разбиваются на группы. Каждая из этих групп будет работать над одним из подвопросов, так называемым «проблемным вопросом, в ходе исследования каждая команда  отвечает на поставленный вопрос и определяет соответствующие даты на ленте времени (работа в команде).

2 этап -   члены команды определяют достопримечательности нашего края, связанные с этим событием или с  данным историческим деятелем (работа в команде), воспитатель организует реализацию замысла, поддерживает самостоятельность ребят, их сотрудничество, помогает подготовить защиту проекта.

3 этап – подведение итогов: составление ленты времени, представление продуктов проекта. Для наглядного обозначения продуктов используют полоски разного цвета. На заключительном этапе необходимо оценить на только продукт проекта, но и саму деятельность: что помогало, что в работе понравилось, что надо было изменить в совместной работе.

 

Цели

Цель – приобрести  положительный опыт социокультурной коммуникации через включение в краеведческую деятельность   

Задачи:

  • вызвать интерес к изучению культуры родного края;
  • формировать умения оперировать краеведческими знаниями, извлекать их из различных культурно – исторических источников, применять их в новой ситуации,
  • содействовать формированию элементов творческой деятельности.
  • способствовать развитию у ребенка чувства собственного достоинства, осознания своей роли в жизни родного края;
  • вызвать интерес уважительного отношения к своему родному краю, его природе и культуре, истории и современной жизни;
  • представить краеведение как одну из форм познания прошлого и настоящего своей страны, своего региона.

Ожидаемые результаты

Результатом реализации программы будут являться следующие показатели:

     Для детского коллектива:

·   раскрытие и развитие творческого потенциала с возможностью его последующей реализации в семье и школе;

·   формирование навыков творческой деятельности и успешного участия ребёнка в коллективно-творческой деятельности;

·   проявление ребёнком своей творческой индивидуальности как одной из форм общения в детском коллективе.

·   выявление и поддержка талантливых детей и подростков.

·   организация безопасного отдыха и оздоровление детей и подростков.

·   приобщение детей и подростков к ценностям культуры и искусства.

Для педагогического коллектива:

·   уровень соответствия ожиданий от педагогической практики и их оправданности;

·   уровень психологического комфорта вожатых в коллективе;

·   приобретение нового опыта в организации игровой и познавательной деятельности, возможность применения этого опыта в основной педагогической деятельности;

·   внедрение новых форм и методов работы в практику педагогической деятельности.

Для родителей:

·   физическое, интеллектуальное и социальное оздоровление ребенка;

·   реализация потребности ребенка в развитии и саморазвитии, интересов и потенциала личности;

·   полноценный отдых ребенка.

·   повышение уровня информированности об услугах, оказываемых учреждением в сфере образовательных услуг дополнительного образования;

·   организация для детей безопасного доступного досуга в летний период;

·   получение педагогических рекомендаций и методической помощи по вопросам воспитания и дополнительного  образования.

Критерии оценки эффективности программы:

• благоприятный психологический климат в детском и педагогическом коллективе;
• удовлетворённость ребят предложенными разнообразными видами деятельности, формами работы;

• желание участвовать в работе лагеря на следующий год;

• проявление инициативы в организации мероприятий лагеря.

Условия

Участие в программе лагеря "РАДУГА" осуществляется на заявительной основе.

Программа ориентирована на младший школьный возраст (7-10 лет).

Длительность

22 дня

Стоимость

392 рубля 40 копеек

Материально-техническая база

Сведения о материально-технической базе и оснащенности образовательного процесса:

-Выбор оптимальных условий и площадок для проведения различных мероприятий.

-Материалы для оформления и творчества детей.

-Наличие канцелярских принадлежностей.

-Аудиоматериалы и видеотехника.

-Спортивный инвентарь.

-Развивающие игры (шашки, шахматы, настольные игры, строительный конструктор).

-Призы и награды для стимулирования. (По итогам смены активных ребят награждаем грамотами и дипломами.)

 Методическое обеспечение

·     Познавательные беседы – проводятся с целью ознакомления детей с новым материалом.

·     Словесные, настольно-печатные игры – организуются с целью закрепления и как форма проведения занятия (ознакомление с окружающим, продуктивные виды деятельности).

·     Подвижные игры – проводятся для смены деятельности на занятиях, может и проводится и в конце занятия.

·     Целевые прогулки, экскурсии – проводятся с целью ознакомления с окружающим.

·     Вопросы проблемного и исследовательского характера – используются для развития мышления, умения рассуждать, высказывать свои мысли, делать выводы, вести наблюдения.

·     Викторины – проводятся с целью закрепления пройденного материала.

·     Метод моделирования – используется для развития у детей умения работать по схемам.

·     Инсценировки сказок – проводятся для ознакомления детей со сказкой, снятия напряжения.

·     Проведение праздников – проводятся с целью закрепления материала и создания положительных эмоций у детей. 

·     Работа с семьей — проводится с целью привлечения родителей к совместной деятельности: участие в викторинах, развлечениях, семинарах, организация туристического похода, экскурсий.