ДООП «Школа гитариста»

Содержание

1. Пояснительная записка

2. Планируемые результаты освоения обучающимися программы "Школа гитариста"

3. Учебный план программы "Школа гитариста"

4. График образовательного процесса

5. Система и критерии оценок результатов освоения обучающимися программы "Школа гитариста"

6.Программа творческой, методической и культурно – просветительской деятельности ДШИ

7. Требования к условиям реализации Программы

Педагоги

Краснова Валентина Ивановна, преподаватель высшей квалификационной категории по классу гитары

Чевачин Павел Евгеньевич, преподаватель высшей квалификационной категории по классу гитары

Герман Ирина Сергеевна, преподаватель первой квалификационной категории по хору, теоретическим дисциплинам.

Содержание программы

1.1. Настоящая дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Школа гитариста» (далее – Программа) составлена в соответствии с Рекомендациями по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств в детских школах искусств по видам искусств ( письмо Министерства культуры Российской Федерации от 21 ноября 2013 года № 191-01-39/06-ru ) и устанавливает требования к минимуму содержания, структуре и условиям реализации данной программы. Муниципальное учреждение дополнительного образования Детская школа искусств № 2 Чердаклинского района Ульяновской области (далее – ДШИ) вправе реализовывать Программу при наличии соответствующей лицензии на осуществление образовательной деятельности.

1.2. Программа составлена с учётом возрастных ииндивидуальных особенностей обучающихся и направлена на:

• создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей;

• приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на фортепиано, позволяющих творчески исполнять музыкальные произведения в соответствии с необходимым уровнем музыкальной грамотности;

• приобретение детьми умений и навыков сольного и ансамблевого исполнительства;

• приобретение детьми опыта творческой деятельности;

• овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира.

1.3. Программа разработана с учётом:

• сохранения единства образовательного пространства Российской Федерации в сфере культуры и искусства.

1.4. Цели программы:

• воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов;

• формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями;

• формирование у обучающихся умения самостоятельно воспринимать и оценивать культурные ценности;

• воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности;

• выработка у обучающихся личностных качеств, способствующих освоению в соответствии с программными требованиями учебной информации,

• умению планировать свою домашнюю работу,

• приобретению навыков творческой деятельности, в том числе коллективного музицирования,

• осуществлению самостоятельного контроля за своей учебной деятельностью, умению давать объективную оценку своему труду,

• формированию навыков взаимодействия с преподавателями и обучающимися в образовательном процессе, уважительного отношения к иному мнению и художественно-эстетическим взглядам,

• пониманию причин успеха/неуспеха собственной учебной деятельности, определению наиболее эффективных способов достижения результата.

1.5. Срок освоения Программы для детей, поступивших в ДШИ в первый класс в возрасте с семи лет до тринадцати лет, составляет 4года.

1.6. ДШИ имеет право реализовывать ДООП Программу в сокращенные сроки, а также по индивидуальным учебным планам.

1.7. Прием на обучение по Программе проводится в форме творческих заданий, позволяющих определить наличие музыкальных способностей – слуха, ритма, музыкальной памяти.

1.8. Освоение обучающимися Программы завершается итоговой аттестацией обучающихся, проводимой ДШИ.

1.9. Требования к условиям реализации Программу представляют собой систему требований к учебно-методическим, кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям реализации Программы с целью достижения планируемых результатов освоения данной общеобразовательной программы.

Цели программы

Основными целями деятельности ДШИ являются: – реализация дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ и дополнительных общеразвивающих программ в области искусств в интересах личности, общества и государства;

- удовлетворение образовательных потребностей граждан в области начального художественного образования, эстетического воспитания и развития;

- развитие мотивации личности к познанию и творчеству;

Результат программы

Минимум содержания Программы должен обеспечивать целостное художественно-эстетическое развитие личности и приобретение ею в процессе освоения образовательных программ музыкально-исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков.   

2.1. Программа реализуется посредством:

●                  Личностно - ориентированного образования, обеспечивающего творческое             и духовно- нравственное самоопределение ребенка, а также воспитания              творчески мобильной личности, способной к успешной социальной              адаптации в условиях быстро меняющегося мира;

●                  вариативности образования, направленного на индивидуальную              траекторию развития личности;

●                  обеспечения для детей свободного выбора общеразвивающей программы

в области того или иного вида искусств, а также, при наличии          достаточного уровня развития творческих способностей ребенка,              возможности его перевода с дополнительной общеразвивающей              программы в области искусств на обучение по предпрофессиональной              программе в области искусств. 

2.2.         Результатом освоения Программы является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков в предметных областях:

в области исполнительской подготовки:

•              знания характерных особенностей музыкальных жанров и основных стилистических направлений;

•              знания музыкальной терминологии;

•              умения грамотно исполнять музыкальные произведения как сольно, так и при игре в ансамбле;

•              умения самостоятельно разучивать музыкальные произведения различных жанров и стилей; умения создавать  художественный образ при исполнении

•              навыков публичных выступлений;

•              навыков общения со слушательской аудиторией в условиях музыкальнопросветительской деятельности образовательной организации.

в области историко- теоретической подготовки

•              знания музыкальной грамоты;

•              знания основных этапов жизненного и творческого пути отечественных и зарубежных композиторов, а также созданных ими музыкальных произведений;

•              первичные знания в области строения классических  музыкальных форм;

•              умения использовать полученные теоретические знания при исполнительстве музыкальных произведений на инструменте;

• навыков вокального исполнения музыкального текста, в том числе путем группового (ансамблевого) и индивидуального сольфеджирования;

•              навыков восприятия музыкальных произведений различных стилей и жанров, созданных в разные исторические периоды;

•              первичных навыков и умений по сочинению музыкального текста.

Особые условия проведения

Основы музыкального исполнительства (гитара):

● владение основными приемами звукоизвлечения;

● умение исполнять произведение в характере, соответствующим данному стилю и эпохе, анализируя свое исполнение;

● умение самостоятельно разбирать музыкальные произведения;

• владение навыками публичных выступлений, игры в ансамбле;

• знание наиболее употребляемой музыкальной терминологии;

навыки общения со слушательской аудиторией в условиях музыкально –

просветительской деятельности образовательной организации.

Сольфеджио:

• знание основ музыкальной грамоты;

• знание основных средств выразительности, используемых в музыкальном искусстве;

• первичные теоретические знания, в том числе профессиональной музыкальной терминологии;

• сформированный комплекс знаний, умений и навыков, отражающий наличие у обучающегося художественного вкуса, сформированного звуковысотного музыкального слуха и памяти, чувства лада, метроритма;

• умение сольфеджировать несложные одноголосные примеры с аккомпанементом преподавателя;

• умение записывать несложные музыкальные построения с использованием навыков слухового анализа;

• слышать и анализировать простейшие аккордовые и интервальные цепочки;

• первичные навыки владения элементами музыкального языка( исполнение на инструменте, запись по слуху и т.п.)

Слушание музыки, музыкальная литература:

● наличие первоначальных знаний о музыке, как виде искусства, ее основных составляющих, в том числе о музыкальных инструментах, исполнительских коллективах ( хоровых, оркестровых), основных жанрах;

• способность проявлять эмоциональное сопереживание в процессе восприятия музыкального произведения;

• умение проанализировать и рассказать о своем впечатлении от прослушанного музыкального произведения, провести ассоциативные связи с фактами своего жизненного опыта или произведениями других видов искусств;

• первоначальные представления об особенностях музыкального языка и средствах выразительности;

• владение навыками восприятия музыкального образа и умение передавать свое впечатление в словесной характеристике (эпитеты, сравнения, ассоциации). Преподаватель оценивает следующие виды деятельности обучающихся:

• умение давать характеристику музыкальному произведению;

• " узнавание" музыкальных произведений;

элементарный анализ строения музыкальных произведений.

Материально-техническая база

7.1.Требования к условиям реализации Программы представляют собой систему требований к учебно-методическим, кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям реализации Программы с целью достижения планируемых результатов освоения данной образовательной программы.

7.2. С целью обеспечения высокого качества образования, его доступности, открытости, привлекательности для обучающихся, их родителей (законных представителей) и всего общества, духовно-нравственного развития, эстетического воспитания и художественного становления личности ДШИ должна создать комфортную развивающую образовательную среду, обеспечивающую возможность:

- выявления и развития одаренных детей в области музыкального искусства;

- организации творческой деятельности обучающихся путем проведения творческих мероприятий (конкурсов, фестивалей, мастер-классов, олимпиад, концертов, творческих вечеров, театрализованных представлений и др.);

- организации посещений обучающимися учреждений культуры и организаций (филармоний, выставочных залов, театров, музеев и др.);

- организации творческой и культурно-просветительской деятельности совместно с другими детскими школами искусств, в том числе по различным видам искусств, образовательными учреждениями среднего профессионального и высшего профессионального образования, реализующими основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства;

- использования в образовательном процессе образовательных технологий, основанных на лучших достижениях отечественного образования в сфере культуры и искусства, а также современного развития музыкального искусства и образования;

- эффективной самостоятельной работы обучающихся при поддержке педагогических работников и родителей (законных представителей) обучающихся;

- построения содержания Программы с учетом индивидуального развития детей, а также тех или иных особенностей субъекта Российской Федерации;

- эффективного управления ДШИ.

7.3. Финансовые условия реализации Программы должны обеспечивать ДШИ исполнение «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», утвержденных приказом Министерства культуры Российской Федерации.

Материально-технические условия реализации Программы обеспечивают возможность достижения обучающимися результатов, установленных Образовательной программой

Материально-техническая база ДШИ соответствует санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда. В ДШИ соблюдаются своевременные сроки текущего ремонта учебных помещений.

Для реализации Программы минимально необходимый перечень учебных аудиторий, специализированных кабинетов и материально-технического обеспечения включает в себя:

- концертный зал с концертным роялем, пультами и звукотехническим оборудованием,

- библиотеку,

- помещения для работы со специализированными материалами (фонотеку, видеотеку),

- учебные аудитории для групповых и индивидуальных занятий,

- учебную аудиторию для занятий по учебным предметам «Коллектитвное музицирование (Хор)» со специализированным оборудованием (подставками для хора, роялем или пианино, с пультами).

Учебные аудитории, предназначенные для реализации учебных предметов «Основы музыкального исполнительства (гитара)» оснащены фортепиано.

Учебные аудитории для занятий по учебному предмету «Основы музыкального исполнительства (гитара)» не менее 9 кв.м.

Учебные аудитории, предназначенные для реализации учебных предметов «Сольфеджио», «Слушание музыки», «Музыкальная литература» оснащены фортепиано, звукотехническим оборудованием, учебной мебелью (досками, столами, стульями, стеллажами, шкафами) и оформляются наглядными пособиями.