Многообразие органического мира

Содержание   программы  поможет  учащимся  грамотно подготовиться к сдаче выпускного экзамена по биологии за курс среднего общего образования общеобразовательной школы, но и поднять уровень осмысления конкретных знаний до такого, на котором все разнообразие живой природы воспринимается как единая система с общими законами происхождения, развития, закономерностями строения и жизнедеятельности.

Педагоги

Уколова Валентина Сергеевна

Содержание программы

Программа включает разделы:

-Возникновение жизни на Земле.

-Цитология- наука о клетке.

-Размножение и развитие организмов.

-Основы генетики и селекции.

-Эволюционная теория.

-Экологические системы. Основы экологии.

-Протисты, грибы, растения.

-Животные.

-Анатомия и физиология человека.

Программа включает в себя лекционные и практические занятия: беседы, диспуты, защиты проектов, круглые столы, конференции, лабораторные занятия, лекции, семинары, викторины, экскурсии, просмотры видеофильмов.

Цели программы

1. Расширение и углубление знаний учащихся по общей биологии.

2. Развитие познавательных интересов обучающихся.

3. Целенаправленная профессиональная ориентация учащихся.

Результат программы

По итогам реализации Программы

Обучающиеся должны знать:

Уровни организации живой материи, взаимосвязь биологических систем разных уровней.

Сущность и критерии живых систем.

Историю представлений о возникновении жизни на Земле.

Структуру и функции биологических объектов: клетки, хромосом, генов – особенности клеток

прокариот и эукариот, животных, растений и грибов;

Основные положения биологических теорий – Положения клеточной теории и теории симбиогенеза;

Сущность биологических процессов: обмен веществ, размножение, оплодотворение,

развитие – основные методы изучения биохимических процессов, методы описания кинетики

ферментативных реакций, методы определения последовательностей нуклеотидов ДНК и РНК; строение,

состав и функции основных классов органических соединений клетки, принцип удвоения ДНК, основные

этапы и механизмы синтеза белка; строение и функции клеточных мембран; основные метаболические

процессы клеток животных и растений, их роль в обеспечении организма веществами и энергией

Закономерности наследственности и изменчивости организмов.

Обучающиеся должны уметь:

Пользоваться знанием общебиологических закономерностей для объяснения с материалистических позиций вопросов происхождения и развития жизни на Земле, а также различных групп растений, животных, в том числе и человека на Земле.

Давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам.

Решать биологические задачи из различных сборников по подготовке к ЕГЭ, составлять элементарные схемы скрещивания.

Выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде.

Сравнивать биологические объекты, природные биологические процессы и делать выводы на основе сравнения:

· использовать знания о химических и физических процессах и законах для объяснения механизмов работы живых систем, а именно: принципы термодинамики, их приложимость к живым системам; понятие катализа, его приложимость к ферментативным реакциям; взаимосвязь между строением, химическими свойствами и биологическими функциями углеводов, липидов, ДНК, РНК и белков; взаимосвязь между строением, химическим составом, физическими свойствами и биологическими функциями мембран;

· сравнивать особенности обмена веществ клеток эукариот и прокариот, растений и животных;

· связывать строение органоидов клетки и клеток мышечной и нервной ткани с особенностями строения и функционирования их белков и биомембран;

· раскрывать взаимосвязи между процессами анаболизма и катаболизма; процессами обмена белков, углеводов и липидов;

· раскрывать роль АТФ и мембранного потенциала в обмене веществ клеток;

· объяснять роль фотосинтеза, дыхания и брожения в функционировании клеток, в природе и в жизни человека;

· объяснять роль различных компонентов пищи (углеводов, жиров, аминокислот, витаминов) в пластическом и энергетическом обмене человека;

· связывать нарушения в обмене веществ (мутации генов ферментов, нехватка аминокислот и витаминов) с различными патологиями.

Находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернета) и критически ее оценивать.

Особые условия проведения

наличие компьютера и выход в интернет при дистанционном обучении.

Материально-техническая база

Программа реализуется в аудитории образовательной организации с применением технических средств обучения и лабораторного оборудования:

· компьютеры;

· проектор;

· экран;

· интерактивная доска SMART;

· микроскопы;

· модели;

· коллекция микропрепаратов.