- Главная
- Направления
- Туристско-краеведческая
- Туризм и краеведение
- История и культура Азербайджана
История и культура Азербайджана
Программа кружка «История и культура Азербайджана» предназначена для реализации общеинтеллектуального направления, в частности поисково-краеведческого.
Программа предусматривает теоретические и практические занятия, оформление выставок и экспозиций в музее, проведение экскурсий, поисково-исследовательскую деятельность, проведение викторин, классных часов, внеклассных мероприятий, проектную деятельность.
Специфика организации занятий по программе заключается в параллелизме и взаимосвязанности краеведческой и музееведческой составляющих. Осуществление такого подхода создаёт условия для комплексного изучения истории, культуры и природы края музейно-краеведческими средствами.
В условиях многонациональности, идеи воспитания детей в духе патриотизма, взаимоуважения к культурным традициям других народов программа внеурочной деятельности «История и культура Азербайджана» является актуальной и востребованной.
Во-первых, в настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры не только своего народа, но и народов, проживающих рядом, прошлого и настоящего своей «малой родины», восстановление духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны.
Во-вторых, сложность и неоднозначность этнокультурных процессов, происходящих в обществе, стимулируют интерес учащихся к истории народов, живущих на территории их региона, к познанию их истоков и корней.
В-третьих, Конституция Российской Федерации гласит: "Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединённый общей судьбой...".
Сегодня все большее распространение в детской, особенно подростковой среде, получают недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через социальное окружение детей, семью все чаще проникают и в школу. Программа кружка, безусловно, поможет в воспитании детей в духе уважения прав и свобод других, непохожих на тебя, людей.
Педагоги
Сиразетдинова Елена Борисовна
Содержание программы
1.Вводное занятие. Школьный музей "История и культура Азербайджана.
Знакомство с работой музея, правилами поведения.
Демонстрация наглядного материала. Экскурсия.
2.Азербайджанцы в Поволжье.
"Вечное счастье Азербайджана связано с Россией«
(Нариман Нариманов).
Ульяновская Азербайджанская Общественная Организация «Низами». Азербайджанская Национально-Культурная Автономия. байджан – страна огней....
Города Азербайджана.
4. Азербайджан в творчестве русских писателей и поэтов
5.Истоки становления истории азербайджанского народа
6. Литературное творчество
Азербайджанский фольклор
Сказки. Сходство азербайджанских и русских сказок. Пословицы и поговорки. Их связь с русскими.
Современная литература
Костюмы высших сословий и простого народа.
Проект "Костюмы народов, проживающих в Ульяновске".
8.Народные праздники и традиции
Азербайджанский народный праздник – Новруз. История возникновения праздника. География распространения.
Литературно-музыкальная композиция "Новруз – праздник весны".
9.Азербайджанская национальная кухня
Самобытные черты, особенности азербайджанской кухни.
Воздействие на развитие кухни традиций соседних народов. Сладкая визитная карточка, лучший сувенир Азербайджана пахлава "Бакинская".
Проект "Лучший рецепт".
10.Декоративно-прикладное искусство
Ювелирные украшения азербайджанцев. Головные и шейно-нагрудные украшения. Образцы азербайджанского орнамента. Азербайджанская вышивка. Вышивка полотенец, покрывала, скатерти. Техника вышивания. Ковроткачество, батик, гобелен, гончарное дело (керамика), вязание и, художественное стекло, художественная резьба ( по дереву, металлу, камню, резьба по кости) и др.
11.Художественное ремесло Азербайджана в музеях мира
Оружейная палата (г. Москва). Государственный Эрмитаж (г. Санкт – Петербург). Музей декоративных искусств (г. Будапешт). Музеи и собрания (США, Великобритания, Франция). Уникальные памятники коврового искусства, архитектурной и бытовой керамики, художественного металла, ткани, неповторимые образцы ювелирного искусства, по праву вошедшие в золотой фонд мирового художественного наследия, убедительно свидетельствуют о древности, самобытности декоративно – прикладного искусства, азербайджанского народа.
Тематические презентации.
12.Музыкальная культура Азербайджана
Творчество Муслима Магомаева, Рашида Бейбутова, Поллада Бюль- Бюль Оглы.
Подготовка тематической экскурсии.
13.Одиннадцать самых великих азербайджанцев мира.
Гейдар Алиев – советский и азербайджанский государственный, партийный и политический деятель. Президент Азербайджана с 1993 по 2003 год.
Мамед Эмин Расулзаде – выдающийся писатель, политический и общественный деятель. Основатель Азербайджанской республики.
Гаджи Зейналабдин Тагиев – азербайджанский миллионер и меценат, действительный статский советник. Рашид Бейбутов – советский азербайджанский эстрадный и оперный певец (лирический тенор), актёр.
Лютфи Заде – азербайджанский математик и логик, основатель теории нечётких множеств и нечёткой логики. Муслим Магомаев – советский, азербайджанский и российский оперный и эстрадный певец (баритон), композитор. Мустафа Топчибашев – советский хирург, академик АМН СССР, вице-президент АН Азербайджанской ССР. Керим Керимов – основателей советской космической программы, внёсший значительный вклад в освоение космоса. Поллад Бюльбюль Оглы – народный и оперный певец (тенор), один из основоположников азербайджанского национального музыкального театра, народный артист СССР. Кара Караев – композитор и педагог.
14.Гейдар Алирза оглы Алиев – общенациональный лидер Азербайджана и политический деятель мирового масштаба
Тематическая экскурсия.
15.Женщины – азербайджанки в годы Великой Отечественной войны
Вклад в общую победу над гитлеровской Германией. Азербайджан – главный поставщик нефти. Проект "У войны не женское лицо".
16.Уроженцы Азербайджана, судьба которых связана с Россией
Ванников Борис Львович. Ландау Лев Давыдович.
17.Итоговое занятие.
Культурные традиции моей семьи.
Проектная деятельность.
18.Подведение итогов. Круглый стол.
Цели программы
Целью данной программы является воспитание в детях духовно-нравственных ценностей через приобщение их к истории и культурному наследию государства Азербайджан, формирование патриота, отличающегося высокой нравственностью, толерантностью.
Результат программы
Требования к знаниям и умениям обучающихся.
Должны знать:
-историю коллекционирования в России;
-фондовую деятельность в музее,
оперировать понятиями: музейный фонд, памятник (документальный, изобразительный, архитектурный, вещественный), книга учета, акт приемки-сдачи, карточка научного описания;
-методы построения экспозиции (систематический, тематический, ансамблевый), виды текстов (ведущий, объяснительный, этикетаж).
Воспитанники должны уметь самостоятельно составить: тематико–экспозиционный план, аннотации, оформить экспозиционный комплекс.
Экскурсионная деятельность:
-должны уметь оперировать понятиями: экскурсия, экскурсовод;
-должны уметь самостоятельно составить текст и маршрут проведения экскурсии.
Поисково-исследовательская деятельность:
-самостоятельное изучение документов и фотоматериалов;
-интервьюирование участников встреч.
Должны уметь:
-самостоятельно составить акт, заполнить книгу учета, составить карточку научного описания, комплектовать фонд по средствам связи с образовательными учреждениями, населением города, коллекционерами или другими музеями.
В экспозиционной деятельности:
должны оперировать понятиями: экспозиция, экспозиционный комплекс, этикетка, витрина, диорама.
Воспитательные результаты распределяются по трём уровням.
1. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): – приобретение школьником знаний о правилах ведения социальной коммуникации; – о принятых в обществе нормах отношения к другим людям; – о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации.
2. Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к другому человеку как таковому (гуманность), как Другому (альтруизм), как Иному (толерантность).
3.Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): приобретение школьником опыта самоорганизации и организации совместной деятельности с другими учащимися, позиционного самоопределения в открытой общественной среде.
Особые условия проведения
Занятия объединения проводятся на базе МБОУ СШ № 78 в музее "История и культура Азербайджана".
Материально-техническая база
Школьный Музей Азербайджана, компьютер с выходом в интернет, мультимедийная установка, аудиозаписипроектор, учебно-методическая и научная литература, экспонаты школьного музея.