Краеведение (Новые места)

Туризм, краеведение, являются одними из приоритетных направлений в воспитательной работе. Это дело не новое, но новизна состоит в том, что программа построена на основе регионального компонента. Обучающиеся изучают историю, географию, исторические места своего населенного пункта, Ульяновской области, туристские возможности своей малой Родины. Данная программа взаимодействует также с такими программами дополнительного образования, как: спортивное ориентирование, школа выживания, краеведение. Программа  отвечает запросам детей и родителей: формирует социально значимые знания, умения и навыки оказывает комплексное обучающее, развивающее, воспитательное и здоровьесберегающее воздействие.

Педагоги

Фирсов Валерий Анатольевич.

Педагог дополнительного образования.

Содержание программы

1.1. Познавательная роль туризма.

1.2. Правила поведения юных туристов.

2. Туристско-бытовые навыки юного туриста.

2.1. Основы безопасности в природной среде.

2.2. Основы безопасности дома, в школе, в музее.

2.3. Личное снаряжение и уход за ним.

2.4. Питьевой режим на туристской прогулке.

2.5. Групповое снаряжение и уход за ним.

2.6. Индивидуальный и групповой ремонтный набор.

2.7. Организация бивака и охрана природы.

2.8. Туристская группа в походном строю.

3. Основы топографии.

3.1. Школьный двор, микрорайон и его ближайшее окружение.

3.2. План местности.

3.3. Условные топографические знаки.

4. Туристское и экскурсионное ориентирование.

4.1 Компас и его устройство.

4.2 Ориентирование по компасу.

4.3 Ориентирование по плану.

4.4 Ориентирование на местности.

4.5 Виды туристского ориентирования.

4.6. Экскурсионное ориентирование.

5. Личная гигиена и первая помощь.
5.1. Личная гигиена туриста.

5.2. Оказание первой помощи.

5.3. Обработка ран, ссадин, мозолей и наложение простейших повязок.

5.4. Индивидуальная и групповая медицинская аптечки.

5.5. Способы транспортировки пострадавшего.

6. Краеведение (по выбору – историческое, этнографическое, географическое, экологическое и др.).
6.1 Краеведение.

6.2 Проектная, исследовательская деятельность.

6.3 Участие в краеведческих конкурсах, мероприятиях.

7. Спортивно-оздоровительный туризм.
7.1. Пешеходный туризм.

7.2. Полоса препятствий пешеходного туризма (осень, весна).

7.3. Туристские узлы и их применение.

8. Общая спортивно-оздоровительная физическая подготовка.

8.1. Общая физическая подготовка и оздоровление организма.

8.2. Психолого-педагогическая и врачебно-медицинская диагностика функционального и физического развития и тестирование обучающихся

Входное тестирование и диагностика (проводится осенью).

Констатирующее тестирование и диагностика (проводится весной)

Цели программы

Цель программы: удовлетворение образовательных потребностей обучающихся средствами туристско–краеведческой деятельности.

Результат программы

В результате освоения программы дети будут знать:

· историю родного края;

· экологические проблемы области;

· народы, традиции и быт нашей местности;

· сборе и обработке информации, составлении доклада, публичном выступлении;

· как выбрать тему исследования, структуру исследования.

В результате освоения программы дети будут уметь:

· видеть проблему, выдвигать гипотезы, планировать ход исследования, давать определения понятиям, работать с текстом, делать выводы;

· работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы, отстаивать собственную точку зрения;

· владеть планированием и постановкой эксперимента.

Материально-техническая база

Материально – техническое обеспечение. Для проведения теоретических занятий используется учебный кабинет, соответствующий санитарно – гигиеническим нормам и требованиям. Проведение практических занятий на местности происходит на стадионе, в парке или в лесу.

Для электронного обучения и обучения с применением дистанционных образовательных технологий используются технические средства, а также информационно-телекоммуникационные сети, обеспечивающие передачу по линиям связи указанной информации (образовательные онлайн-платформы, цифровые образовательные ресурсы, размещенные на образовательных сайтах, видеоконференции, вебинары, skype – общение, e-mail, облачные сервисы и т.д.)

 

Оснащение (материально-техническая база объединения)

Рюкзак объёмом не менее 80 литров;

- палатка туристическая с тентом каркасно-дуговая) четырёхместная;

- тент от дождя;

- комплект котелков для приготовления пищи (8,9,10л);

- компас жидкостной;

- костровое оборудование;

- навигационное устройство походного типа;

-бинокль;

- экшн -камера;

- историко-географические комплекты материалов ;

- картографические материалы;

- фотоаппарат;

- МФУ лазерное;

- Спальный мешок;

- коврик теплоизоляционный;

- ноутбук.

 

Рекомендуемый перечень личного туристского снаряжения учащегося

 

1. Рюкзачок для туристских прогулок

2. Спальный мешок.

3. Туристские ботинки или обувь на твердой подошве.

4. Обувь спортивная (типа шиповки).

5. Сапоги резиновые.

6. Фляжка или емкость для питьевой воды (1–1,5 л).

7. Головной убор.

8. Штормовка и брюки (ветрозащитный костюм).

9. Спортивный тренировочный костюм.

10. Свитер шерстяной.

11. Брюки ветрозащитные.

12. Столовые принадлежности (тарелка, кружка, ложка, нож складной).

13. Блокнот и ручка.

14. Мазь от кровососущих насекомых.

15. Варежки (для лыжных походов).

16. Коврик туристский.

17. Лыжи с креплениями и ботинками.

18. Лыжные палки.

19. Лыжная шапочка.

20. Перчатки рабочие.

21. Носки шерстяные.

22. Сидушка походная.