- Главная
- Направления
- Туристско-краеведческая
- Туризм и краеведение
- Школа безопасности (точка роста)
Рекомендуем посмотреть
Школа безопасности (точка роста)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа кружка , ориентирована на организацию образовательной среды в рамках дополнительного образования реализующего в школе и направлена на деятельность обучающихся в режиме, обеспечивающем практическое, физическое, психологическое, нравственное и эстетическое развитие, а также создание условий для выбора будущей профессии.
Программа кружка «Школа безопасности» предусматривает развитие навыков автономного существования в природе, а также широкий подход в изучении природы.
Программа позволяет подготовить учащихся к самостоятельным действиям при возникновении чрезвычайных ситуаций, как в природе, так и в условиях урбанистического мира. Во время походов, дети учатся: туристическим навыкам,
обеспечению личных потребностей в автономии, оказанию первой доврачебной помощи и самопомощи, использованию даров природы, как средств выживания.
Педагоги
Скалкин Валерий Васильевич
Содержание программы
№№ п/п
Наименованиетем и разделов
Количество часов
Всего
Теория
Практика
1. Основы туристской подготовки
1
Туристские путешествия, история развития туризма
2
2
-
2
Личное и групповое туристское снаряжение
4
2
2
3
Организация туристского быта. Привалы и ночлеги.
4
2
2
4
Подготовка к походу, путешествию
6
2
4
5
Подведение итогов туристского путешествия
4
2
2
6
Обязанности членов туристской группы по должностям
4
2
2
7
Питание в туристском походе
4
2
2
8
Техника и тактика в туристском походе
4
2
2
9
Обеспечение безопасности в туристском походе, на тренировочных занятиях
4
2
2
10
Туристские слеты, походы и соревнования
24
6
18
60
24
36
2. Топография и ориентирование
1
Топографическая и спортивная карта
4
2
2
2
Компас. Работа с компасом
6
2
4
3
Измерениерасстояний
4
1
3
4
Способыориентирования
6
2
4
5
Ориентирование по местным приметам.
Действия в случае потери ориентировки
6
2
4
6
Соревнования по ориентированию
6
2
4
32
11
21
3. Краеведение
1
Туристские возможности родного края, обзор экскурсионных объектов, музеи
2
1
1
2
Изучение района путешествия
2
-
2
3
Общественно полезная работа в путешествии, охрана природы и памятников культуры
2
-
2
6
1
5
4. Основы гигиены и первая помощь
1
Личная гигиена туриста, профилактика
различных заболеваний
2
1
1
2
Походная медицинская аптечка, использование лекарственных растений
2
1
1
3
Основные приемы оказания первой помощи
4
2
2
4
Приемы транспортировки пострадавшего
2
1
1
10
5
5
5. Социально-психологическая подготовка
1
Психологические процессы и состояния: внимание, память мышление
2
1
1
2
Чувства. Стресс
2
1
1
3
Воспитание в обществе. Становление личности
2
1
1
6
3
3
6. Специальная подготовка
1
Экстремальные ситуации в природной среде
6
4
2
2
Психологические основы выживания в природных условиях
2
2
-
3
Основные правила поведения в экстремальных ситуациях
16
4
12
4
Всероссийское движение и соревнования «Школа безопасности».
6
2
4
30
12
18
Итого
144
56
88
Цели программы
Создание целостной среды для становления и развития социально активной личности, обладающей рядом умений и навыков, необходимых для автономного существования при возникновении чрезвычайных ситуаций, культурой поведения в природе, ответственным отношением к окружающей среде и как следствие к своему здоровью, знаний о роли здорового образа жизни в обеспечении безопасности личности, общества и государства; требований, предъявляемых к моральным, психологическим и профессиональным качествам учащихся; профессиональной ориентации; умения самостоятельно приобретать и применять знания; умения обсуждать результаты и делать выводы, производить коррективы в жизнедеятельности различных объектов; умения проводить сравнительные характеристики и вести контроль своей деятельности;
Результат программы
В результате прохождения программного материала воспитанники объединения "Школа выживания«
Знать:
- что такое туризм и спортивное ориентирование, понятие «карта» (физико-географическая, топографическая, спортивного ориентирования, туристская), условные знаки плана, топографической, спортивного ориентирования;
- типичные растения и животные природной зоны края, факторы, укрепляющие, ослабляющие здоровье человека;
- свой организм – как он устроен, о гигиене туриста, правила обеззараживания и очистки питьевой воды в походе, заболевания, характерные для природных условий своей местности;
- правила оказания первой доврачебной помощи и доврачебной самопомощи
- понятие о природных зонах и ландшафтах, особенности выживания в закономерности природы различных областей.
Уметь:
- подбирать личное туристское снаряжение в зависимости от сезона года и погодных условий, выполнять правила хождения по равнинным участкам в лесу (хвойным, смешанным), по лугу и болоту, правильно оборудовать кострище, работать с планом и топографической картой,знать виды спортивногоориентирования, выполнять приемы работы с картой спортивного ориентирования;
- определять типичные виды растений и животных края по внешнему виду, определять стороны горизонта, состояние погоды с помощью растений и местных признаков, приводить примеры и объяснять особенности внешнего строения живых организмов в связи со средой обитания;
- выполнять правила личной гигиены, правила оказания первой медицинской помощи при ранениях, кровотечениях и ожогах в полевых условиях (в походе, отдыхе в лесу и антропогенных поселениях);
- правильно выбирать и собирать топливо для костра в разное время года, правильно брать питьевую воду и очищать ее в полевых условиях, в походе (во время экскурсии) уметь утилизировать разные типы бытовых отходов, собирать и использовать лекарственные, плодово-ягодные растения, объяснять целесообразность своего поведения в конкретном природном окружении.
- умение использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.
Особые условия проведения
Дистанционные образовательные технологии
Отличительная особенность дополнительной общеобразовательной программы заключается в случае необходимости перейти на использование дистанционных образовательных технологий при разработке комплекса методов и приемов, направленных на развитие навыков составления презентаций. Каждый обучающийся реализует индивидуальный проект в результате освоения программы. Продукт, полученный в результате освоения программы, имеет прикладной характер и может быть использован по необходимости.
Дистанционные образовательные технологии, реализуются в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.
В рамках онлайн занятий посредством платформ: Zoom, Youtube, Skype, и другие, педагог предоставляет теоретический материал по теме.
В офлайн режиме посредством социальных сетей и мессенджеров обучающимся передается видео, презентационный материал с инструкцией выполнения заданий, мастер-классы и другое.
Сетевое взаимодействие
В п. Силикатный создан Центр сетевого взаимодействия, что позволяет вести занятия в сотрудничестве с сетевыми партнерами:
МАУ «Вдохновение»;
Администрация МО "Силикатненское городское поселение"
Силикатненская модельная библиотека
УлГТУ
ДШИ им. Неклюдова
ДЮСШ
РДШ
Юнармия
•Отдел по моложёной политике при Администрации МО "Сенгилеевский район"
•родительская общественность.
Все формы и виды совместной деятельности участников социальных партнёров выстраиваются на безвозмездной договорной основе, а также разнопредметных мероприятий.
Материально-техническая база
Помещение для занятий, соответствующее санитарно-гигиеническим требованиям Закона о Санитарно-эпидемиологических правилах и нормативах СанПиН 2.4.4.3172-14 (кабинет, тренажерный зал);
- оборудование (столы, стулья, доска переносной тир, винтовки, спортивные тренажеры, туристское снаряжение, карты.);
- учебно-методическая литература (учебники, пособия, методические разработки составителя данной программы);
- наглядные пособия (фотографии, плакаты, мультимедиа).