"Экологическая лаборатория"( новые места)

Дополнительность по отношению к программам общего образования – программа расширяет и углубляет знания детей по естественным дисциплинам, полученные в школе, а также знакомит учащихся со знаниями, не входящими в школьную программу.

Анализ содержания школьных образовательных областей показывает, что экологическое образование в них представлено слабо организованной, не скоординированной «россыпью представлений» о новой проблеме человечества – угрозе разрушения экологических основ Жизни и путях ее решения. Кроме того, элементы экологических знаний включены преимущественно в содержание предметов естественнонаучного цикла и носят, главным образом, информационно-справочный характер. Методика их усвоения школьниками ориентирована больше на формальное заучивание, чем на анализ, размышление и оценку экологических ситуаций, а также поступков людей в окружающей среде.

В программе «Экологическая лаборатория» используется технология модульного обучения. Каждый модуль программы – это самостоятельный раздел, состоящий из автономных тем, который позволяет получить знания в каком-либо направлении современной экологической науки. Инновационность модульного обучения по предлагаемой технологии состоит в том, что обучающиеся самостоятельно могут выстроить для себя индивидуальную программу обучения, состоящую из отдельных не взаимосвязанных модулей (модульных единиц), таким образом получая знания в разных областях.

Учебный материал предлагается обучающимся через призму влияния человечества на природные экосистемы, а также через новые модели управления и экологизация общества. Перечень тем охватывает наиболее глобальные вопросы современной науки в области естествознания, экологии, природопользования и охраны природы. В учебном плане предусматривается системный подход к изучению принципов устойчивого развития общества, на основе анализа современных проблем и синтеза новых междисциплинарных дисциплин. В рамках программы обучающимся предлагается освоить геоинформационные технологии, методы статистической обработки данных, методы проведения экологических исследований, принципы экологического проектирования.

Педагоги

Новоселов Алексей Владимирович – педагог дополнительного образования

Ендураева Наталья Николаевна – педагог дополнительного образования

Содержание программы

Тема 1.1. Введение в программу.

 

Тема 1.2.Предмет изучения экологии.

 

Тема 1.3. Экосистема – сообщество живых организмов.

 

Тема 1.4. Взаимоотношения между организмами в природе. 

Тема 1.5. Экологические факторы и среды обитания.

 

Тема 1.6. Геоинформационные технологии.

 

Тема 1.7. Методы статистической обработки данных. 

Тема 1.8. Методы проведения экологических исследований. 

Тема 1.9. Экологическое проектирование. 

Тема 2.1. Экологический мониторинг: сущность и формы реализации.

 Тема 2.2. Научные основы экологического мониторинга. 

Тема 2.3. Методы и средства экологического мониторинга окружающей среды. 

Тема 2.4. Направления мониторинговых исследований. 

Тема 2.5. Мониторинг состояния природных сред и ресурсов. 

Тема 2.6. Физико-химические методы исследования объектов окружающей среды.

 

Тема 2.7. Биоиндикация и биотестирование как метод экологического мониторинга.

 Тема 2.8. Математическое моделирование как метод экологического мониторинга.

 

 Тема 2.9. Подводим итоги.

 

Цели программы

Целью данной программы является воспитание экологически грамотного человека, любящего природу и имеющего твердую гражданскую позицию в вопросах сохранения окружающей среды, формирование экологической культурыличности и ответственного отношения к природе, развитие индивидуальных способностей и создание условий для самореализации обучающихся в процессе природоохранной и исследовательской деятельности.

Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующиезадачи:

Образовательные:

• изучить основные понятия и законы экологии, ее значение для человека и общества в целом;

• изучить структуру экологии и взаимосвязи ее с другими науками;

• сформировать представление о структуре экосистемы и расширить знания обучающихся о разнообразии экосистем в природе;

• рассмотреть понятие экологического мониторинга, его основ и принципов проведения;

• способствовать расширению и углублению знаний обучающихся об основных экосистемах Ульяновской области, России и мира, их экологических особенностях, животном и растительном мире;

• изучить экосистемы Ульяновской области, их ресурсы и возможности рационального использования;

• научить работать с картой, Красной книгой, определителями растений и животных, дополнительной литературой;

• освоить методики научно-исследовательской деятельностиобучающихся;

• сформировать навыки практической научной деятельности обучающихся.

 

Развивающие:

• развивать стремление к овладению новыми знаниями о живой природе;

• способствовать развитию убеждения в необходимости сохранения и приумножения природных богатств;

• создавать условия для развития у обучающихся инициативы в области охраны окружающей среды;

• способствовать развитию наблюдательности, любознательности и умения применить на практике результаты наблюдений и самостоятельно сделать выводы;

• способствовать развитию у обучающихся логического мышления и умения аргументировано отстаивать свое мнение по конкретному вопросу;

• способствовать развитию нравственных и эстетических чувств и творческих способностей обучающихся;

• сформировать навыки грамотного поведения в природе;

• создать условия для развития навыков общения и совместной деятельности в коллективе.

Воспитательные:

• способствовать воспитанию чувства гражданской ответственности и неравнодушного отношения к проблемам окружающего мира;

• способствовать формированию межличностных отношений, направленных на создание в коллективе группы дружественной и непринужденной обстановки;

• способствовать воспитанию доброго отношения к окружающему миру;

• способствовать воспитанию трудолюбия, внимательности, усидчивости и аккуратности.

Результат программы

Личностные результаты:

· сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды;

· приобретение опыта эколого-направленной деятельности;

· сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

· сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества;

· готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

· развитие опыта природоохранной деятельности, безопасного для человека и окружающей его среды образа жизни;

· сформированность представлений и знаний об основных проблемах взаимодействия природы и общества, о природных и социально-экономических аспектах экологических проблем;

· сформированность собственной позиции по отношению к биологической информации, получаемой из разных источников, к глобальным экологическим проблемам и путям их решения.

 

Метапредметные результаты:

· умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности;

· самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность;

· владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем;

· владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;

· владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения

· владение умениями использовать карты разного содержания для выявления закономерностей и тенденций, получения нового географического знания о природных социально-экономических и экологических процессах и явлениях;

· владение навыками картографической интерпретации экологических характеристик различных территорий.

 

Предметные результаты:

· сформированность представлений об экологической культуре как условии достижения устойчивого (сбалансированного) развития общества и природы, об экологических связях в системе "человек–общество–природа";

· сформированность экологического мышления и способности учитывать и оценивать экологические последствия в разных сферах деятельности;

· владение умениями применять экологические знания в жизненных ситуациях, связанных с выполнением типичных социальных ролей;

· владение знаниями экологических императивов, гражданских прав и обязанностей в области энерго- и ресурсосбережения в интересах сохранения окружающей среды, здоровья и безопасности жизни;

· сформированность личностного отношения к экологическим ценностям, моральной ответственности за экологические последствия своих действий в окружающей среде;

· сформированность способности к выполнению проектов экологически ориентированной социальной деятельности, связанных с экологической безопасностью окружающей среды, здоровьем людей и повышением их экологической культуры.

 

Материально-техническая база

Для успешной реализации программы необходимы помещение и учебная мебель,соответствующее СанПиН, информационные ресурсы, а также следующие материалы и оборудование:

Наименование
Кол-во одновременных пользователей
Кол-во ед.
Компьютер с монитором и комплектующими
2
1
Программные продукты
2
1
Цифровой USB-микроскоп
7
2
Микроскоп стереоскопический (бинокуляр)
7
2
Многофункциональный набор химической посуды
5
1
Чашки Петри
15
10-12
Прибор контроля параметров почвы (pH, влагомметр, измеритель плодородия)
15
2
Портативный рН-метр
3
1
Портативный измеритель минерализации воды
5
1
Портативный оксиметр
5
1
Портативный измеритель ОВП и температуры
5
1
Нитратомер
3
1
Бумага фильтровальная
5
3
Весы лабораторные электронные
7
1
Пипетки Пастера
15
10-12
Предметные стекла
15
10-12
Покровные стекла
15
10-12
Пробирки
5
10-12
Набор микроскопических препаратов
15
1
Комплект химических реактивов
5
3
Методические пособия (комплект)
15
1
Дидактические материалы (комплект)
15
1
Для электронного обучения и обучения с применением дистанционных образовательных технологий используются технические средства, а также информационно-телекоммуникационные сети, обеспечивающие передачу по линиям связи указанной информации (образовательные онлайн-платформы, цифровые образовательные ресурсы, размещенные на образовательных сайтах, видеоконференции, вебинары, Skype – общение, E-mail, облачные сервисы и т.д.)