ДООП «Школа вокалиста»

 

Пояснительная записка

Планируемые результаты освоения

Учебный план

Календарный Учебный график

Программы учебных предметов

Система текущей, промежуточной и итоговой аттестации; критерии оценки 

Условия реализации Программы

Программа творческой, методической и культурно-просветительской деятельности

Список литературы

Педагоги

Руднева Ольга Константиновна, преподаватель высшей квалификационной категории - Сольное пение

Прокофьева Ирина Сергеевна, преподаватель высшей квалификационной категории - Хор

Герман Ирина Сергеевна, преподаватель первой квалификационной категории - Теоретические дисциплины

 

Содержание программы

С целью обеспечения высокого качества образования, его доступности, открытости, привлекательности для обучающихся, их родителей (законных представителей) и всего общества, духовно-нравственного развития, эстетического воспитания и художественного становления личности обучающегося в ДШИ создана комфортная развивающая творческая образовательная среда, обеспечивающая возможность:

• выявления и развития одаренных детей в области музыкального

искусства;

• организации творческой деятельности обучающихся путем проведения

творческих мероприятий внутри школы (конкурсов, фестивалей, мастер-

классов, олимпиад, концертов, творческих вечеров, театрализованных представлений и др.);

• участия обучающихся и преподавателей в конкурсно-фестивальных

мероприятиях от районного до международного уровня;

• участия в мастер-классах, проводимых специалистами среднего и

высшего профессионального звена в области музыкального искусства;

• участия обучающихся и преподавателей в концертах от районного до

международного уровня;

• организации посещений обучающимися учреждений культуры и

организаций (филармоний, выставочных залов, театров, музеев и др.);

• организации творческой и культурно-просветительской деятельности

совместно с другими ДМШ, учреждениями среднего профессионального и высшего профессионального образования, реализующими основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства;

• использования в образовательном процессе образовательных

технологий, основанных на лучших достижениях отечественного образования в сфере культуры и искусства, а также современного развития музыкального искусства и образования;

• эффективной самостоятельной работы обучающихся при поддержке

педагогических работников и родителей (законных представителей) обучающихся.

Культурно-просветительская деятельность школы достаточно разнообразна по формам и содержанию, это:

• проведение отчетных концертов классов и отделения, а также

общешкольных концертов;

• проведение тематических праздников для детей и родителей;

• проведение концертов, приуроченных к календарным праздникам;

• проведение творческих мероприятий («Посвящение в музыканты», концертов-лекций);

• участие в концертах районного и зонального, регионального масштаба;

• совместное посещение театров, филармонии;

• система мероприятий в рамках Дня открытых дверей, др.

В процессе организации творческого досуга детей во внеурочное время весь комплекс мероприятий направлен на решение основных воспитательных задач:

• формирование у ребенка гуманистического мировоззрения;

• формирование гражданского самосознания;

• приобщение детей к общечеловеческим ценностям;

• развитие потребностей и мотивов нравственного поведения;

• развитие креативности, «творческости» как черты личности;

• формирование самосознания, осознание собственного "Я".

Цели программы

Основная цель Программы – способствовать воспитанию гармонично развитой личности ребенка, способной творчески использовать полученные в ДШИ знания и умения в своей дальнейшей деятельности: досуговой или профессиональной.

Результат программы

Результатом освоения Программы является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:

1. В области исполнительской подготовки:

- умения грамотно исполнять вокальные произведения как сольно, так и в ансамбле;

- умения самостоятельно разучивать музыкальные произведения различных жанров и стилей;

- умения создавать художественный образ при исполнении музыкального произведения;

- знания характерных особенностей музыкальных жанров и музыкальной формы;

- знания музыкальной терминологии;

- умения самостоятельно преодолевать технические трудности при разучивании несложного вокального произведения;

- навыков чтения с листа несложных музыкальных произведений;

- первичных навыков в области теоретического анализа исполняемых произведений;

- навыков публичных выступлений.

В области историко-теоретической подготовки:

- знания музыкальной грамоты;

- знания основных этапов жизненного и творческого пути отечественных и зарубежных композиторов, а также созданных ими музыкальных произведений;

- первичные знания в области строения классических музыкальных форм;

- умения использовать полученные теоретические знания при исполнительстве музыкальных произведений на инструменте;

- навыков восприятия элементов музыкального языка;

- сформированных вокально-интонационных навыков ладового чувства;

- навыков сольфеджирования, в том числе пения с листа;

- навыков анализа музыкального произведения;

- навыков восприятия музыкальных произведений различных стилей и жанров, созданных в разные исторические периоды;

- навыков записи музыкального текста по слуху.

Особые условия проведения

1. Сольное пение:

- наличие у обучающегося интереса к музыкальному искусству, самостоятельному музыкальному исполнительству;

- знание начальных основ вокального искусства;

- знание художественно-исполнительских возможностей певческого голоса;

- наличие навыков исполнения вокальных произведений (сольное исполнение, ансамблевое исполнение);

- умение использовать выразительные средства для создания художественного образа;

- умение передавать авторский замысел музыкального произведения с помощью органического сочетания слова и музыки;

- умение самостоятельно разучивать вокальные произведения различных жанров и стилей;

- знание основ музыкальной грамоты;

- знание наиболее употребляемой музыкальной терминологии;

- наличие навыков публичных выступлений;

- наличие навыков общения со слушательской аудиторией в условиях музыкально – просветительской деятельности.

 

 

2. Хор:

- знание начальных основ хорового искусства, вокально-хоровых особенностей хоровых произведений;

- умение передавать авторский замысел музыкального произведения с помощью органического сочетания слова и музыки;

- навыки коллективного хорового исполнительского творчества;

- наличие практических навыков исполнения партий в составе вокального ансамбля и хорового коллектива.

3. Сольфеджио:

- первичные теоретические знания, в том числе, профессиональной музыкальной терминологии;

- умение сольфеджировать одноголосные, двухголосные музыкальные примеры, записывать музыкальные построения средней трудности с использованием навыков слухового анализа, слышать и анализировать аккордовые и интервальные цепочки;

- умение осуществлять анализ элементов музыкального языка;

- навыки владения элементами музыкального языка (исполнение на инструменте, запись по слуху, построение в нотной тетради).

4. Слушание музыки, Музыкальная литература:

- наличие первоначальных знаний о музыке как виде искусства, ее основных средствах музыкальной выразительности, в том числе о музыкальных инструментах, основных жанрах;

- умение проанализировать и рассказать о своем впечатлении от прослушанного музыкального произведения, провести ассоциативные связи с фактами своего жизненного опыта или произведениями других видов

искусств;

- знание творческих биографий зарубежных и отечественных композиторов согласно программным требованиям;

- знание в соответствии с программными требованиями музыкальных произведений зарубежных и отечественных композиторов различных исторических периодов, стилей, жанров и форм от эпохи барокко до современности;

- знание основных исторических периодов развития зарубежного и отечественного музыкального искусства;

- знание особенностей национальных традиций, фольклорных истоков музыки;

- знание профессиональной музыкальной терминологии;

- умение в устной и письменной форме излагать свои мысли о творчестве композиторов;

- умение определять на слух фрагменты музыкального произведения.

Материально-техническая база

Материально-технические условия реализации Программы обеспечивают возможность достижения обучающимися установленных результатов.

Для реализации Программы минимально необходимый перечень учебных аудиторий, специализированных кабинетов и материально-технического обеспечения включает в себя:

• концертный зал с роялем, пультами и звукотехническим

оборудованием;

• библиотеку;

• учебные аудитории для групповых, мелкогрупповых и

индивидуальных занятий.

Учебные аудитории, предназначенные для реализации учебного

предметов «Сольное пение» оснащены двумя фортепиано, имеют площадь не менее 6 кв.м.

Учебные аудитории, предназначенные для реализации учебных предметов «Сольфеджио», «Слушание музыки», «Музыкальная литература», оснащены фортепиано, звукотехническим оборудованием, учебной мебелью (досками, столами, стульями, стеллажами, шкафами), оформлены наглядными пособиями.

Библиотечный фонд ДШИ укомплектован печатными изданиями основной и дополнительной учебной и учебно-методической литературы по всем учебным предметам, а также изданиями музыкальных произведений, специальными хрестоматийными изданиями, партитурами, клавирами оперных, хоровых и оркестровых произведений в объеме, соответствующем требованиям программы.

Материально-техническая база учреждения соответствует санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда; соблюдаются своевременные сроки текущего и капитального ремонта учебных помещений и музыкальных инструментов.