Вышитые узоры

Программа «Вышитые узоры» разработана для учащихся 11-14 лет. В таком возрасте дети стремятся выделиться, самоутвердиться, заработать авторитет в коллективе. Программа нацелена на развитие внимания учащихся, способствует развитию эстетического вкуса, стимулирует творческую деятельность. На занятиях дети учатся организовывать свой досуг, с помощью рукоделия украшать свой быт. Необходимо поощрять у учащихся стремление к освоению нового, желание творческой деятельности.

Взятые для освоения виды рукоделия редки: мало кто из мастериц занимается изонитью; многие вышивают крестиком, и немногие – счетными швами; развивается и входит в моду вышивка лентами. Поэтому, виды рукоделия, изучаемые в программе – редки, современны, модны.

Педагоги

Клыкова Наталья Александровна, учитель технологии. 

Общий стаж работы: 37 лет
Педагогический стаж: 20 лет
В данной школе: 13

Содержание программы

Раздел 1. Введение.

Теория: знакомство с разными видами рукоделия; знакомство с необходимыми материалами и инструментами; повторение правил техники безопасности.

Практика: узнавание видов рукоделия на образцах, составление списка необходимых материалов и инструментов.

Раздел 2. Изонить.

Теория: знакомство с понятием «изонить», изучение основы черчения угла и нанесение на его лучи равных по длине отрезков; изучение основ построения узоров из углов; изучение вышивки по кривым линиям, окружности, элипсу; изучение технологии составления рисунков из кривых; изучение технологии вычленения на рисунке разные элементы для вышивки изонитью; изучение последовательности расположения элементы вышивки на плоскости в определенном сочетании, последовательности вышивания элементов.

Практика: освоение заполнения угла, отработка умения нумеровать точки на лучах в определенной последовательности, отработка умения вышивать нитью последовательно по точкам; отработка умения рисовать и нумеровать точки на любой кривой, отработка умения вышивать нитью последовательно по точкам на кривой; освоение заполнения окружности, деление окружность на равные части, нумерование точек окружности в определенной последовательности, вышивание по окружности; освоение заполнения эллипса, деление эллипса на равные части, отработка умения вышивать нитью последовательно по точкам эллипса; составление рисунков с разными элементами, последовательное вышивание элементов в один слой и с наложением; оформление готовой работы в рамку или паспарту.

Раздел 3. Счетная вышивка.

Теория: знакомство с понятием счетная вышивка; знакомство с материалами и инструментами, используемыми для счетной вышивки, видами схем, изучение технологии вышивания «набором», «росписью», "болгарским крестом«.

Практика: сформировать и закрепить навыки выполнения счетной вышивки; отработка выполнения по схеме ряда вышивки «набор», выполнение по схеме вышивки «набор»; выполнение четных и нечетных стежков по схеме в вышивке «роспись», отработка навыков выполнения по схеме вышивки «роспись»; отработка навыков выполнения по схеме вышивки "болгарский крест«.

Раздел 4. Вышивка крестиком

Теория: знакомство с понятием схема, видами схем, чтение карты цветов, подбор ниток с учетом таблиц переводов цветов, изучение технологии вышивания крестом.

Практика: изучить технологию вышивки крестиком, определение толщины нити для канвы данного размера, определение начала вышивки, отработка закрепления нити в ткани и ткани в пяльцах, выполнение вышивки крестом по разным схемам.

Раздел 5. Вышивка по свободному контуру.

Теория: знакомство с материалами, используемыми для вышивки по свободному контуру, с понятием «простые швы», видами простых швов, изучение технологии выполнения разных простых швов; изучение технологии перевода рисунка на ткань.

Практика: формирование и закрепление навыков выполнения шов «вперед иголку», декоративных швов на основе шва «вперед иголку», швов «назад иголку», «тамбурный», «петельный», «козлик»; выполнение вышивки с использованием декоративных швов на основе швов «вперед иголку», «назад иголку», «тамбурный», «петельный», "козлик".

Раздел 6. Вышивка лентами.

Теория: знакомство с материалами, используемыми для вышивки лентами, приемами вышивки стеблей, листиков, цветов и т.д.; знакомство с разнообразием цветочков из лент, разной технологией их вышивания; знакомство с понятием композиция, составление композиций для вышивки лентами

Практика: формирование и закрепление навыков выполнения перевода рисунка на ткань, выполнения вышивки стеблей разными способами, листиков разными способами, лепестков разными способами, сердцевинки цветка, розочек, лепестков в сборку, выполнение вышивки цветочков лентой при помощи нитки; выполнение вышивки с применением разных приемов,

Раздел 7. Выставка работ.

Теория: оформление работ и размещение работ в выставочном пространстве.

Практика: выставка работ.

 

Цели программы

Цель – научить выполнять вышивку в технике: изонить, счетная вышивка, вышивка по свободному контуру, вышивка лентами.

Задачи:

Воспитательные: способствовать развитию таких качеств, как аккуратность, усидчивость и внимание, прививать любовь к труду.

Развивающие: расширить кругозор, обогатить и разнообразить досуг, стимулировать творческую деятельность, формировать эстетический вкус, развивать наблюдательность.

Образовательные: ознакомить детей с искусством изонити, сформировать навыки выполнения разных видов ручной вышивки, ознакомить детей с искусством вышивки лентами.

Результат программы

В результате освоения программы дополнительного образования «Вышитые узоры», члены кружка научатся:

• подготавливать материалы и инструменты для вышивания, читать схемы узоров, знать технологию вышивания, выполнять вышивание в разных техниках;

получат возможность научиться:

• творчески решать практические задачи по оформлению и использованию вышитых работ.

Предполагаемые результаты освоения программы:

Воспитательные: в процессе практико-ориентированной деятельности развиваются аккуратность, усидчивость и внимание, любовь к труду.

Развивающие: расширится кругозор, обогатится и будет разнообразным досуг, появится интерес к творчеству, будет развиваться наблюдательность и эстетический вкус.

Образовательные: будут сформированы навыки выполнения разных видов ручной вышивки, навыки оформления и применения вышитых работ.

Особые условия проведения

Программа «Вышитые узоры» разработана для учащихся 10-14 лет.

Ограничений по здоровью нет. Особые навыки не требуются.

Материально-техническая база

К условиям реализации программы относится характеристика следующих аспектов:

1. материально-техническое обеспечение – кабинет технологии; ученические столы и стулья, утюг, гладильная доска, иглы для разных видов вышивания, булавки, пяльцы, ножницы, схемы для вышивания, ткань бязь, канва, рогожка, нитки мулине разных цветов, ленты атласные разной ширины и разных цветов, нитки швейные разных цветов, цветной картон, клей ПВА, рамки, простой карандаш, линейка.

2. информационное обеспечение – презентации «Многообразие вышивки», «Технология выполнения вышивки крестом», «Технология выполнения вышивки лентами», фото-альбом вышитых работ, видео мастер-класс по вышивке "набор";

3. схемы (во множестве вариантов) и технологические карты к каждому виду вышивки.