«Основы рационального природопользования»

Программа позволит

- изучить разнообразие и значение растений и грибов;

- изучит различные типы природных сообществ;

- ознакомить учащихся с негативными факторами влияния людей на растительные сообщества;

- познакомить с мерами по предотвращению и устранению пагубного влияния на различные виды и растительные сообщества;

- изучить разнообразие и значение животных;

- изучит различные типы природных сообществ;

- ознакомить учащихся с негативными факторами влияния людей на животных;

- рассмотреть различные ООПТ России и Ульяновской области;

- познакомить с мерами по предотвращению и устранению пагубного влияния на различные виды животных;

- изучить строение литосферы;

- познакомиться с составом и происхождением различных типов почв;

- ознакомить с типа почв встречающимися на территории Ульяновской области;

- познакомить учащихся мерами охраны и рекультивации земель;

- изучить факты о сельскохозяйственной и лесоводческой деятельности;

- познакомить с современными методами по природосообразной рационализации сельского и лесного хозяйства;

- познакомить с негативным влиянием загрязнения окружающей среды на здоровье людей;

- познакомить с путями решения вопросов охраны окружающей среды.

- формировать умения ориентироваться в потоке всевозможной неоднородной информации;

- развивать и совершенствовать познавательную деятельность у обучающихся;

- развивать творческие и организаторские способности;

- развивать навыки групповой работы;

- создавать условия для развития познавательного интереса к биологии;

- формировать навыки практических знаний по природопользованию;

- навыки поведения в природе и бережного отношения к ней;

- формировать элементы трудовой деятельности.

Педагоги

Портной

Юрий Александрович,

учитель биологии

Содержание программы

1. Введение, общие сведения (20 ч.)

Теория (4 ч.). Инструктаж по технике безопасности и ОБЖ. Вводный инструктаж. Правила поведения на занятиях, переменах и во время экскурсий. Ознакомление учащихся с краткой историей охраны окружающей среды в нашей стране. Усвоение связи охраны окружающей среды с другими дисциплинами (природопользование, биология, экология, краеведение и др.). Обучение правилам оформления реферативных и других работ.

Практика (16 ч.). Вводная диагностика в виде беседы. Обсуждение планов на начинающийся учебный год. Экскурсии на прилегающие природные объекты (парк «Прибрежный», т.н. «Горелый лес» и т.п.). Ознакомительная экскурсия в городскую/областную библиотеку для ознакомления с библиотечным делом и правилами использования библиотечных фондов. Отчёты по экскурсиям. Обсуждение тем проектов, разработка плана осуществления проектов и начало над их работой. Работы на пришкольном участке.

2. Особо охраняемые природные территории (20 ч.)

Теория (10 ч.). Изучение проблематики современного состояния природоохранных институций: ООПТ разных рангов и документация. Знакомство с ООПТ различного ранга, а так же различными Красными книгами и, в них, статусами видов. Общий обзор ООПТ Ульяновской области в виде презентации. Просмотр учебных фильмов. Презентация и просмотр научно-популярного фильма. Работа на пришкольном участке.

Практика (10 ч.). Обсуждение предложенных тем. Демонстрация проделанной работы по реализации индивидуальных и групповых проектов. Работы на пришкольном участке.

3. Человечество (12 ч.)

Теория (4 ч.). Изучение человечества как объективного явления, со всеми сопутствующими этому явлению характеристиками. Разбор потребностей общества на исторических и современном этапе своего развития и их экстраполяция в будущее. Презентация и просмотр научно-популярного фильма.

Практика (8 ч.). Обсуждение предложенных тем. Демонстрация проделанной работы по реализации индивидуальных и групповых проектов. Доклад на семинаре по теме «Перспективы расселения людей во вселенной». Зимний учёт и кормление птиц.

4. Основы экологии (8 ч.)

Теория (4 ч.). Изучение общих сведений об экологии и основных понятиях. Знакомство с понятием система. Изучение различных экологических систем, живого вещества в них и типов взаимодействия между образующих их компонентами. Презентация и просмотр научно-популярного фильма.

Практика (4 ч.). Обсуждение предложенных тем. Демонстрация проделанной работы по реализации индивидуальных и групповых проектов. Выборочная (для тех кто имеет готовые проекты) генеральная предзащита проектов, для дальнейшего выступления на региональной научно-практической конференции учащихся (например в ФГБОУ ВО «УлГПУ»). Зимний учёт и кормление птиц.

5. Антропогенное воздействие (20 ч.)

Теория (8 ч.). Знакомство с многообразием антропогенного воздействия на природу. Так же, ознакомление не только с негативными, но и позитивными примерами рационального природопользования и восстановления нарушенных экосистем. Презентация и просмотр научно-популярного фильма.

Практика (12 ч.). Обсуждение предложенных тем. Демонстрация проделанной работы по реализации индивидуальных и групповых проектов. Доклад на семинаре по теме «Негативные и позитивные примеры воздействия людей на природу Ульяновской области». Зимний учёт и кормление птиц.

6. Городская среда (12 ч.)

Теория (4 ч.). Знакомство с терминами «ноосфера», «урбанистическая среда» и «урбанистика». Ознакомление с источниками загрязнения городской среды. Презентация и просмотр научно-популярного фильма.

Практика (8 ч.).  Демонстрация проделанной работы по реализации индивидуальных и групповых проектов. Доклад на семинаре по теме «ООПТ в черте города Ульяновска». Зимний учёт и кормление птиц.

7. Атмосфера (12 ч.)

Теория (6 ч.). Изучение структуры, состава и значение атмосферы и воздуха. Изучение с основными источниками загрязнения атмосферного воздуха и его результатами. Знакомство с загрязнениями атмосферы и способами борьбы с ними. Презентация и просмотр научно-популярного фильма.

Практика (6 ч.). Обсуждение предложенных тем. Демонстрация проделанной работы по реализации индивидуальных и групповых проектов. Работа на пришкольном участке. Участие в школьной и городской научно-практической конференциях.

8. Гидросфера (36 ч.)

Теория (10 ч.). Изучение структуры, состава и значение гидросферы и водоёмов. Изучение с основными источниками загрязнения водных объектов и его результатами. Знакомство с загрязнениями водных объектов и способами борьбы с ними. Презентация и просмотр научно-популярного фильма. Экскурсия. Участие во всероссийской акции «День Волги». Обсуждение итогов года и планов на лето.

Практика (26 ч.).  Демонстрация проделанной работы по реализации индивидуальных и групповых проектов. Доклад на семинаре по теме «Водные ООПТ в Ульяновской области». 

Цели программы

Цель программы 1 года обучения: формирование у учащихся знаний по рациональному природопользованию и навыков самостоятельной проектной деятельности.

Цель программы 2 года обучения: формирование у учащихся знаний по рациональному природопользованию и навыков самостоятельной проектной деятельности.

Результат программы

Воспитательная составляющая результатов работы воспитанника по итогам прохождения дополнительной общеразвивающей программы «Основы рационального природопользования» включает:

- сформированное чувство товарищества и взаимопомощи;

- дисциплинированность и ответственность учащихся;

- высокая культура общения и поведения в коллективе;

- стремление к здоровому образу жизни;

- сформированное чувство патриотизма;

- соблюдение научной этики;

- развитее познавательного интереса к биологии и охране окружающей среды;

- формирование активной жизненной позицию, через участие в природоохранных мероприятиях и научно-практических конференциях;

- сформированное чувство эмпатии.

К концу первого учебного года учащиеся должны знать:

- правила техники безопасности (при проведении занятий, постановке опытов, проведении экскурсий);

- краткую историю экологии и природопользования;

- особенности различных особо охраняемых природных территорий;

- назначение Красной книги и статусы различных вписанных туда видов;

- основные характеристики и потребности современного общества;

- иерархию экосистем, а так же их характеристики и внутреннее содержание;

- воздействие, которое оказывает человечество на окружающую среду;

- понимать смысл термина "ноосфера";

- особенности городской среды;

- структуру и состав атмосферы и гидросферы Земли;

- в общих чертах меры применяемые по очистке окружающей среды.

К концу первого учебного года учащиеся должны уметь:

- правильно оформлять учебно-исследовательские работы;

- делать наглядные презентации;

- пользоваться справочной литературой;

- планировать программы экскурсий;

- изымать и документировать образцы природных объектов для своих исследований;

- отстаивать свою точку зрения.

К концу второго учебного года учащиеся должны знать:

- значение природы для человека;

- флору и фауну в регионе;

- представителей флоры и фауны внесённых в списки охраняемых видов (как на всероссийском, так и на местном уровне);

- природные условия и сообщества организмов городской среды и прилегающих территорий;

- важные природные объекты в районе расположения учебного учреждения;

- большинство крупных особо охраняемых природных территорий страны и региона;

- основную информацию о литосфере и недрах;

- характеристики, происхождение и строение почвы;

- роль различных фитоценозов и биогеоценозов в биосфере;

- основы ведения сельского и лесного хозяйств;

- доступные человечеству пути решения проблемы охраны окружающей среды;

- требования предъявляемые к оформлению учебно-исследовательских работ;

- как подготавливаться публичной защите своих проектов.

К концу второго учебного года учащиеся должны уметь:

- целенаправленно и осмысленно вести процесс самообразования;

- искать информацию в глобальной сети и в библиотеках;

- определять растения и животных, которые их окружают;

- различать различные биотопы;

- критически осмысливать информацию;

- соблюдать гигиенические правила (питания, дыхания, сна и др.);

- планировать свои учебно-исследовательские проекты;

- проводить опыты, их наблюдение и описание;

- осуществлять доклад.

Особые условия проведения

Особенности организации образовательного процесса очная и очно-заочная форма;

основная форма – очная;

заочная форма может применяться в условиях продолжительного карантина и болезни учащихся не связанные с плохим самочувствием по некоторым темам для некоторых учащихся: продолжение выполнения исследований в домашних условиях или виртуально.

Материально-техническая база

Техническое оснащение занятий: компьютер, мультимедиа аппаратура, таблицы, гербарии, коллекции, лабораторное оборудование, аптечка, инвентарь для садовых работ.