«Художественная гимнастика» (спортивная подготовка)

Художественная гимнастика -олимпийский вид спорта, предусматривающий подготовку и участие в соревнованиях спортсменок с целью демонстрации индивидуальных и групповых упражнений с предметами (обруч, мяч, булавы, лента, скакалка) под музыкальное со- провождение в регламентируемый промежуток времени на ограниченной площадке. Специфика спортивной деятельности в художественной гимнастике заключается в проявлении высокого уровня сложно-координационных способностей, 
позволяющих создавать художественный образ посредством композиционного согласования с музыкой разнообразных технических элементов с предметом. Особенностью соревновательной деятельности в художественной гимнастике является наличие субъективной измерительной системы, выраженной в экспертной оценке компонентов исполнительского мастерства гимнасток (сложность, композиция, техническое и артистическое исполнение). Для современной художественной гимнастики характерны следующие тенденции:

-  рост сложности соревновательных композиций спортсменок в индивидуальных и групповых программах;

-  каскадный способ и динамичность выполнения соревновательных программ индивидуальных и групповых упражнений;

-  увеличение объемов тренировочной работы;

-  около предельная реализация индивидуальных возможностей гимнасток;

-  оптимальная сбалансированность двигательных действий гимнасток (работа всеми час- тями тела и предметами);

-  увеличение объема специальной подготовки в общем объеме тренировочной работы;

-   увеличение числа соревновательных дней в годичном цикле и продолжительности со- ревновательного периода;

-  многочисленные победы российских гимнасток на международных встречах, чемпиона- тах Европы, мира и Олимпийских играх;

-    быстрое распространение эффективной технологии подготовки высококвалифицированных гимнасток в мире вследствие привлечения специалистов из России, Болгарии, Беларуси, Украины и других стран;

-   появление на международной арене спортсменок из стран, где художественная гимнастика не была традиционным видом спорта (Япония, Корея, Кипр, Египет, Бразилия, Англия, Таиланд и др.);

-  повышение квалификации тренеров в мире;

-  повышение квалификации судей в мире;

-   одним из прогрессивных факторов развития художественной гимнастики является совершенствование системы экспертной оценки - правил соревнований, в основу которых поло- жены многолетние научные исследования;

-   увеличение новых спортивных отделений художественной гимнастики в спортивных школах;

-  открытие центров подготовки по художественной гимнастике в различных городах Рос- сии и СНГ;

-  увеличение количества клубов художественной гимнастики в мире;

-    внедрение научно-исследовательских разработок в практику по различным аспектам подготовки высококвалифицированных спортсменок;

-  совершенствование всех видов обеспечения подготовки в художественной гимнастике;

-  постоянное совершенствование экипировки и соревновательных костюмов;

-  совершенствование управленческого аспекта подготовки гимнасток.

Вышеперечисленные тенденции определяют направленность развития художественной гимнастики в мире, носят устойчивый характер и имеют долгосрочную перспективу реализации. Достижения российских спортсменок связаны с тем, что в стране сложилась устойчивая система функционирования художественной гимнастики. Основополагающим фактором является наличие системы интегральной подготовки спортсменок с учетом перспективно-прогностического подхода.

Педагоги

Сафиуллина Галия Искэндеровна

Климачева Наиля Искэндеровна

Содержание программы

Задачами деятельности организации, осуществляющей спортивную подготовку по виду спорта «художественная гимнастика» являются:

-    обеспечение целенаправленной подготовки спортивного резерва для спортивных сборных

команд муниципального образования или субъекта включенного во Всероссийский реестр видов спорта;
Российской Федерации по виду спорта,

-   организация и проведение тренировочных мероприятий, финансовое обеспечение, материально-техническое обеспечение, в том числе, обеспечение спортивной экипировкой, спортивным оборудованием и инвентарем;

-   выполнение работ по обеспечению участия спортсменов организации в официальных спортивных мероприятиях;

-  выполнение работ по организации и проведению официальных спортивных мероприятий;

-  выполнение работ по методическому обеспечению;

-  разработка программ спортивной подготовки по виду спорта;

-  составление индивидуальных планов спортивной подготовки спортсменов.

Многолетнюю подготовку от новичка до чемпиона целесообразно рассматривать как единый процесс, подчиняющийся определенным закономерностям, как сложную специфическую систему со свойственными ей особенностями с учетом возрастных возможностей спортсменов. Весь процесс многолетних занятий избранным видом спорта включает практически не обозримое множество переменных. Каждый этап многолетней тренировки отражает своеобразие общих условий жизни и деятельности спортсмена в различные периоды жизненного пути (общей нагрузки в периоды обучения в общеобразовательной школе, трудовой деятельности, службы в армии и т.д.). Разумеется, в процессе всех лет занятий задачи, тренировочные средства и методы претерпевают значительные изменения.

Спортивная тренировка юных спортсменов, в отличие от тренировки взрослых, имеет ряд методических и организационных особенностей:

-  тренировочные занятия с юными спортсменами не должны быть ориентированы на достижение в первые годы занятий высокого спортивного результата на этапах начальной подготовки и начальной спортивной специализации;

-тренировочные и соревновательные нагрузки должны соответствовать функциональным возможностям растущего организма;

-  в процессе всех лет занятий необходимо соблюдать рациональный режим, обеспечить гигиену быта, хорошую организацию врачебно-педагогического контроля состояния здоровья, подготовленностью занимающихся и их физическим развитием;

-   надежной основой успеха юных спортсменов в избранном виде спорта является приобретенный фонд умений и навыков, всестороннее развитие психофизических качеств, развитие творческих возможностей организма;

-   с возрастом и подготовленностью спортсменов неуклонно увеличивается рост общего объема тренировочной нагрузки;

необходимо учитывать особенности построения школьного учебного процесса в планировании спортивной тренировки.

Цели программы

Этап начальной подготовки

1.  Укрепление здоровья и гармоническое развитие форм и функций организма занимающегося.

2.   Формирование правильной осанки и гимнастического стиля («школы») выполнения упражнений.

3.   Разносторонняя общая физическая подготовка и развитие всех специальных физических качеств.

4.  Специально-двигательная подготовка — развитие умений ощущать и дифференцировать разные параметры движений, реакций на движущийся предмет и антиципации.

5.  Начальная техническая подготовка по видам многоборья — освоение подготовительных, подводящих и простейших базовых элементов.

6.  Базовая хореографическая подготовка — освоение элементов всех танцевальных форм в простейших соединениях.

7.  Формирование умения понимать музыку, разбираться в средствах музыкальной выразительности (характер, метр, ритм, темп, тихо-громко, слитно-отрывисто, форма и фразировка) и согласовывать свои движения с музыкой.

8.    Формирование потребности в регулярных занятиях художественной гимнастикой, воспитание дисциплинированности, аккуратности и старательности.

9.  Участие в показательных выступлениях и детских соревнованиях. 

Тренировочный этап
1.  Углубленная и соразмеренная специальная физическая подготовка (благоприятный период для развития ловкости, гибкости, быстроты).

2.   Совершенствование специально-двигательной подготовки(координация, реакции на движущийся объект, антиципации).

3.  Планомерное освоение возрастающих тренировочных нагрузок и достижение высокого уровня функциональной подготовленности.

4.  Базовая техническая подготовка — освоение и совершенствование базовых элементов средней и высшей групп трудности, освоение специфических (фундаментальных) групп (4-6 элементов средней группы трудности, 2-4 элемента высшей группы трудности, 3-4 фундаментальных группы и 14-20 манипуляций).

5.   Освоение сверхсложных и рискованных элементов, моделирование и освоение перспективных элементов и соединений: 6-8 высшей группы сложности и 2-3 сверхсложных и рискованных элемента.

6.   Совершенствование хореографической подготовленности — повышение качества исполнения всех танцевальных форм в усложняющихся соединениях.

7.   Совершенствование музыкально-двигательной подготовленности, поиск индивидуального стиля, развитие творческих способностей.

8.   Базовая психологическая подготовка, создание условий для приобретения опыта формирования состояния боевой готовности к соревнованиям, самонастройки, саморегуляции, сосредоточения, мобилизации посредством включения в активную соревновательную деятельность и её моделирования в процессе тренировок.

 Этап совершенствования спортивного мастерства

Целью этапа спортивного совершенствования гимнасток является плавный переход от спокойно текущей работы к интенсивным тренировочным занятиям, от умеренных технических требований к сложным и сверхсложным, элементам. На этом этапе, как правило, тренируются только одаренные перспективные гимнасты и в условиях, соответствующих цели.

 Особенностями этапа спортивного совершенствования являются:

1.   Совершенствование специально-физической подготовленности гимнасток, особенно активной гибкости и скоростно-силовых качеств.

2.   Периодическое достижение высочайшего уровня тренированности, освоение максимальных тренировочных нагрузок, троекратно превосходящих соревновательные нагрузки.

3.  Совершенствование базовой и фундаментальной технической подготовленности, достижение высокого 
уровня надежности выступлений, постоянный поиск и освоение новых оригинальных элементов (9-10 элементов высшей группы трудности, 4-5 рискованных и 3-4 оригинальных элемента).

4.   Повышение качества исполнения всех хореографических форм классических, народных, современных в усложненных соединениях.

5.   Максимальное раскрытие индивидуальных возможностей, достижение высокого уровня исполнительского мастерства (виртуозности и артистизма). Поиск исполнительского стиля, активизация творческих способностей.

6.  Расширение психологических знаний и умений, достижение высокого уровня психологической готовности к тренировкам и соревнованиям. Приобретение опыта формирования предстартовой «боевой готовности», саморегуляции, сосредоточения и мобилизации.

7.  Дальнейшее совершенствование теоретической и тактической подготовки.

8.  Достижение максимально возможных спортивных результатов, поддержание высокого уровня соревновательной готовности (12-14 соревнований в год). Активная соревновательная практика на соревнованиях более крупного масштаба: город, регион, республика, страна, международные турниры и официальные соревнования, выполнение норматива кандидата в мастера спорта.



Результат программы

 Спортивные достижения важны не сами по себе, а как конкретные показатели развития сил, способностей, мастерства. На первых этапах, когда занятия спортом проводятся в основном по типу общей подготовки и тренировочный процесс не имеет ярко выраженных черт спортивной специализации,  установка на высшие достижения носит характер дальней перспективы. По мере возрастного формирования организма и повышения уровня тренированности эта установка реализуется в полной своей мере до тех пор, пока не начнут действовать возрастные и другие ограничивающие факторы.

Соревнования – важная составная часть спортивной подготовки спортсменов и должны планироваться таким образом, чтобы по своей направленности и степени трудности они соответствовали задачам, поставленным спортсменами на данном этапе многолетней спортивной подготовки.

Различают:

-    контрольные соревнования, в которых выявляются возможности спортсмена, уровень его подготовленности, эффективность подготовки. С учетом их результатов разрабатывается про- грамма последующей подготовки. Контрольную функцию могут выполнять как официальные соревнования, так и специально организованные контрольные соревнования.

-   отборочные соревнования, по итогам которых комплектуются команды, отбираются участники главных соревнований. В зависимости от принципа комплектования состава участников главных соревнований, в отборочных соревнованиях перед спортсменом ставится задача за- воевать первое или одно из первых мест, выполнить контрольный норматив, позволяющий надеяться на успешное выступление в основных соревнованиях.

-   основные соревнования, цель которых достижение победы или завоевание возможно более высоких мест на определенном этапе многолетней спортивной подготовки. Соревнования различного ранга являются обязательной частью всей системы круглогодичной подготовки. Исходя из различной значимости результатов выступлений на соревнованиях и степени их воздействия на психическую и двигательную сферы спортсмена, целесообразно определять ранг соревнований по значимости, месту в годичном тренировочном процессе, уровню квалификации участников и соответственно планировать тренировочный процесс. Это позволит оптимизировать достижение и поддержание спортивной формы, избежать психологических травм, ускорит психоэмоциональное восстановление после соревнований.

При определении лиц, направляемых на спортивные соревнования от учреждения, рекомендуется руководствоваться следующими подходами к участию в спортивных соревнованиях лиц, проходящих спортивную подготовку, определяемыми федеральными стандартами спортивной подготовки:

-   соответствие возраста и пола участника положению (регламенту) об официальных спортивных соревнованиях и правилам вида спорта;

-   соответствие уровня спортивной квалификации участника положению (регламенту) об официальных спортивных соревнованиях согласно Единой всероссийской спортивной классификации и правилам вида спорта;

-  выполнение плана спортивной подготовки;

-  прохождение предварительного соревновательного отбора;

-   наличие соответствующего медицинского заключения о допуске к участию в спортивных соревнованиях;

-  соблюдение общероссийских антидопинговых правил и антидопинговых правил, утвержденных международными антидопинговыми организациями.

В качестве основания для направления спортсмена на спортивные соревнования, рекомендуется использовать положение (регламент) о проведении спортивных соревнований по данному виду спорта.

Документом, подтверждающим участие в спортивных соревнованиях, является официальный протокол спортивных соревнований, заверенный печатью организаторов и (или) размещенный на официальном сайте.

Спортивные результаты могут планироваться как на предстоящий год, так и на олимпийский четырехлетний цикл. Необходимо планировать не только результат, но и возможное занятое спортсменом место на соревнованиях.

Тренер совместно со спортсменом определяет контрольные, отборочные, основные и главные соревнования предстоящего цикла спортивной подготовки.

Тренер должен ставить посильные, выполнимые задачи перед своими спортсменами и при планировании результатов должен учитывать и такие факторы как:

-  уровень психологической устойчивости спортсмена, его моральное состояние;

-  наличие бытовых проблем, уровень финансовой обеспеченности спортсмена;

-  наличие каких-либо проблем в учреждении (если спортсмен проходит спортивную подготовку);

-  прочие обстоятельства, от которых зависит успешная спортивная подготовка спортсмена.

В процессе спортивной подготовки в течение спортивного сезона планируемые результаты могут изменяться в ту или иную сторону, в зависимости от хода выполнения плана спортивной подготовки. Тренер обязан постоянно контролировать выполнение спортсменом тренировочного плана и вносить необходимые коррективы.

Особые условия проведения

В группы начальной подготовки зачисляются лица не моложе 6 лет, желающие заниматься художественной гимнастикой и не имеющие медицинских противопоказаний к данному виду спорта, успешно сдавшие контрольные нормативы по общей физической и специальной физической подготовке.

В качестве основных критериев для перевода по годам подготовки на этом этапе учитываются: состояние здоровья и уровень; освоение элементов начальной технической подготовки; освоение предусмотренного программой объема тренировочных и соревновательных нагрузок.

Приём поступающих и зачисления их на соответствующий этап, а также переводы в группы на соответствующих этапах спортивной подготовки осуществляется на основании результатов индивидуального отбора, который заключается в выявлении у поступающих физических, психологических способностей и двигательных умений, необходимых для освоения программы спортивной подготовки по виду спорта «художественная гимнастика».

Индивидуальный отбор поступающих проводится в форме тестирования (сдачи контрольных упражнений по физической подготовке) с учётом антропометрических данных в соответствии с возрастом поступающего. Тестирование проводится в соответствии с федеральным стандартом спортивной подготовки по виду спорта «художественная гимнастика».

Результаты индивидуального отбора фиксируются в общем протоколе результатов индивидуального отбора. Порядок формирования групп спортивной подготовки определяется организацией,  осуществляющей спортивную подготовку в соответствии с нормативными документами.

Для зачисления в группы спортивной подготовки:

-   на этап начальной подготовки - выполнить нормативы по общей физической и специальной физической подготовки;

-   на тренировочный этап подготовки (этап спортивной специализации) – выполнить нормативы по общей физической и специальной физической подготовки и выполнить обязательную техническую программу и иметь спортсмену второй юношеский спортивный разряд;

-   на этапе совершенствования спортивного мастерства – выполнить нормативы по общей физической и специальной физической подготовки, выполнить обязательную техническую про- грамму и иметь спортсмену спортивный разряд «кандидат в мастера спорта»;

-   на этапе высшего спортивного мастерства - выполнить нормативы по общей физической и

специальной физической подготовки, выполнить обязательную техническую программу и иметь спортсмену спортивное звание «мастер спорта России». Лицам, проходящим спортивную подготовку, не выполнившим 
предъявляемые Программой требования, предоставляется возможность продолжить спортивную подготовку на том же этапе спортивной подготовки. Порядок и кратность повторного прохождения спортивной подготовки определяется организациями, осуществляющими спортивную подготовку, самостоятельно.

В группы начальной подготовки зачисляются лица не моложе 6 лет, желающие заниматься художественной гимнастикой и не имеющие медицинских противопоказаний к данному виду спорта, успешно сдавшие контрольные нормативы по общей физической и специальной физической подготовке.

В качестве основных критериев для перевода по годам подготовки на этом этапе учитываются: состояние здоровья и уровень; освоение элементов начальной технической подготовки; освоение предусмотренного программой объема тренировочных и соревновательных нагрузок.

На этапе НП осуществляется физкультурно-оздоровительная и воспитательная работа, направленная на разностороннюю физическую подготовку и овладение основами техники из- бранного вида спорта, выбор спортивной специализации и выполнения контрольных нормативов для зачисления на тренировочный этап подготовки.

В группы тренировочного этапа зачисляются спортсмены не моложе 8 лет только здоровые и практически здоровые успешно сдавшие контрольные нормативы по общей физической и специальной физической подготовке, выполнившие обязательную техническую программу и имеющие второй юношеский спортивный разряд.

В группы этапа совершенствования спортивного мастерства зачисляются спортсмены не моложе 13 лет только здоровые и практически здоровые успешно сдавшие контрольные нормативы по общей 
физической и специальной физической подготовке, выполнившие обязательную техническую программу и имеющие спортивный разряд «кандидат в мастера спорта». Перевод по годам подготовки на этом этапе осуществляется при условии положительной динамики прироста спортивных показателей.

Материально-техническая база

Спортивный зал

Спортивный инвентарь

Ковры

Магнитофон

Весы

Спортивная одежда