Краткосрочная ДОП «Наши финансы»

Краткосрочная ДОП " Наши финансы " является модифицированной.

-Направленность (профиль) программы – социально-педагогическая.

 

-Уровень освоения программы: стартовой.

· Обучение основам финансовой грамотности в школе является актуальным, так как создает условия для развития личности подростка, мотивации к обучению, для формирования социального и профессионального самоопределения, а также является профилактикой асоциального поведения. Именно овладение основами финансовой грамотности поможет учащимся применить полученные знания в жизни и успешно социализироваться в обществе.

-Форма обучения: дистанционное.

Форма проведения занятий с учащимися в онлайн режиме с применением дополнительных образовательных технологий; групповая, индивидуальная, работа с подгруппами.

Для достижения поставленных целей и с учётом вышесказанного в основе организации занятий лежат, прежде всего, педагогические технологии, основанные на сотрудничестве и сотворчестве участников образовательного процесса, критическом анализе полученной информации различного типа, деятельностные технологии, проектная и исследовательская деятельность, игровая технология.

-Адресат программы: возрастной диапазон освоения программы «Наши финансы» учащиеся 5-7 классов (11-13 лет). В группе занимаются 15 учащихся, разного уровня и разных способностей.

Состав учебной группы постоянный.

 

-Объём программ: 16 часов.

-Сроки реализации программы: на 8 учебных недель (1 июня по 31 июля 2020 года). За месяц 8 часов, 2 астрономических часа в неделю.

 

-Режим занятий: Занятия проводятся 2 часа в неделю (1 раза по 2 часа), занятие продолжительностью 45 минут и переменка 10 минут в одной группе.

 

Педагоги

Педагог дополнительного образования Рахметуллова Гузель Радиковна.

Содержание программы

1 модуль-8 часов

 

Вводное занятие. Знакомство с учащимися. Сбор сведений об учащихся.

Тема: Инструктаж по технике безопасности, правилам дорожного движения.

Форма занятия: групповая. Викторина по правилам ПДД.

Теория: Ознакомление с правилами по ТБ. на занятиях. Повторение правил ПДД.

Практика: составление безопасного маршрута из дома в школу. Обсуждение аварийных ситуаций.

Методы: наглядный и беседа.

Контроль: опрос по технике безопасного поведения на занятиях правилам дорожного движения.

 

Раздел 1. Обмен и деньги (4 часа).

 

Тема: Что такое деньги? Для чего они нужны.

Форма занятия: групповая. Учебно-комбинированая.

Теория: понятие «деньги». Функции денег.

Практика: работа с карточками.

Методы: рассказ.

Контроль: устный опрос.

 

Современные деньги, их виды.

Форма занятия: групповая.

Теория: функции современных денег. Монеты, банкноты. Валюты разных стран. Ликвидность.

Практика: решение задач и кроссворда.

Методы: беседа.

Контроль: устный опрос.

 

Раздел 2. Семейный бюджет (6 часов).

 

Какие бывают источники доходов в семье.

Форма занятия: групповая. Учебно-комбинированая.

Теория: открытие собственного бизнеса. Доход от сдаваемой в аренду недвижимости. Авторские права. Банковский депозит. Заработная плата. Рента. Пенсия. Стипендия. Алименты.

Практика: построение схем, графиков, таблиц.

Методы: беседа. Викторина.

Контроль: текущий. Опрос по теме.

 

2 модуль – 8 часов

 

На что тратятся деньги в семье. Виды расходов.

Форма занятия: индивидуальная.

Теория: обязательные расходы. Произвольные расходы. Престижные расходы.

Практика: выполнение детьми практических заданий, решение логических задач и проблемных ситуаций, решение задач.

Методы: работа с карточками. Анкета.

Контроль: текущий. Опрос по теме.

 

Что такое семейный бюджет и как его построить.

Форма занятия: групповая.

Теория: виды семейного бюджета. Этапы ведения семейного бюджета. Способы ведения семейного бюджета.

Практика: выполнение детьми практических заданий, решение логических задач и проблемных ситуаций.

Методы: исследовательский

Контроль: текущий. Опрос, викторина.

 

Раздел 3. Семья и государство (4 часа).

 

Семья и государство: как они взаимодействуют.

Форма занятия: коллективная.

Теория: семейная политика на современном этапе развития России. Главные цели семейной политики. Государственная семейная политика. Социальная защита семьи. Конституция РФ. Закон «Об основах государственной поддержки семьи». Семейный кодекс РФ. Социальные государственные программы.
Практика: обсуждение проблемных ситуаций.

Методы: наглядный и беседа.

Контроль: фронтальный.


Что такое налоги и для чего они нужны.

Форма занятия: коллективная.

Теория: какую роль налоги играю в бюджете государства. Виды налогов. Кому и сколько платить налогов. Налоговая декларация.

Практика: выполнение детьми практических заданий, решение логических задач и проблемных ситуаций.

Методы: лекция. Онлайн-Игра.

Контроль: текущий.

 

 

 

 

 

 

Цели программы

Развитие компетенций финансовой грамотности учащихся, формирование у них базовых знаний и умений в сфере финансовых отношений, способствующих обеспечению личной финансовой безопасности.

Результат программы

Личностными результатами изучения программы «Наши финансы» являются:

• осознание себя как члена семьи, общества и государства;

• овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;

• развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки;

• развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях.

 

Метапредметными результатами изучения программы «Наши финансы» являются:

-познавательные:

• освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

• использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;

• овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

• овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями;

-регулятивные:

• понимание цели своих действий;

• составление простых планов с помощью учителя;

• проявление познавательной и творческой инициативы;

• оценка правильности выполнения действий;

• адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей;

-коммуникативные:

• составление текстов в устной и письменной формах;

• умение слушать собеседника и вести диалог;

• умение признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

• умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

• умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

 

Предметными результатами изучения программы «Ниши финансы» являются:

• понимание и правильное использование экономических терминов;

• представление о роли денег в семье и обществе;

• умение характеризовать виды и функции денег;

• знание источников доходов и направлений расходов семьи;

• умение рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет;

• определение элементарных проблем в области семейных финансов и путей их решения;

• проведение элементарных финансовых расчётов.

Особые условия проведения

Учащиеся будут знать:

-базовые предметные и межпредметные понятия;

-начальные навыки адаптации в мире финансовых отношений;

-знать где и как искать нужную информацию с использованием электронных технологий;

-понимать и правильно использовать экономические термины;

 

Учащиеся будут знать:

-как составить личный план источников доходов и направлений расходов семьи;

-как проводить элементарные финансовые расчёты.

-определять элементарные проблемы в области семейных финансов и путей их решения.

Материально-техническая база

2.1. Условия реализации программы.

1. Компьютер с выходом в Интернет, программное обеспечение zoom, экран, проектор, компакт-диски с учебным материалом.

2. Компьютеры, флеш-карты и др. носители информации;

Для работы объединения необходим следующий инструмент и расходный материал:

Программы: zoom, онлайн-школа, Вайбер, Вацап, портал Инфоурок, в соцсетях, в группах, связь в VK.

– фильмы и видеоролики на заданные темы;

– статьи из популярных и специальных газет, и журналов на тему коллектива, лидерства, успешности.

Кадровое обеспечение: педагог дополнительного образования Рахметуллова Гузель Радиковна.

2.5. Методическое обеспечение программы.

Средства, необходимые для реализации данной программы:

- разработки по темам;

- карточки с подбором лексики по изучаемой теме;

- тематический материал периодической печати;

- справочники;

- словари;

- наглядный материал: схемы, видеозаписи сюжетов на различные темы и проблемные ситуации;

Различные периодические печатные издания. Тексты для редактирования

Технические средства: компьютер, экран, проектор.

 

Интернет-ресурсы:

1. www.nlu.ru

2. www.banki.ru

3. www.banki.ru

4. www.nalog.ru

5. www.prostrahovanie.ru

 

Интернет-источники:

1. Cайт журнала «Семейный бюджет» http://www.7budget.ru/;

2. Журнал «Работа и зарплата» – http://zarplata-i-rabota.ru/zhurnalrabota-i-zarplata/

3. Портал «Профориентир» «Мир профессий» – http://www.clskuntsevo.ru/portal_proforientir/mir_professii_news_prof.php\/

4. Сайт «Все о пособиях» – http://subsidii.net/

5. Сайт http://www.moneykids.ru/education/course3/

6. Сайт https://fmc.hse.ru/