- Главная
- Направления
- Туристско-краеведческая
- Туризм и краеведение
- «Школа выживания»
«Школа выживания»
Программа позволяет подготовить учащихся к самостоятельным действиям при возникновении чрезвычайных ситуаций, как в природе, так и в условиях современного мира.
Программа предусматривает широкий подход в изучении природы, а также помогает развить навыки автономного существования в природе.
Педагоги
Малиновский Александр Петрович - педагог дополнительного образования
Содержание программы
Формирование знаний о природе как взаимосвязанной системе, туристских знаний и умений природопользования (туристского, рекреационного природопользования), заинтересовать детей поисково-познавательной деятельностью и развивать у них творческую активность.
Практические занятия в помещении и на местности: наблюдения, работа с измерительными приборами, экскурсии-практикумы по описанию объектов природы. Игровые формы (игры с готовыми правилами; игры-состязания, игры-соревнования, конкурсы и сюжетно-ролевые игры).
Цели программы
Формирование у подростков морально-психологических качеств и специальных прикладных знаний, навыков, умений, практических основ выживания в экстремальной ситуации, воспитание гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, самореализации личности.
Результат программы
В результате прохождения программного материала воспитанники объединения «Школа выживания»
Знать:
- что такое туризм, понятие «карта» (физико-географическая, топографическая, спортивного ориентирования, туристская), условные знаки плана, топографической спортивного ориентирования (отдельные знаки);
- типичные растения и животные природной зоны края, факторы, укрепляющие, ослабляющие здоровье человека;
- свой организм – как он устроен, о гигиене туриста, правила обеззараживания и очистки питьевой воды в походе, заболевания, характерные для природных условий своей местности;
- понятие о природных зонах и ландшафтах, особенности выживания в закономерности природы различных областей.
- понимание основных положений Концепции национальной безопасности Российской Федерации по обеспечению национальной безопасности России;
- понимание правовых основ военной службы;
- знание основных видов воинской деятельности;
- знание огневой подготовки;
- знание правил применения оружия для поражения различных целей в бою;
- знание материальной части стрелкового оружия
Уметь:
- подбирать личное туристское снаряжение в зависимости от сезона года и погодных условий, выполнять правила хождения по равнинным участкам в лесу (хвойным, смешанным), по лугу и болоту, правильно оборудовать кострище, работать с планом и топографической картой, выполнять элементарные приемы работы с картой спортивного ориентирования;
- определять типичные виды растений и животных края по внешнему виду, определять стороны горизонта, состояние погоды с помощью растений и местных признаков, приводить примеры и объяснять особенности внешнего строения живых организмов в связи со средой обитания;
- выполнять правила личной гигиены, правила оказания первой медицинской помощи при ранениях, кровотечениях и ожогах в полевых условиях (в походе, отдыхе в лесу и антропогенных поселениях);
- правильно выбирать и собирать топливо для костра в разное время года, правильно брать питьевую воду и очищать ее в полевых условиях, в походе (во время экскурсии) уметь утилизировать разные типы бытовых отходов, собирать и использовать лекарственные, плодово-ягодные растения, объяснять целесообразность своего поведения в конкретном природном окружении.
- умение поражать цель с первого выстрела;
- умение использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.
Особые условия проведения
1. Развивать знания о человеке и его месте в природе как особого объекта.
2. Формировать навыки и умения автономной работы в природе. Сформировать понимание зависимости степени воздействия на окружающую среду от видов туризма и типа туристского природопользования, привитие эколого- туристских навыков и умений, поведенческих (жизнеобеспечивающих,
рекультивационных и побочного природопользования).
3. Формирование навыков и умений работы с планом и картой, ориентирования на местности.
Материально-техническая база
- помещение для занятий, соответствующее санитарно-гигиеническим требованиям Закона о Санитарно-эпидемиологических правилах и нормативах СанПиН 2.4.4.3172-14 (кабинет, тренажерный зал);
- оборудование (столы, стулья, доска переносной тир, винтовки, спортивные тренажеры, туристское снаряжение,карты.);
- учебно-методическая литература (учебники, пособия, методические разработки составителя данной программы);
- наглядные пособия (фотографии, плакаты, мультимедиа).