Школа безопасности (новые места)

Программа предназначена для проведения занятий с обучающимися 12 – 17 лет. Группы могут быть разновозрастные. Дети находятся в сложном, с точки зрения восприятия окружающего мира, возрастном переходном периоде. Объединение Школа безопасности обеспечивает им условия для здорового образа жизни, общения, деятельности. И подростки приучаются сознательно подходить к своим жизненным проблемам. Педагог постоянно согласовывает свои действия с родителями, чтобы дети сумели развить свои адаптивные возможности и с наименьшими нервными, моральными и физическими издержками преодолели трудности роста и сложности жизни. Подросткам в этом возрасте не хватает общения друг с другом и со взрослыми, которые могли бы их выслушать, понять и постараться разобраться в их непростых проблемах.

Педагоги

Кибакина Надежда Валерьевна

Мурзаков Олег Юрьевич

Содержание программы

1. Основы туристской подготовки

1.1. Туристские путешествия, история развития туризма

1.2. История развития движения «Школа безопасности». Его цели и задачи

1.3 Воспитательная роль туризма

1.4 Личное и групповое туристское снаряжение

1.5 Организация туристского быта. Привалы и ночлеги

1.6.Подготовка к походу, путешествию

1.7. Питание в туристском походе

1.8. Туристские должности в группе

1.9 Правила движения в походе, преодоление препятствий

1.10. Техника безопасности при проведении туристских походов, занятий

1.11. Подведение итогов похода

1.12. Туристские слеты и соревнования

2. Топография и ориентирование

2.1 Понятие о топографической и спортивной карте

2.2 Условные знаки

2.3 Ориентирование по горизонту, азимут

2.4 Компас. Работа с компасом

2.5. Измерение расстояний

2.6 Способы ориентирования

2.7 Ориентирование по местным предметам. Действия в случае потери ориентировки

3. Краеведение

3.1. Родной край, его природные особенности, история, известные земляки.

3.2 Туристские возможности родного края, обзор экскурсионных объектов, музеи.

3.3 Изучение района путешествия

3.4. Общественно полезная работа в путешествии, охрана природы и памятников культуры

4. Основы гигиены и первая доврачебная помощь

4.1. Личная гигиена туриста, профилактика различных заболеваний.

4.2 Походная медицинская аптечка.

4.3. Основные приемы оказания первой помощи

4.4 Приемы транспортировки пострадавшего

5. Общая и специальная физическая подготовка

5.1. Краткие сведения о строении и функциях организма человека и влиянии физических упражнений

5.2. Врачебный контроль, самоконтроль, предупреждение спортивных травм на тренировках

5.3 Общая физическая подготовка.

5.4 Специальная физическая подготовка

 

 

Цели программы

Целью программы является формирование сознательного и ответственного отношения к вопросам личной и общественной безопасности, обучение навыкам правильного поведения в экстремальных условиях, готовности подрастающего поколения к защите Отечества.

Результат программы

Предметные результаты:

Обучающиеся должны знать:

• правила безопасности участников туристских походов, соревнований по спортивному туризму, ориентированию, спасательным работам;

• требования Единой спортивной классификации и порядок присвоения спортивных разрядов и званий;

• правила прохождения и наведения этапов соревнований по технике пешеходного туризма;

• правила организации самостраховки и командной страховки;

• особенности организации бивака в различных природных условиях;

• основы ориентирования на местности, условные знаки спортивных и топографических карт, устройство компаса;

• порядок действий в экстремальной ситуации во время соревнований и путешествий;

• порядок оказания первой медицинской помощи;

• состав аптечки туристской группы и назначение лекарств;

• способы транспортировки пострадавшего;

 

Обучающиеся должны уметь:

• преодолевать разнообразные сложные препятствия во время походов и на дистанциях соревнований;

• организовывать страховку и безопасное прохождение природных препятствий;

• транспортировать пострадавшего с разными травмами;

• придерживаться правил санитарии, гигиены и техники безопасности;

• бережно относиться к оборудованию и снаряжению;

• оценивать собственные достижения и достижения других обучающихся;

• сотрудничать и распределять обязанности в туристской группе.

 

Метапредметные результаты:

- выполнение комплексов упражнений по общей физической подготовке;

- воспитание навыка самостоятельных занятий;

- развитие навыков самосовершенствования.

 

Личностные результаты:

- формирование устойчивого навыка здорового образа жизни, заботы о своём здоровье;

- воспитание трудолюбия;

- воспитание волевых качеств (целеустремлённости, настойчивости и упорства, смелости и решительности, выдержки, терпения и самообладания, самостоятельности и инициативности).

 

Особые условия проведения

Основу учебно-материальной базы составляет учебный класс, учебно­методическая литература; спортзал, оборудованный для возможного наведения технических туристских этапов, полигон для занятий по технике спортивного туризма и ориентирования на местности; инвентарь и снаряжение индивидуального и группового характера.

Для электронного обучения и обучения с применением дистанционных образовательных технологий используются технические средства, а также информационно-телекоммуникационные сети, обеспечивающие передачу по линиям связи указанной информации (образовательные онлайн-платформы, цифровые образовательные ресурсы, размещенные на образовательных сайтах, видеоконференции, вебинары, skype – общение, e-mail, облачные сервисы и т.д.)

Материально-техническая база

Групповое туристское снаряжение:

Рюкзак объёмом не менее 80 литров

палатка туристическая с тентом каркасно-дуговая) четырёхместная

тент от дождя

комплект котелков для приготовления пищи (8,9,10л)

компас жидкостный

костровое оборудование

навигационное устройство походного типа

спальный мешок

коврик теплоизоляционный

радиостанции

трекинговые палки

каска туристическая

комплект шин иммобилизационных вакуумных

носилки спасательные