Азбука природы

Дети младшего школьного возраста очень наблюдательны. Обращая внимание на эту особенность детей, занятия по программе (наблюдение, проведение простых опытов, экскурсии) способствуют развитию их наблюдательности, поддержанию интереса к природе, формированию положительного, «дружественного» восприятия окружающего мира.

Педагоги

Николаева Марина Викторовна

Содержание программы

Дети младшего школьного возраста очень наблюдательны. Обращая внимание на эту особенность детей, занятия по программе (наблюдение, проведение простых опытов, экскурсии) способствуют развитию их наблюдательности, поддержанию интереса к природе, формированию положительного, «дружественного» восприятия окружающего мира.

Ребёнок способен удивляться тому, что его окружает, задавать массу вопросов о растениях и животных, он воспринимает животных как равных, сочувствует им. Эта особенность младшего возраста используется в программе в целях экологического воспитания за счет включения большого количества наблюдений в природе.

Дети любят подражать животным. Эта неосознанная тяга ощутить себя частью природы может быть использована при проведении экологических игр, «озвучивании» простейших сказок об окружающей среде и ее обитателях. Такой подход позволяет не только лучше понять логику мышления детей и внести в игру новые, живые элементы. Практическим выходом такой игры может стать понимание ребенком «логики» поведения своего персонажа, отождествление своего «Я» с частичкой живой природы. Поэтому программой предусмотрено использование экологических игр, игровых занятий, элементов театрализации на учебных занятиях.

Дети младшего школьного возраста стремятся походить на взрослых. На учебных занятиях по программе детям предлагается «проиграть» положительную модель поведения взрослых. Содержанием программы предусмотрено знакомство с произведениями детской литературы о природе: экологические сказки, рассказы известных детских писателей, например, В. Бианки. Чтение и обсуждение художественных произведений экологической тематики предусмотрено программой для лучшего усвоения отдельных тем и как дополнительный усиливающий компонент ко всем другим формам и методам воспитательной работы.

Все дети очень любят, когда их хвалят. Поэтому очень важно создавать ситуации успеха, в которых ребенок может проявить себя с лучшей стороны, и поощрять такую деятельность. В дальнейшем это будет стимулировать его к новым осознанным и ответственным поступкам. В программе заложены виды деятельности с тем, чтобы каждый ребенок, обучающийся по программе, мог проявить себя и реализовать свои способности и интересы в той или иной деятельности, общественно полезных делах по улучшению экологической обстановки места проживания.

Сформировать человека с новым экологическим типом мышления можно только с раннего детства, в возрасте 7-10 лет психика ребенка ещё очень пластична. Это время, когда можно повлиять на формирование культуры отношений в системе человек – окружающая среда. Именно в этот период у человека складываются представления об окружающем мире, и важно, чтобы эти представления включали понимание взаимосвязей, существующих между человеком и окружающей средой, что находит отражение в содержании программы.

Цели программы

Формирование у обучающихся системы естественнонаучных знаний и экологической культуры на начальном уровне в процессе дополнительного экологического образования.

Результат программы

Личностные результаты:

• сформированность уважительного отношения к родному краю, природе нашей страны;

• осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

• формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты:

• формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;

• формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике;

• освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др., получение информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

Предметные результаты:

К концу 4 модуля обучения обучающиеся должны знать:

• правила содержания и ухода за комнатными растениями;

• виды загрязнений окружающей среды и их влияние на здоровье человека;

• значение природных явлений для живых организмов;

• способы наблюдения, изучения природы;

• памятники природы Ульяновской области.

Уметь:

• объяснять взаимосвязи растений, животных и человека, их экологические сходства и отличия как биологических видов;

• выделять жизненные формы растений и их приспособления к условиям среды;

• определять жизненные формы животных и их приспособления к условиям среды;

• находить отличительные признаки каждой группы животных по внешнему виду;

• доступными способами изучать природу (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др.).

 

Особые условия проведения

нет

Материально-техническая база

• оптимальные условия в помещении, отвечающие санитарно-гигиеническим требованиям, мебель;

• материалы для работы и творчества детей: альбомы для рисования, бумага формата А4, бумага формата А1 (ватман), краски, кисти, фломастеры, цветные карандаши, линейки, пластилин, цветной картон, цветная бумага и другие канцелярские принадлежности;

• экран для просмотра презентаций, магнитная доска, магниты, школьная доска, мел, компьютер, принтер, ксерокс;

призы для награждения победителей.