Исследовательская творческая группа «Солярис»

Настоящая программа предназначена для обучающихся среднего (10‑14 лет) и старшего (15‑18 лет) школьного возраста. Программа рассчитана на 2 года обучения. Занятия проводятся в группах по 12‑15 человек, по 2‑3 часа на группу.

Программа разработана на основе опыта работы автора со школьниками Лицея физики, математики, информатики № 40 при УлГУ и других школ города (в рамках дополнительного образования) с 2003 года при поддержке Ульяновского государственного университета и Ульяновского филиала Института радиотехники и электроники (УФ ИРЭ) РАН. Исследовательская Творческая Группа «Солярис» использует для своей деятельности необходимое оборудование и другие ресурсы этих организаций.

В процессе предшествующей работы со школьниками сформировался актив ИТГ «Солярис» из числа школьников принимавших активное участие в деятельности «Соляриса» и неоднократно выступавших со своими работами на различных конференциях, выставках, конкурсах.

Педагоги

Иванов Илья Петрович, директор Центра

Содержание программы

1. Ориентация школьников на интересующие индивидуально каждого из них малоисследованные вопросы и проблемы науки или техники.

2. Ведение исследовательской и конструкторской работы школьников преимущественно в таких направлениях, которые не требуют наличия в образовательном учреждении дорогостоящей научной аппаратуры, технических инструментов.

3. Освоение школьниками в процессе и в связи с их деятельностью в ИТГ «Солярис» основ методики и базовых навыков ведения научно‑исследова­тельской и конструкторско‑технической работы.

Цели программы

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:

создание полноценной, устойчивой творчес­кой группы, предоставляющей своим членам все условия ‑ психологические, материально‑технические, социальные и др. ‑ для их активной самореализации в сфере научного и технического творчества.

Результат программы

Контроль за степенью усвоения знаний и навыков осуществляется в процессе деятельности школьника в ИТГ «Солярис», в процессе решения им конкретных теоретических, экспериментальных и технических проблем. Соответственно, и оценка педагогом степени усвоения этих знаний и навыков определяется эффективностью их применения школьниками для решения конкретных проблем, возникающих в процессе их деятельности в ИТГ "Солярис".

В конечном счёте, результативность образовательного процесса определяется успешностью участия школьников на различных выставках, конференциях, конкурсах.

Особые условия проведения

Подход автора к решению обучающих задач заключается в том, чтобы через выявление и акцентирование не придуманных, не взятых из задачника, а реальных проблем, возникающих перед школьником в процессе его деятельности в ИТГ «Солярис», побуждать его к освоению и применению тех разделов науки и техники, которые не проходятся им в данный момент по школьной программе, но необходимы для решения указанных проблем, к освоению и применению базовых навыков ведения научно‑исследовательской и конструкторской деятельности. Таким образом, исследовательская, конструкторская, творческая деятельность даёт школьнику стимулы для (само)образования, что дополняет общепринятый образовательный подход, предполагающий обратную причинно‑следст­венную зависимость и принуждающий школьника к усвоению материала по стандартным программам, не учитывающим его индивидуальные особенности и интересующие его вопросы и проблемы.

Материально-техническая база

Оборудование, расходные материалы, литература, методические материалы и др.

Активное использование информационных технологий. : методические материалы, письменные принадлежности, видеокамера, фотоаппарат, диктофон. Компьютерный центр с выходом в Интернет.