Экологическая лаборатория (новые места)

Всякий здоровый ребенок уже с рождения – исследователь. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка. Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая нами понимается как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе гуманистического взаимодействия, сотрудничества и сотворчества.

Педагоги

Найдина Екатерина Олеговна

Исупова Галина Васильевна

Кивгазова Ольга Владимировна

Содержание программы

Экспериментирование стимулирует интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщения), стимулирует интеллектуальную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний, с этическими правилами жизни в обществе.
В процессе познавательно-исследовательской деятельности ребенка происходит:
• обогащение представлений об окружающем мире,
• развитие познавательной инициативы (любознательности),
• освоение культурных форм упорядочения опыта: родовидовые, причинно-следственные связи, пространственные и временные отношения.
Ребенок овладевает ими на уровне предметно-практического и образно-символического действия. Доступные и интересные «типы исследования» – опыты, эксперименты. Они позволяют знать детям активную исследовательскую позицию, освоить причинно-следственные связи, отношения и зависимости в живой и неживой природе.

Цели программы

1. Создать условия для развития поисково-исследовательской деятельности детей, как основы интеллектуально-личностного, познавательно-речевого, творческого развития;
2. Развивать и поддерживать интерес к исследованиям, открытиям;
3. Помогать овладевать способами практического взаимодействия с окружающей средой, обеспечивая становление мировидения ребенка, его личностный рост.

Результат программы

После проведения каждого этапа работы кружка предполагается овладение детьми определенными знаниями, умениями и навыками:
• быстрое включение в активный познавательный процесс;
• самостоятельное пользование материалом;
• установка цели и нахождение путей ее достижения;
• самостоятельность при поиске открытий;
• проявление волевых усилий (упорства) в достижении поставленной цели;
• настойчивость в отстаивании своего мнения;
• расширение кругозора детей;
• проявления поисковой активности и умении извлекать в ходе её информацию об объекте.
Ребенок проявляет инициативу и творчество в решении исследовательских задач:
• самостоятельно ставит проблему;
• выдвигает гипотезы, предположения;
• самостоятельно планирует деятельность;
• выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности;
• доводит дело до конца;
• ребенок формулирует в речи, достигнут или нет результат, делает выводы.

Особые условия проведения

Гибкая форма организации экспериментальной деятельности позволяет учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, здоровье, настроение, уровень установления причинно-следственных связей, выявления закономерностей и другие факторы. Состав группы одновременно работающих детей может меняться в зависимости от вышеуказанных причин.
Набор для каждого эксперимента имеется в готовом виде. Педагог проводит презентацию каждого эксперимента. Это может быть индивидуальная презентация, индивидуальный показ, круг. К каждому набору для эксперимента могут прилагаться инструктивные карты, выполненные в виде последовательных рисунков или с краткой словесной инструкцией.
Для выявления уровня знаний проводится диагностика в начале и конце года

Материально-техническая база

Основное оборудование:
• приборы-помощники: увеличительные стекла, весы, песочные часы, компас, магниты, микроскопы;
• разнообразные сосуды из различных материалов: пластмасса, стекло, металл разного объема и формы;
• природные материалы: камешки, глина, песок, ракушки, перья, шишки, листья, мох, семена;
• утилизированный материал: гайки, скрепки, болты, гвозди, шурупы, винтики:
• разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная;
• красители: пищевые, непищевые, гуашь, акварельные краски;
• медицинские материалы: пипетки, колбы, шприцы, деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши;
• прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, масло, сахар, цветные и прозрачные стекла, пилки для ногтей, сито, свечи;
• завести индивидуальные дневники, где ставится время проведения, название и помечается самостоятельно или совместно с воспитателем проведен эксперимент;
• сделать знаки, разрешающие или запрещающие.
Дополнительное оборудование:
• специальная одежда (халаты, фартуки);
• контейнеры для сыпучих и мелких предметов;
• карточки-схемы для проведения эксперимента;
• индивидуальные дневники экспериментов;
• правила работы с материалом;
• индивидуальные дневники.