«БИОТЕХНОЛОГИЯ» (новые места)

Программа позволяет расширить и углубить знания обучающихся по всем основным разделам школьного курса биологии. Программа готовит обучающихся к продолжению обучения в высших учебных заведениях, а также к участию в олимпиадах, конкурсах, научно-практических конференциях соответствующей направленности.

Занимаясь по данной Программе, учащиеся получат передовые знания в области биотехнологий, практические навыки работы на различных видах современного оборудования, умение планировать и реализовывать конкретные исследовательские и прикладные задачи, понимать роль научных исследований в современном мире.

Педагоги

Несмеянкина Татьяна Николаевна, 1 квалификационная категория

Чекалина Марина Николаевна, 1 квалификационная категория

Содержание программы

Введение.

Раздел 1.Общие принципы выполнения научно-исследовательской работы и оформление ее результатов

Тема 1. Общие принципы выполнения научно-исследовательской работы и оформление ее результатов.

 

Раздел 2. Биотехнология: прошлое и настоящее

Тема 1. Биотехнология, ее задачи.

Тема 2. Объекты (биологические системы) биотехнологии.

 

Тема 3. Прокариоты.

 

Тема 4. Эукариоты.

 

Тема 5. Изучение дрожжевых клеток.

 

Раздел 3. Клеточная инженерия

Тема 1. Культура клеток высших растений.

 

Тема 2. Клональное микроразмножение растений.

 

Тема 3. Вторичный метаболизм растительных культур.

 

Тема 4. Клонирование позвоночных животных.

 

Тема 5. Антитела и антигены.

 

Раздел 4. Генная инженерия

Тема1.Трансформация у бактерий. Трансдукция. Вирусы и бактериофаги.

 

Тема 2. Методы генной инженерии.

 

Раздел 5. Биотехнология на службе у людей

Тема 1. Биотехнология в медицине.

 

Тема 2. Области применения трансгенных растений.

 

Тема 3. Биотехнология и этика.

Раздел 6. Подведение итогов.

Тема 1. Анализ итогов.

 

Цели программы

Формирование у обучающихся базовых компетенций в области биологии и биотехнологии.

Результат программы

Личностные результаты:

У обучающегося будут сформированы:

· познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение живой природы;

· понимание необходимости саморазвития и самообразования как залога дальнейшего жизненного успеха;

· чувство ответственности, нравственного отношения к окружающему живому и неживому миру, к самому себе;

· понимание морально- этических проблем развития биотехнологии;

· способность обучающихся к профессиональному самоопределению.

Метапредметные результаты:

Обучающиеся научатся:

· планировать пути достижения пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

· сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств;

· проводить классификацию изученных объектов природы;

· выявлять причинно-следственные связи при изучении методов биотехнологии, биологических явлений: трансформации, трансдукции и др., обобщать факты, делать выводы;

· проводить наблюдения за живыми организмами, ставить эксперименты, объяснять их результаты;

· выполнять исследование или проект, используя оборудование, модели, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме;

· находить, анализировать, обрабатывать информацию;

· сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию;

· умение работать индивидуально и в группе.

Предметные результаты:

Обучающийся научится:

· понимать роль биотехнологии как приоритетного направления в научно-техническом прогрессе;

· называть основные направления и методы биотехнологии;

· применять методы биотехнологии для изучения клеток организмов;

· выделять новые качества и свойства природных компонентов;

· определять области применения генномодифицированных организмов и продуктов их жизнедеятельности;

· характеризовать явления трансформации и трансдукции как пути естественного изменения генотипов микроорганизмов;

· называть современные методы конструирования клеток и генетических программ организмов;

· определять биологию клонированных и трансгенных организмов;

· понимать зависимость между внешним строением растений и животных и условиями их существования;

· объяснять причины дифференциации клеток на генном уровне, влияние вирусов, бактериофагов, плазмид на естественное изменение наследственных свойств клеток, векторных систем на целенаправленное изменение генома организмов;

· устанавливать взаимосвязи между генотипом и свойством организма, субстратом и активностью генов в клетках прокариот, свойством тотипотентности и развитием целого растения из одной клетки;

· описывать этапы микроклонального размножения растений, клонирования беспозвоночных и позвоночных животных, получение моноклональных антител, создание векторов;

сравнивать объекты биотехнологии, методы клеточной и генной инженерии, методы традиционной селекции с биотехнологическими методами создания штаммов, сортов

Особые условия проведения

Нет

Материально-техническая база

Компьютер с монитором и комплектующими смарт-доской – 1 шт.

Весы лабораторные электронные – 1 шт.

Нитратомер – 1 шт.

Прибор контроля параметров почвы (pH, влагомметр, измеритель плодородия) – 2 шт.

Микроскоп стереоскопический (бинокуляр) – 1 шт.

Чашки Петри пластиковые – 12 шт.

Пипетки Пастера – 12 шт.

Предметные стекла – 12 шт.

Покровные стекла – 12 шт.

Комплект лабораторного оборудования «Растения и их среда обитания» – 1 шт.

Комплект лабораторного оборудования «Сельскохозяйственные культуры» – 1 шт.

Набор микроскопических препаратов – 1 шт.

Методические пособия (комплект) – 1 шт.

Светодиодная лампа (фитосветильник) – 2 шт.

Набор для выращивания биологических культур с автоматизированным контролем параметров – 1 шт.

Контейнер для рассады – 8 шт.

Коллекция семян культурных растений – 2 шт.