Школа юннатов

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Школа юннатов» естественно-научной направленности.

Общение человека с природой необходимо всем, а оно начинается с детских лет. С глубокой древности человек осваивал природу. Добывая себе пищу, заботясь об одежде, выращивал растения, приручал животных. На земле обитает полтора миллиона видов животных и полмиллиона видов растений. И каждый вид по своему чудесен, удивителен, поразителен, потрясающ, ошеломляющ, дивен, фантастичен.... У каждого из них свои особенности жизни, свои приспособления. И надо научиться умению наблюдать жизнь природы. Природа по глубокому убеждению В.А. Сухомлинского, должна быть «не каким – то придатком, фоном умственных интересов, а самой сутью жизненной среды», так как многогранная духовная жизнь в годы детства требует постоянного общения детей с природой. Только в ходе такого общения и взаимодействия с природой возможно становление и развитие личности ребенка. Известно, что большинство людей усваивает те или иные убеждения с детства, до того, как получает возможность критически осмыслить полученную информацию. Позже, от девяти лет и старше, эти предпочтения складываются в твердые стереотипы, изменить которые трудно.

Итак, любовь к природе, сознательное, бережное и заинтересованное отношение к ней каждого человека должны воспитывать с детства.

Знания данной программы создают основу для формирования ответственного отношения к окружающей среде, природе Земли как среде обитания и жизнедеятельности человека.

Педагоги

Маркина Зинаида Флегентовна

Содержание программы

Введение.
Давайте знакомиться. Что такое экология? Наука о доме. Составление экологических знаков
Осенние явления в природе.
Листопад.
Фенологический календарь. Приметы о природе. Местные предсказания и наблюдения
Осенние одежды Осенний огород
Советы грибника. По грибы без лукошка
Осенний праздник
Люби и знай свой край.
Красота рядом с нами.
Причины исчезновения растений и животных. По страницам Красной книги
Жалобная книга природы Чтение рассказов и просмотр документальных фильмов о родной природе по книге Г. Скрябицкого
Здоровье человека и окружающая среда.
Влияние загрязнения окружающей среды на здоровье человека. Я и моё здоровье
Влияние социальной среды на здоровье человека.
Гигиена одежды и здоровье человека. Чистота – залог здоровья
Закаливание в борьбе против вирусов.
Зимние явления в природе.
Зимние портреты деревьев и кустарников.
Значение снежного покрова в жизни растений и животных.
Приспособленность растений и животных к жизни зимой.
Следы птиц на снегу. Следы животных на снегу
Экологический рейд
Вода – чудо природы
Значение воды в жизни живых организмов Водоёмы нашего края
Экологические сказки о воде Водные растения нашего края
Животные – обитатели водоёмов. Жизнь за стеклянным берегом Знаешь ли ты водных животных?
Морские обитатели среди растений и животных
Планета насекомых
Из истории насекомых Жуки Бабочки Насекомые просят о помощи
Фабрика шёлка. Тутовый шелкопряд
Муравьиные тайны. Редкие и исчезающие насекомые

Птицы – наши друзья.
Зимующие птицы и Перелетные птицы Ульяновской области.
Звездный час юного орнитолога
Помоги птице. Наблюдения за жизнью птиц
Пернатый патруль (Фазан, глухарь, тетерев) Ночной дозор: сова, филин
Птицы молчуны и любители посудачить Птичий дом: как их строят сами птицы
Истребление хищных птиц в Ульяновской области, причины, хищники Сенгилеевского района
Домашний живой уголок
Птицы парящие под облаками: стервятник, гриф, бородач.
Птицы – гордость степей
Зерноядное птицы: чиж, щегол, снегирь. И их зарисовки Насекомоядные птицы области
Голоса в горах. Уютное болото Кипящие жизнью: попугаи
Среди древесных стволов: кореллы В устье реки: розелла, лори, ара
Между корнями и ветвями: Жако, ожирелый попугай
Певчие птицы: канарейки, амадины Фенология птиц. Сроки прилета. Заполнение коллективного журнала учета прилета птиц.
Викторина «Отгадайте что за птица». Образ птицы в сказках народов мира
Методика проведения проектной деятельности: выбор темы, подбор материала, распределение заданий, работа над проектом, защита проекта
Комнатные растения.
Экологическое значение комнатных растений. Как узнать в " лицо " зелёного друга?
Многообразие комнатных растений в школе. Паспортизация комнатных растений
Болезни растений. Уход за комнатными растениями
Растения и искусство. Путешествие с комнатными растениями.
Зелёная аптека
История развития фитотерапии Плоды здоровья и копилка витаминов
Лекарственные свойства овощей Экскурсия в аптеку
Весенние явления в природе.
Роль птиц в природе. Праздник птиц Лесные доктора
Всемирный день Земли. Путешествие в лесную страну
Поход в природу.

Цели программы

Привитие эколого – исследовательских знаний, умений и навыков;

- Преодоление потребительского отношения к природе;

- Воспитание экологической культуры, навыков взаимодействия с природными объектами;

- Воспитания доброты, ответственного отношения к природе и к людям, которые живут рядом, к потомкам, которым нужно оставить Землю пригодной для полноценной жизни и к себе.

Результат программы

Планируемые результаты

1. Прогнозируемые результаты:

- умение работать с микроскопом, с временным препаратом, с постоянным препаратом, знание основного химического оборудования.

2.Учащиеся должны знать:

- строение микроскопа;

- многообразие растений окрестностей школы;

- правило поведения в природе и меры по её’ охране;

- способы изучения природы (наблюдения, опыты, измерения);

- элементы погоды и климата: температура воздуха, направление ветра,

- облачность, осадки; примеры растений и животных гор, равнин, водоемов и др. местного природного сообщества;

- условия жизни растений и животных на суше и в водной среде;

- приспособленность к жизни в природном сообществе;

- значение почвы, воды, воздуха в жизни растений, животных и человека.

3. Учащиеся должны уметь:

- ухаживать за комнатными растениями;

- составлять синквейн;

- давать описание внешнего вида животных и растений; работать с художественной и научной литературой;

- проводить наблюдения за природой, сезонными изменениями в жизни растении и животных;

- фиксировать результаты наблюдений; пользоваться измерительными приборами (линейкой и термометром)

Особые условия проведения

Отличительная особенность дополнительной общеобразовательной программы заключается в случае необходимости перейти на использование дистанционных образовательных технологий при разработке комплекса методов и приемов, направленных на развитие навыков составления презентаций. Каждый обучающийся реализует индивидуальный проект в результате освоения программы. Продукт, полученный в результате освоения программы, имеет прикладной характер и может быть использован по необходимости.

Дистанционные образовательные технологии, реализуются в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.

В рамках онлайн занятий посредством платформ: Zoom, Youtube, Skype, и другие, педагог предоставляет теоретический материал по теме.

В офлайн режиме посредством социальных сетей и мессенджеров обучающимся передается видео, презентационный материал с инструкцией выполнения заданий, мастер-классы и другое.

Сетевое взаимодействие

В п. Силикатный создан Центр сетевого взаимодействия, что позволяет вести занятия в сотрудничестве с сетевыми партнерами:

МАУ "Вдохновение";

Администрация МО "Силикатненское городское поселение"

Силикатненская модельная библиотека

УлГТУ

ДШИ им. Неклюдова

ДЮСШ

РДШ

Юнармия

•Отдел по моложёной политике при Администрации МО "Сенгилеевский район"

•родительская общественность.

Все формы и виды совместной деятельности участников социальных партнёров выстраиваются

Материально-техническая база

Материально- техническое обеспечение: наличие кабинета с 18-ю посадочными местами, учебные столы не менее 9, 18 стульев, освещение кабинета и возможность проветривания его должно удовлетворять требованиям СанПиНа. В кабинете имеются шкафы для хранения учебной и методической литературы, наглядных пособий. На занятиях используются наглядные пособия, книги, журналы, презентации. Использование интернет-технологии и мультимедийное оборудование при проведении занятий, центр кабинета свободен и служит для проведения игр, физкультминуток, коллективных творческих игр-тренингов.

Для педагога:

- наличие связей с учреждениями культуры и образования в рамках ассоциации социокультурных учреждений.

Для реализации программы используются материалы и техническое оснащение занятий:

• Гербарии растений разных экологических групп.

• Коллекции беспозвоночных животных.

• Схемы, таблицы, глобус, атласы, карты.

• Натуральные объекты: комнатные растения, аквариумные рыбки, домашние животные, птицы.

• Fanclastic (природа и животные).