Орнитология

Необходимость создания такой программы обуславливается следующими причинами: отсутствие в регионе орнитологических программ; недостатком литературы, методических указаний по изучению природы родного края; важностью изучения природы в самой природе.

При разработке данной программы особое внимание уделялось проблемам экологии в широком понимании этого термина. Также на примере птиц показываются основные региональные проблемы охраны природы, природопользования, чему способствует то, что птицы – один из наиболее удобных объектов живой природы для изучения самых различных сторон биологии и экологии. На примере птиц можно проводить исследования по таким направлениям как экология, этология, физиология, биотехния, морфология, систематика, эволюция т.д. Птицы удобны для занятий со школьниками с той точки зрения, что они есть практически везде, их легко наблюдать и для изучения необязательно изымать из природы.

Отличительной особенностью данной программы является подход к выбору педагогических средств реализации содержания программы, автор предлагает широко использовать возможности электронного обучения и дистанцилнных образовательных технологий. Программа построена так, чтобы прежде всего восполнить недостаток «кабинетного» изучения биологии. А тематика занятий позволяет их связать с практической работой по оказанию помощи ученым-биологам, по привлечению птиц, по их охране, по экологической пропаганде. Программа позволяет решать важные учебно-воспитательные задачи, углубляя и расширяя биологические знания учащихся. Дети активно проявляют интерес к познанию окружающего мира, стремятся к самостоятельной работе. Программа формирует осознанное отношение к труду, эстетический вкус. Многие темы программы направлены на приобретение специальных знаний и умений, которые могут сыграть свою роль в профессиональном самоопределении учащихся.

Новизна программы заключается в комплексном и интегрированном характере и в умелом сочетании различных форм работы, направленных на развитие детей, с опорой на практическую деятельность.

Всё это отличает данную программу от других, ранее опубликованных.

Содержание программы

Раздел 1. Введение

Раздел 2. Осень в жизни птиц

Раздел 3. Зима в жизни птиц

Раздел 4 Общие орнитологические проблемы

Раздел 5 Весна в жизни птиц

Раздел 6. Итоговый

Цели программы

Цель: формирование экологической культуры, которая включает комплекс нравственно-эстетических норм и деятельных принципов поведения во взаимоотношениях человека и природы, общества и человека

Результат программы

Должны знать:

– общие орнитологические проблемы (в объеме курса);

− многообразие птиц;

− названия основных их представителей;

− методику исследования и учёта птиц;

− особенности содержания птиц;

− размножение птиц;

−болезни и меры борьбы с ними (в объеме курса).

-классификацию птиц;

-основные отряды птиц −15 отрядов;

-редкие птицы города;

-экологические факторы, влияющие на жизнь птиц;

-методики учета зимующих птиц;

-фенологические наблюдений;

- основы экологического поведения в природе;

-основы проектной деятельности;

-правила безопасности при работе с живыми птицами, чучелами.

 

должны уметь:

- проводить наблюдения в природе;

- ставить орнитологические эксперименты, описывать и объяснять

результаты исследований;

- обрабатывать собранный полевой материал;

- определять принадлежность птиц к определённой систематической группе (классификация);

- проводить самостоятельный поиск биологической информации;

- проводить зимнюю подкормку птиц;

- изготавливать искусственные гнездовья;

- изготавливать кормушки;

- проводить самооценку собственных знаний и умений;

-использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

-организовывать подкормку птиц;

-работать с чучелами и живыми птицами;

-владеть экологическими приемами;

-уметь анализировать собранный материал;

-проводить опыты и эксперименты с птицами,

-оформлять проекты;

-работать с оптической аппаратурой ( бинокли, микроскоп);

-оформлять полевые наблюдения.

 

Материально-техническая база

Помещения:

– класс "Орнитологии«.

 

Оборудование:

- Помещение (кабинет) S не менее 30 м2, столы 7 шт., стулья 13 шт., доска, мел, магнитофон, фонотека «Голоса птиц» мультимедийное оборудование, экран; приборы для определения температуры воздуха, влажности воздуха; инструменты и приспособления; определители птиц; определитель птичьих гнезд, образцы птиц; фотоснимки и рисунки птиц; плакаты.

Приборы:

Лупа, ножницы, альбомы, кисти, краски, карандаши, линейки, цветная бумага, клей ПВА, картон; различные шаблоны по темам занятий.

 

Информационные ресурсы:

- книги, журналы, энциклопедии, газеты, интернет-ресурсы.