«Наше наследие»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Наше наследие» тесно связана со школьным курсом музыки, МХК. Программа знакомит учащихся с народным творчеством, расширяет кругозор, тем самым углубляя школьный курс мировой и художественной культуры.

Педагоги

Педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории – Ахтямова Зульфия Лебитовна.

Концертмейстер высшей квалификационной категории - Кондрашев Дмитрий Николаевич.

Содержание программы

 Знакомство с традиционной русской культурой: особенности русского народного пения, традиций, быта, обрядов.

1. Музыкальное народное творчество (народные песни). 

 Песенный русский народный стиль: многообразие своеобразных песенных традиций. Песни хороводные, лирические, обрядовые, календарные, плясовые, шуточные. Первоначальное формирование вокально-интонационной координации. Как правильно дышать во время пения. Дыхательная гимнастика. Понятия дикции и артикуляции. Артикуляционный аппарат. Артикуляционная гимнастика. Пропевание всех упражнений с фортепианным гармоническим аккомпанементом. Певческая установка и дыхание. Формирование навыков дыхания. Упражнения на дыхание. Звуковедение и дикция. Формирование полётности певческого звука. Упражнения, «выравнивающие» певческую позицию в гласных. Развитие дикционных навыков. Отличия речевой и певческой дикции. Выработка активного унисона, ритмической устойчивости. Интонирование произведений в диапазоне октавы в различных видах мажора и минора. Устойчивое интонирование одноголосной партии. Пение одноголосных обрядовых песен без сопровождения и с музыкальным сопровождением. Формирование исполнительских навыков.

2. Устное народное творчество (сказки, былины, поговорки, загадки, игры). 

Знакомство со сказками, былинами, поговорками, народным календарём, играми русского народа.

 Раздел направлен на изучение былин, поговорок сказок. Знакомство с народными загадками, играми. Загадки направляют внимание на предметы, явления и их признаки, побуждают проникать глубже в смысл словесных обозначений этих предметов, создают интерес к разным видам деятельности. Песня рождается в играх, так как многие народные игры ими и сопровождаются. Сказки помогают создать сказочную атмосферу, необходимое настроение, помогают настроиться на конкретный речевой диалект. Сказку легко перевести в игру, а игру в песню.

3. Обрядово-календарное творчество (народные календарные и обрядовые праздники). 

Знакомство с народным календарём. Циклы народного календаря. Основные обрядовые праздники и их особенности (Рождество, Масленица, Пасха, Троица и тд.)

Народный календарь, как сценическое воплощение обрядов, обычаев и традиций русского народа. Самостоятельно разработать народный календарь. Включить в него песни, игры, поговорки, обряды согласно временам года. Тесты на тематику праздников, относящихся к зимнему и весеннему циклам народного календаря (Рождество, Коляда, Масленица).

4. Изобразительное и декоративно- прикладное творчество (декоративная роспись, рукотворное творчество). 

Декоративно – прикладное искусство – своеобразная художественная летопись, повествующая о глубочайших корнях нашей культуры. Стили русской живописи (хохлома, гжель, городецкая роспись, федоскинская роспись, жостовская роспись, палех и тд). Орнаменты, их разнообразие, древнее происхождение и символика. Художественная обработка дерева, резьба и роспись; художественная обработка металла; художественный гончарный промысел. Игрушки из дерева, соломы, моха, шишек. Язычество и современность в русской народной игрушке. История сундука.

Практика. Мастер –класс по изготовлению кукол-самоделок. Создание собственной творческой работы (тряпочная кукла – колокольчик). Разнообразие русских народных промыслов. Стилевые особенности, способы и приемы изготовления, тематика изделий народных художественных промыслов (сканворд, творческие задания) Промысел и искусство. Рисунок одной из выбранных стилей русской живописи.

5. Расширение кругозора. Слушание музыки, беседы. Знакомство с исполнителями народной песни, музыки, с зодчими мастерами. 

Знакомство с биографиями и творчеством исполнителей русских народных песен, ансамблей, исполнителей музыки на старинных инструментах (кугиглы, жалейка, волынка, пила). Российские умельцы, династии мастеров. Секреты мастерства.

Практика. Слушание лучших образцов и народного репертуара. Обсуждение услышанных произведений.

 Отработка выразительности исполнения народных песен. Выполнение упражнений на выразительность жестов, пластических этюдов. Интонационно-динамические голосовые упражнения. Речевой тренинг. Отработка общей выразительности номера. Выполнение работы «кукла колокольчик». Стилевые особенности декоративной росписи. Подготовка презентации об истории сундука.

Цели программы

Цель программы – приобщение детей к народному творчеству.

Задачи программы:

образовательные:

познакомить с русскими народными традициями и самобытностью;

показать различие и связи между традиционным народным песенным искусством и современным исполнительством;

познакомить с народным музыкальным народным творчеством;

формировать теоретические и практические знания об элементах народной музыки; устном народном творчестве: сказках, былинах, играх; изобразительном и декоративно – прикладном творчестве: роспись, резьба, рукотворное творчество.

развивающие:

способствовать развитию народно-музыкальных знаний;

способствовать развитию чувства красоты и гордости исполнения русской народной песни, сказок, былин;

развивать стремление к дальнейшему творчеству в области художественной и декоративно – прикладной народной культуры;

воспитательные:

воспитывать интерес к творчеству своего народа;

содействовать становлению адекватной самооценки ребенка, через переживание ситуации успеха, ощущение значимости своих действий;

способствовать формированию самостоятельной творческой деятельности;

приобщать к народному культурному наследию.

Результат программы

К концу обучения учащиеся должны

Знать:

– жанры народных песен;

– народную манеру пения и её особенности;

– понятие устное народное творчество;

– основные обрядовые праздники и их особенности;

– русское рукотворное декоративно- прикладное творчество;

– исполнителей народной песни, музыки, зодчих мастеров.

 

Уметь:

– исполнять песни хороводные, лирические, обрядовые, календарные, плясовые, шуточные.

– чисто воспроизводить звуки, правильно формировать дыхание при пении;

– исполнять изученные произведения: сказки, былины, поговорки, игры, песни;

– создать творческую работу: самодельную тряпочную куклу, рисунки с различными видами русской народной живописи (хохлома, гжель, городецкая роспись и тд.)

Особые условия проведения

Форма организации образовательного процесса: индивидуальная, групповая. Предполагается самостоятельная работа в формате дистанционного обручения.

Предусматривается дистанционная организация работы на платформе Zoom – видеоконференции; в социальных сетях создана группа для обсуждения образовательных вопросов и консультирования. Для видео просмотра заданий, фильмов, видеороликов создан канал на YouTubе видеохостинг. Практическая работа выполняется в рабочей тетради, записываются аудио ответы на задания, видео файлы с выполненными работами. Предусмотрено проведение викторин, бесед, познавательных игр. Выполненные практические задания отсылаются через электронную почту, Viber.

Материально-техническая база

- Помещение для проведения занятий,

- дистанционный режим занятий – рабочее место педагога, отвечающего требованиям СанПиН 2.4.2.2821-10, СанПин 2.2.2/2.4.1340-03, охраны труда и здоровья участников образовательного процесса,

- очный режим занятий – учебный кабинет или зал,

- фортепиано или виртуальное фортепиано, синтезатор,

- компьютер стационарный или ноутбук, подключенные к сети интернет,

- компьютерные колонки или акустические наушники.

- веб-камера,

- микрофон или гарнитура,

- пульт,

- доска маркерная магнитная.

- канцелярские принадлежности.