«Здравствуй, музей!»

Настоящая программа раскрывает перед ребенком мир общечеловеческих, духовных и нравственных ценностей, развивает мыслительную сферу, формирует его нравственное сознание и поведение.

Направленность программы – туристско-краеведческая, уровень освоения – базовый.

Программа предполагают проведение теоретических и практических занятий в течение учебного года в объеме: 216 часов.

Адресат программы

Программа рассчитана на проведение занятий с обучающимися 10-17 лет. Средний и старший школьный возраст – это начало осознанного восприятия мира, когда закладываются критерии добра и зла, порядочности и лживости, смелости и трусости, это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов. Поэтому этот возраст является одним из основных этапов воспитания личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны. Постепенное и последовательное использование этой программы расширит кругозор у обучающихся, разовьёт интерес к военной истории и истории нашей Родины, адаптирует к социальной среде, поможет определить профессиональную ориентацию.

Некоторые темы содержат ряд достаточно сложных в теоретическом плане вопросов. Степень их освоения устанавливается исходя из уровня общей подготовки, образовательных и возрастных особенностей обучающихся. Занятия проводятся с полным составом группы (1 год обучения – 15 человек), по мере роста опыта обучающихся, исходя из необходимости более углублённого изучения ряда тем, подготовки экскурсий, рефератов, образовательный процесс требует индивидуальной работы с обучающимися в составе группы.

Режим занятий – 6 часов в неделю, 3 раза в неделю по 2 часа (2 по 40 минут с обязательным перерывом не менее 10 минут).

Состав групп постоянный, одновозрастной.

Обучение по программе ведется в форме очного обучения с веб-поддержкой. Очное обучение: лекции, практические и семинарские занятия, лабораторные работы, круглые столы, мастер-классы, конкурсы, викторины, экскурсии. До 30% времени при реализации дополнительной общеразвивающей программы отводится для работы в электронной среде. Электронная среда используется в дополнение к основному традиционному учебному процессу для организации самостоятельной работы обучающихся (электронные материалы для самоподготовки и подготовка к лабораторным работам с использованием виртуальных лабораторных комплексов, самотестирование и т.д.);проведение консультаций с использованием форумов и вебинаров, организации текущего и итогового контроля, организации проектной и исследовательской работы в электронной среде.

Особое место уделяется методу наблюдения, который развивает важное умение смотреть и видеть.

Обучающиеся знакомятся с понятиями: экспозиция, экспозиционный комплекс, экспонат, аннотация, ксерокопия, фотокопия и др.

Программа учитывает интеллектуальные и физические возможности детей согласно их возрасту. Разработанные занятия содержат убедительный, легко запоминающийся материал.

Педагоги

Педагог дополнительного образования Еварестова Александра Николаевна. Заведующая школьным музеем. 

Содержание программы

1.1. Содержание программы

 

1-2. Введение.

Всего – 4 часа.

Теория – 4 часа.

 

 3-34. Наш край в древности.

Всего – 64 часа.

Теория – 40 часов.

Практика – 8 часов.

Экскурсия – 4 часа.

Контроль – 12 часов (защита рефератов – 10 часов, тестирование – 2 ч.).

 

Практические занятия. Работа с картой Среднего Поволжья; изготовление макета кремля города (лепка, рисунок). Экскурсия в краеведческий музей.

 

35-72. Развитие края в 18-19 вв.

Всего – 76 часов.

Теория – 42 часа.

Практика – 8 часов.

Экскурсии – 6 часов.

Контроль – 20 часов (защита рефератов – 4 часа, зачет – 10 часов, тестирование – 6 часов).

 

Практические занятия. Работа с картой Симбирска; определение слобод; экскурсия в Винновскую рощу; работа с картой войны 1812 года; определение пути Симбирского ополчения в ходе войны; работа с картой Симбирского края – определение поместий Языковых, Поливановых, Киндяковых.

 

73-80. История музейного дела.

Всего – 16 часов.

Теория – 10 часов.

Практика – 2 часа.

Зачет – 4 часа.

 

Практические занятия. Знакомство по литературе, кино-, фотоматериалам, в ходе экскурсий с крупными музеями разных профилей. Проведение викторины по музеям нашей страны. Экскурсия в Краеведческий музей.

 

81-95. Основы теории и организации музейного дела.

Всего – 30 часов.

Теория – 20 часов.

Экскурсия – 6 часов.

Защита рефератов – 4 часа.

 

Практические занятия. Знакомство с государственными, школьными музеями. Экскурсия в музей городского быта.

 

96-104. Сущность и специфические особенности школьного музея.

Всего – 18 часов.

Теория – 8 часов.

Практика – 8 часов.

Зачет – 2 часа.

 

Практические занятия. Знакомство с организацией и содержанием туристско-краеведческой работы в школе и основными направлениями деятельности школьного музея. Экскурсия в музей средней школы № 57.

 

105-108. Фонды музея.

Всего – 8 часов.

Теория – 6 часов.

Защита рефератов – 2 часа.

 

Практические занятия: защита рефератов.

 

 

Цели программы

Цель: способствовать всестороннему развитию личности ре­бенка и его жизненному самоопределению средствами туристско-краеведческой, музейной деятельности

Задачи:

Образовательные

· Дать обучающимся общее представление об особенностях исторического и культурного развития нашего края

· Подготовить обучающихся к дальнейшему самостоятельному изучению родного края, вызвать интерес к местной истории и культуре

· Расширить кругозор за счет приобретения новых знаний

· Познакомить с основными видами музееведческой деятельности

Воспитательные

· Способствовать развитию общей культуры детей

· Воспитывать бережное отношение к памятникам культуры

· Воспитывать патриотизм, любовь к малой Родине

Развивающие

· Способствовать формированию навыков краеведческой, поисковой и исследовательской работы

· Способствовать развитию речи ребенка

· Способствовать развитию мышления: логического, абстрактного и аналитического

Результат программы

· Знает историю края с древнейших времен до конца 19 века.

· Знает музейные термины (музей, экспозиция, экспонат, экскурсия, музейный комплекс и т.д.)

· Знает основные понятия по краеведению (город-крепость, посад, острог, кремль, «земляная изба» и т.д.)

· Знает источники (литературу) по краеведению

· Может работать с фондовой книгой с помощью педагога

· Может проводить обзорную экскурсию по музею с помощью педагога.

 

Особые условия проведения

Программа рассчитана на широкий круг учащихся, не предусматривает ограничение по состоянию здоровья ребенка.

Материально-техническая база

· - помещение школьного музея, музейное оборудование – стенды, витрины, цифровая фоторамка 

· - учебный класс;

· - для электронного обучения и обучения с применением дистанционных образовательных технологий используются технические средства, а также информационно-телекоммуникационные сети, обеспечивающие передачу по линиям связи указанной информации (образовательные онлайн-платформы, цифровые образовательные ресурсы, размещенные на образовательных сайтах, видеоконференции, вебинары, skype – общение, e-mail, облачные сервисы и т.д.).