Школьный туризм
Учащиеся знакомятся с основами туризма и ориентирования на местности, способами выживания в экстремальных ситуациях, выполняют работу по краеведению и оказанию первой медицинской помощи непосредственно в учебно-тренировочных походах и занятиях на местности, учебно-тренировочных лагерях, на соревнованиях и других туристско-краеведческих мероприятиях.
Педагоги
Прокопьева Эльвира Алексеевна
Содержание программы
Вводное занятие. Введение в образовательную программу
Знакомство с программой, целями и задачами объединения.Значение туризма и спортивного ориентирования в пропаганде активного здорового образа жизни.
Определение расстояний простейшими способами ("походные эталоны«)
Приближённые измерения на местности. Походные эталоны: средняя длина шага, размеры подручных средств (черенка лопаты, топорика, спичечного коробка, карандашей и авторучки). Глазомер. Видимый горизонт. Походные дальномеры (расстояние между телеграфными столбами, высота телеграфного столба, средняя высота леса и т.д.).Определение ширины реки. Определение высоты дерева.
Ориентирование по Солнцу, звёздам и местным признакам.
Определение сторон горизонта по Солнцу. Ориентирование по Луне. Большая и Малая Медведицы. Положение Полярной звезды. Ориентирование по местным признакам. Ориентирование без компаса и карты. Обработка аэрофотоснимков.
Поход выходного дня
Организация и подготовка похода. Установка палатки. Укладка в рюкзак личного снаряжения. Состав ремонтного набора и аптечки. Питание в походе (нормы закладки продуктов на одного человека). Распределение обязанностей по построению движения, созданию бивака и приготовлению пищи. Возможные опасности при движении, пересечении дорог, непредсказуемые погодные условия, ядовитые насекомые, пресмыкающиеся и растения.
Удобная одежда и обувь в походе. Правила разведения костра и приспособления для приготовления пищи. Экологическая культура в пути и на месте стоянки. Взаимовыручка и поддержка товарища по походу.
Анализ ситуаций после похода и его итоги. Обсуждение выявленных проблем.
Топография и ориентированиерты (численный, именованный и линейный). Умение определять расстояние на карте. Знание условных знаков спортивной карты и умение по ним читать карту. Компас и его устройство. Работа с компасом и картой. Определение по компасу азимута. Движение по азимуту.
Топография и ориентирование
Масштаб карты (численный, именованный и линейный). Умение определять расстояние на карте. Знание условных знаков спортивной карты и умение по ним читать карту. Компас и его устройство. Работа с компасом и картой. Определение по компасу азимута. Движение по азимуту.
Краеведение.
История Ульяновской области. Город Ульяновск и его окрестности.. Симбирская губерния. Наиболее интересные места для проведения походов и экскурсий. Географические особенности города Ульяновска и его окрестностей. Охрана природы.
Краеведческая работа в походе. Краеведческие наблюдения, сбор и оформление краеведческого материала. Ведение полевого дневника.
Выполнение краеведческих заданий.
Физическая подготовка (учебные соревнования, спортивные игры на природе). Туристская техника.
Подъём и спуск по склону спортивным способом, со страховкой. Преодоление препятствий. Переправа по бревну и параллельно натянутым верёвкам. Прохождение навесной переправы. Преодоление условного «болота». Вязка узлов. Узлы для связывания веревок одинакового диаметра: " прямой«, «ткацкий», «встречный», "грейпвайн«.Узлы для связывания веревок разного диаметра: «академический», "брамшкотовый«.
Узлы для страховки (незатягивающиеся петли): «простой проводник», «восьмерка», «серединный австрийский проводник», "двойной проводник«.Узлы для привязывания веревок к опоре: «удавка», «булинь», «стремя». Вспомогательные узлы: «схватывающий», "стремя".
Игры на местности. Учебные соревнования. Участие в городских и областных соревнованиях по спортивному туризму, туристских слётах школьников.
Зелёная аптека и доврачебная помощь.
Лекарственные и ядовитые растения Ульяновского Поволжья. Применение растений в быту и медицине. Съедобные и ядовитые грибы.
Состав походной аптечки. Умение оказать помощь при повреждениях кожи, растяжения мышц, вывихе сустава. Первая помощь при термических и солнечных ожогах, ожогах растениями и укусов насекомых. Умение накладывать простейшую повязку на руку и ногу. Умение организовать транспортировку пострадавшего.
Цели программы
Создание условий для самореализации, социальной адаптации, оздоровления, мотивационного творческого развития и профессионального самоопределения личности.
Результат программы
Личностные:
Учащийся осознает ценность:
· здорового образа жизни;
· ценность положительного отношения к миру и другим;
· творческой самореализации и самовыражения через расширение индивидуального спортивного, санитарно-гигиенического опыта;
· семьи как соучастника спортивно-оздоровительных мероприятий;
· физической и спортивной культуры;
· здорового образа жизни как альтернативной возможности;
· культуры проведения здорового праздника;
· правил режима дня, рациона правильного/здорового питания;
· культуры здорового отдыха.
Метапредметные:
Учащийся:
· способен к волевой саморегуляции при достижении цели, опираясь на ориентиры, задаваемые учителем;
· способен к самостоятельному выполнению задания;
· способен к физической саморегуляции, соблюдению гигиенических правил, рациона здорового питания, режима времени труда и отдыха;
· знаком с основными правилами и принципами работы индивидуально и в коллективе;
· способен к пониманию и чувству красоты и гармонии здорового человека;
· способен к совместной с коллективом организации тематических мероприятий;
· способен свободно принять правила, подразумевающие обязательное совместное взаимодействие;
· способен к свободной групповой работе;
· способен обозначить мотивы конфликтной ситуации;
· способен обозначить суть ситуации конфликта и причину возникновения;
· в урегулировании конфликта опирается на стратегии, предложенные учителем.
Предметные:
Учащийся:
- расширит знания дополняющие школьную программу по географии, истории, биологии, ОБЖ, физике, математике, литературе и физической подготовке;
- приобретет умения и навыки в работе с картой, компасом;
- приобретет специальные знания в области туризма и ориентирования, доврачебной медицинской помощи;
- познакомится с обеспечением выживания в экстремальных условиях, с проблемами экологии и охраны природы.
Особые условия проведения
С учётом возрастной периодизации для занятий зачисляются учащиеся с 1-го по 7-й классы. Можно начинать заниматься с любого возраста предложенных классов. Тем ребятам, которые хотят пройти полный курс обучения, лучше начинать с 1-го класса. Зачисляются все желающие, не имеющие медицинских противопоказаний.
Материально-техническая база
Материально-техническая база: учебное помещение, спортивный зал, компьютер, принтер, мультимедийная установка, экран, фотоаппаратура, наглядные пособия, носилки, манекен «Гоша», туристское снаряжение: рюкзаки, палатки летние и зимние, коврики туристические, спальные мешки, костровое, походная мебель, топор, пила веревочная, компас, веревка −200 метров, карабин, кроль, жумар, рапид, спусковое устройство, трек, карабин – автомат, реп-шнур, грудная обвязка, поясная обвязка, каска, фонарь налобный, компас, медицинская аптечка, методические пособия, учебные пособия и т.д.