Школа безопасности (точка роста)

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа кружка , ориентирована на организацию образовательной среды в рамках дополнительного образования реализующего в школе и направлена на деятельность обучающихся в режиме, обеспечивающем практическое, физическое, психологическое, нравственное и эстетическое развитие, а также создание условий для выбора будущей профессии.

Программа кружка «Школа безопасности» предусматривает развитие навыков автономного существования в природе, а также широкий подход в изучении природы.

Программа позволяет подготовить учащихся к самостоятельным действиям при возникновении чрезвычайных ситуаций, как в природе, так и в условиях урбанистического мира. Во время походов, дети учатся: туристическим навыкам,

обеспечению личных потребностей в автономии, оказанию первой доврачебной помощи и самопомощи, использованию даров природы, как средств выживания.

Педагоги

Скалкин Валерий Васильевич

Содержание программы

№№ п/п
Наименованиетем и разделов
Количество часов
Всего
Теория
Практика
 
1. Основы туристской подготовки
1
Туристские путешествия, история развития туризма
2
2
-
2
Личное и групповое туристское  снаряжение
4
2
2
3
Организация туристского быта. Привалы и ночлеги.
4
2
2
4
Подготовка к походу, путешествию
6
2
4
5
Подведение итогов туристского путешествия
4
2
2
6
Обязанности членов туристской группы по должностям
4
2
2
7
Питание в туристском походе
4
2
2
8
Техника и тактика в туристском походе
4
2
2
9
Обеспечение безопасности в туристском походе, на тренировочных занятиях
4
2
2
10
Туристские слеты, походы и соревнования
24
6
18
 
 
60
24
36
 
2.   Топография и ориентирование
1
Топографическая и спортивная карта
4
2
2
2
Компас. Работа с компасом
6
2
4
3
Измерениерасстояний
4
1
3
4
Способыориентирования
6
2
4
5
Ориентирование по местным приметам.

Действия в случае потери ориентировки
6
2
4
6
Соревнования по ориентированию
6
2
4
 
 
32
11
21
 
3.   Краеведение
1
Туристские возможности родного края,  обзор экскурсионных объектов, музеи
2
1
1
2
Изучение района путешествия
2
 
-
2
3
Общественно полезная работа в путешествии, охрана природы и  памятников культуры        
2
 
-
2
 
6
 
1
5
4.   Основы гигиены и первая помощь
 
 
1
Личная гигиена туриста, профилактика

различных заболеваний                   
2
 
1
1
2
Походная медицинская аптечка, использование лекарственных растений
2
 
1
1
3
Основные приемы оказания первой помощи
4
 
2
2
4
Приемы транспортировки пострадавшего
2
 
1
1
 
10
 
5
5
5. Социально-психологическая подготовка
1
Психологические процессы и состояния: внимание, память мышление
2
 
1
1
2
Чувства. Стресс
2
 
1
1
3
Воспитание в обществе. Становление личности
2
 
1
1
 
6
 
3
3
6.  Специальная подготовка
 
 
1
Экстремальные ситуации в природной среде 
6
 
4
2
2
Психологические основы выживания в природных условиях
2
 
2
-
3
Основные правила поведения в экстремальных ситуациях 
16
 
4
12
4
Всероссийское движение и соревнования «Школа безопасности». 
6
 
2
4
 
30
 
12
18
Итого
144
 
56
88

Цели программы

Создание целостной среды для становления и развития социально активной личности, обладающей рядом умений и навыков, необходимых для автономного существования при возникновении чрезвычайных ситуаций, культурой поведения в природе, ответственным отношением к окружающей среде и как следствие к своему здоровью, знаний о роли здорового образа жизни в обеспечении безопасности личности, общества и государства; требований, предъявляемых к моральным, психологическим и профессиональным качествам учащихся; профессиональной ориентации; умения самостоятельно приобретать и применять знания; умения обсуждать результаты и делать выводы, производить коррективы в жизнедеятельности различных объектов; умения проводить сравнительные характеристики и вести контроль своей деятельности;

Результат программы

В результате прохождения программного материала воспитанники объединения "Школа выживания«

Знать:

- что такое туризм и спортивное ориентирование, понятие «карта» (физико-географическая, топографическая, спортивного ориентирования, туристская), условные знаки плана, топографической, спортивного ориентирования;

- типичные растения и животные природной зоны края, факторы, укрепляющие, ослабляющие здоровье человека;

- свой организм – как он устроен, о гигиене туриста, правила обеззараживания и очистки питьевой воды в походе, заболевания, характерные для природных условий своей местности;

- правила оказания первой доврачебной помощи и доврачебной самопомощи

- понятие о природных зонах и ландшафтах, особенности выживания в закономерности природы различных областей.

Уметь:

- подбирать личное туристское снаряжение в зависимости от сезона года и погодных условий, выполнять правила хождения по равнинным участкам в лесу (хвойным, смешанным), по лугу и болоту, правильно оборудовать кострище, работать с планом и топографической картой,знать виды спортивногоориентирования, выполнять приемы работы с картой спортивного ориентирования;

- определять типичные виды растений и животных края по внешнему виду, определять стороны горизонта, состояние погоды с помощью растений и местных признаков, приводить примеры и объяснять особенности внешнего строения живых организмов в связи со средой обитания;

- выполнять правила личной гигиены, правила оказания первой медицинской помощи при ранениях, кровотечениях и ожогах в полевых условиях (в походе, отдыхе в лесу и антропогенных поселениях);

- правильно выбирать и собирать топливо для костра в разное время года, правильно брать питьевую воду и очищать ее в полевых условиях, в походе (во время экскурсии) уметь утилизировать разные типы бытовых отходов, собирать и использовать лекарственные, плодово-ягодные растения, объяснять целесообразность своего поведения в конкретном природном окружении.

- умение использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.

Особые условия проведения

Дистанционные образовательные технологии

Отличительная особенность дополнительной общеобразовательной программы заключается в случае необходимости перейти на использование дистанционных образовательных технологий при разработке комплекса методов и приемов, направленных на развитие навыков составления презентаций. Каждый обучающийся реализует индивидуальный проект в результате освоения программы. Продукт, полученный в результате освоения программы, имеет прикладной характер и может быть использован по необходимости.

Дистанционные образовательные технологии, реализуются в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.

В рамках онлайн занятий посредством платформ: Zoom, Youtube, Skype, и другие, педагог предоставляет теоретический материал по теме.

В офлайн режиме посредством социальных сетей и мессенджеров обучающимся передается видео, презентационный материал с инструкцией выполнения заданий, мастер-классы и другое.

Сетевое взаимодействие

В п. Силикатный создан Центр сетевого взаимодействия, что позволяет вести занятия в сотрудничестве с сетевыми партнерами:

МАУ «Вдохновение»;

Администрация МО "Силикатненское городское поселение"

Силикатненская модельная библиотека

УлГТУ

ДШИ им. Неклюдова

ДЮСШ

РДШ

Юнармия

•Отдел по моложёной политике при Администрации МО "Сенгилеевский район"

•родительская общественность.

Все формы и виды совместной деятельности участников социальных партнёров выстраиваются на безвозмездной договорной основе, а также разнопредметных мероприятий.

Материально-техническая база

Помещение для занятий, соответствующее санитарно-гигиеническим требованиям Закона о Санитарно-эпидемиологических правилах и нормативах СанПиН 2.4.4.3172-14 (кабинет, тренажерный зал);

- оборудование (столы, стулья, доска переносной тир, винтовки, спортивные тренажеры, туристское снаряжение, карты.);

- учебно-методическая литература (учебники, пособия, методические разработки составителя данной программы);

- наглядные пособия (фотографии, плакаты, мультимедиа).