«Культура и быт чувашского народа» на 2020-2021 учебный год.

В условиях многонациональности идея воспитания детей в духе патриотизма, взаимоуважения к культурным традициям других народов является актуальной и востребованной.

В настоящее время, когда происходит интенсивный процесс гуманизации нашего многонационального общества, необычайно важное значение приобретают воспитание и образование подрастающего поколения на традициях национальной культуры, обычаев. Это особенно важно для нашего региона, где с древнейших времен бок о бок живут русские, татары, чуваши, мордва и другие народы в дружеском общении, постоянно взаимодействуя друг с другом. Поэтому назрела необходимость изучения особенностей становления и развития национальных культур, определения общности их структуры, многослойности содержания и взаимообмена между народами элементами своей культуры, возрождения самобытности своей нации, национального самосознания.

Мы живем в многонациональном государстве, где утверждается равенство всех народов законом: их религиозная свобода, взаимное уважение к культурным особенностям каждой национальности. Этому способствуют такие факторы, как единая природная среда, экологические ценности, историческое прошлое, общие экономические интересы в прошлом и настоящем, а также гуманистические ценности культуры, что служит делу межнационального сближения в смешанной национальной среде, межнациональном контакте, способствует преодолению языковых и культурных барьеров в ситуации диалога разных культур.

С детства ребенка надо научить относиться с уважением не только к своему народу, но и к другим народам, к их истории, особенностям их национальной культуры, традициям. Национальная культура – это исторический образ народа, уважаемый, ценимый. Любая подлинно национальная культура в том или ином виде содержит определенный набор нравственных ценностей, которые принято называть общечеловеческими: милосердие, доброту, терпимость, сострадание, любовь к ближнему и т.д. Это то, что является фундаментом интеграции национальных культур.

Педагоги

Алимова Наталья Владимировна

Содержание программы

 

Содержание программы.

I.Правила техники безопасности.

Вводные занятия: инструктаж по технике безопасности, правилам дорожного движения 1 час

II.Этническая культура −6 часов

III.Чувашский календарь – 2 часа

IV. Чувашский этикет −4 часа

V. И. Я. Яковлев и его культурное наследие – 5 часов

VI. Материальная культура- 6 часов

VII. Чувашская мифология-2часа

VIII. Единицы измерения – 3 часа

IX.Народное творчество- 2 часа

X. Праздники и календарные обряды- 4 часа

Результат программы

Личностные результаты освоения программы:

– воспитание чувства гордости и уважения по отношению к традиционной

культуре чувашского народа;

– формирование уважения к другим народам, заложение основ толерантности

и нравственности;

– воспитание чувства гражданственности и патриотизма к своей малой

родине, стране;

–способствовать формированию художественного вкуса, эстетического отношения к красоте окружающего мира;

– формирование положительного отношения к труду и здоровому образу

жизни;

– понимание учащимися национальной культуры как одной из основных

ценностей народа, её значения в дальнейшем обучении и всей жизни;

– осознание эстетической ценности народной культуры, уважительное

отношение к своей культуре, гордость за нее;

– потребность сохранить самобытность культуры своего народа;

– почтительное отношение к своей семье, своей малой родине, стране;

– доброжелательное отношение к представителям разных национальностей, их

культурным особенностям;

– осознание ценности физического и нравственного здоровья и стремление к

здоровому образу жизни.

Метапредметные результаты освоения программы:

Главным результатом реализации программы внеурочной деятельности

является формирование универсальных учебных действий, направленных на

способность воспитанников самостоятельно успешно усваивать новые знания,

формировать умения и компетентности.

В связи с этим, дети должны овладеть:

– умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения

коллективной творческой работы;

– навыками использования средств информационных технологий для решения

различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного материала,

выполнения творческих проектов;

– умением планировать и грамотно осуществлять учебные действия в

соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных

творческих задач;

– навыками смыслового чтения текста, осознанного построения речевых

высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

–видами речевой деятельности, пониманием информации устного письменного сообщения;

– умением оценивать свои результаты, адекватно формулируя ответы

(оценивать качество изделий, рисунков, исполнения песен, стихов);

– навыками применения приобретенных знаний, умений при выполнении

творческих заданий;

– приемами отбора и систематизации материала на определенную тему;

–первичными навыками в художественной деятельности(рисование

орнамента, чтение стихов на родном языке, исполнение песен);

– способами извлечения необходимой информации из прослушанных текстов;

– навыками активного включения в процесс восприятия и в практическую

деятельность, связанную с созданием разнообразных «продуктов» с учетом

особенностей народного творчества.

Предметные результаты освоения программы:

В процессе овладения социокультурным и учебным аспектами результатами

будут:

–первичные знания о национальностях,населяющих край,

-истории становления и развития чувашского народа, особенностях их расселения;

– формирование представления о важнейших элементах материальной и

духовной культуры чувашского народа;

– расширение знаний о культуре, религии, национальных традициях и

интересах чувашского народа;

– знакомство с национальной музыкальной культурой чувашского народа;

– проявление интереса к национальному устному народному творчеству;

–знакомство с композицией национальной одежды, особенности цветовой гаммы орнамента, вышивки;

–знакомство с традиционными календарными праздниками, особенностями их празднования;

– умение различать признаки национального музыкального и художественного

творчества;

– умение видеть черты национального своеобразия в произведениях народного

искусства: в декоре традиционного жилища, предметах быта, орнаментах вышивки,

одежде.

Особые условия проведения

Только для учащихся школы № 83.

Материально-техническая база

Оснащение: учебный кабинет, компьютер, телевизор.