Клуб путешественников

Актуальность программы предлагаемого курса определяется и общественно значимой ролью историко-географической и картографической культуры в системе образования, необходимостью формирования у учащихся целостного представления об истории географических открытий, их значении, природы Земли в целом и ее отдельных территорий.

Отличительные особенности программы – у ребят в процессе изучения программы совершенствуются и развиваются следующие умения: коммуникативные, интеллектуальные, информационные, организационные. В системе основного общего образования география – единственная область, содержание которой одновременно охватывает многие аспекты как естественного, так и гуманитарно-общественного научного знания.

Педагоги

Виряскина Ольга Павловна

Содержание программы

Содержание программы

 

Введение. Вводное тестирование Тема, цели, задачи курса. Определение уровня знаний учащихся и их интересов.

Результаты вводного тестирования. План местности. Географическая карта. Виды географических карт по содержанию, по охвату территории, по масштабу. Работа с топографическими, общегеографическими, синоптическими картами.

Часовые пояса. Выдающиеся географические исследования, открытия и путешествия. Путешественники, совершившие открытия материков и океанов Земли, уникальных природных объектов – Ф. Магеллан, Дж. Кук, В. да Гама, Д. Ливингстон, Х. Колумб, Ф.Ф. Беллисгаузен, М.П. Лазарев и др. Исследователи внутренних территорий Америки и России – А. Никитин, П.П. Семенов-Тян-Шанский и др.

Земля как планета Солнечной системы. Движение Земли и его следствия. Геологическая история Земли. Движение орбитальное и осевое Земли, его следствия, влияние на человека.

Планета Земля. Внутреннее строение Земли. Литосфера. Атмосфера. Биосфера. Гидросфера. Материки и океаны Земли. Размеры и форма Земли. Строение Земли. Оболочки Земли.

Численность и воспроизводство населения. Естественный прирост. Народы Земли, их отличительные особенности и география. Религии народов мира. Механический прирост населения. Демографические проблемы. Классификация стран. Выделение уникальных стран в мире.

Международное географическое разделение труда. Центры мирового хозяйства. Отраслевая структура хозяйства. География отраслей промышленности мира. Промышленные районы и центры. Природные ресурсы Земли: виды, особенности образования, география. Последствия использования природных ресурсов человеком. Размещение основных видов природных ресурсов. Ресурсообеспеченность. Основные виды природопользования. Геоэкологическая ситуация отдельных регионов

Материки, океаны, народы и страны. Уникальные особенности природы материков, океанов Земли. Характеристика природы Евразии. Характеристика природы материков: Африка, Австралии. Объяснение закономерностей проявления особенностей природы. Народы Земли, их отличительные особенности и география. Религии народов мира. Классификация стран. Выделение уникальных стран в мире.

Географическое положение России (физико-географическое, экономико-географическое, геополитическое). Природа России. Особенности рельефа, климата, внутренних вод, почв, растительного и животного мира на территории Земли. Уникальные природные объекты нашей страны. Памятники природы.

Население России. Народы России, состав, численность населения, демографические проблемы, их обычаи, традиции, религия, география.

Экономика России. География основных отраслей. География крупных регионов России. Внешнеэкономические связи России. Особенности экономических районов России. География крупных регионов России. Внешнеэкономические связи России.

Подведение итогов. Итоговый контроль

Цели программы

Заключается в развитии географического мышления школьников и формировании у них целостного представления о своей стране, а также личностных качеств: патриотизма; уважения к населяющим Российскую Федерацию народам, их культуре и национальным особенностям.

Результат программы

 

сформированность  понятийного аппарата 
-основные географические понятия и термины;
-различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения;
-результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
-географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязь между ними, их изменение в результате деятельности человека;
-географическую зональность и поясность;
-географические особенности природы материков и океанов, а также географию народов Земли; различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
-специфику географического положения и административно- территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы, населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;
-природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений
усовершенствование практических навыков
-определять на местности, плане и карте расстояния, направления, высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;
-выделять (узнавать) существенные признаки географических объектов и явлений;
-описывать существенные признаки географических объектов и явлений;
-объяснять существенные признаки географических объектов
-составлять краткую географическую характеристику разных территорий;
-приводить примеры: природных ресурсов, их использования и охраны, формирования культурно-бытовых особенностей народов под влиянием среды их обитания; крупнейших сырьевых и топливно-энергетических баз, районов и центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;-
-находить в разных источниках информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
-анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
-представлять результаты измерений в разной форме, выявлять на этой основе эмпирические зависимости
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-определения поясного времени;
-чтения карт различного содержания;
-решения практических задач по определению качества окружающей среды, ее использованию

Особые условия проведения

Методы работы предусматривают активное включение учащихся в процесс познавательной деятельности – исследовательский, эвристический, проблемный, частично-поисковый.

Материально-техническая база

Компасы,  оборудование для проведения съёмки местности, карты, ноутбуки