История и культура Азербайджана

Программа кружка «История и культура Азербайджана» предназначена для реализации общеинтеллектуального направления, в частности поисково-краеведческого.

Программа предусматривает теоретические и практические занятия, оформление выставок и экспозиций в музее, проведение экскурсий, поисково-исследовательскую деятельность, проведение викторин, классных часов, внеклассных мероприятий, проектную деятельность.

Специфика организации занятий по программе заключается в параллелизме и взаимосвязанности краеведческой и музееведческой составляющих. Осуществление такого подхода создаёт условия для комплексного изучения истории, культуры и природы края музейно-краеведческими средствами.

В условиях многонациональности, идеи воспитания детей в духе патриотизма, взаимоуважения к культурным традициям других народов программа внеурочной деятельности «История и культура Азербайджана» является актуальной и востребованной.

Во-первых, в настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры не только своего народа, но и народов, проживающих рядом, прошлого и настоящего своей «малой родины», восстановление духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны.

Во-вторых, сложность и неоднозначность этнокультурных процессов, происходящих в обществе, стимулируют интерес учащихся к истории народов, живущих на территории их региона, к познанию их истоков и корней.

В-третьих, Конституция Российской Федерации гласит: "Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединённый общей судьбой...".

Сегодня все большее распространение в детской, особенно под­ростковой среде, получают недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через социальное окружение детей, семью все чаще проникают и в школу. Программа кружка, безусловно, поможет в воспитании детей в духе уважения прав и сво­бод других, непохожих на тебя, людей.

Педагоги

Сиразетдинова Елена Борисовна

Содержание программы

1.Вводное занятие. Школьный музей "История и культура Азербайджана.

Знакомство с работой музея, правилами поведения.

Демонстрация наглядного материала. Экскурсия.

2.Азербайджанцы в Поволжье.

"Вечное счастье Азербайджана связано с Россией«
(Нариман Нариманов).

Ульяновская Азербайджанская Общественная Организация «Низами». Азербайджанская Национально-Культурная Автономия. байджан – страна огней....

Города Азербайджана.

4. Азербайджан в творчестве русских писателей и поэтов

5.Истоки становления истории азербайджанского народа

6. Литературное творчество

Азербайджанский фольклор

 

Сказки. Сходство азербайджанских и русских сказок. Пословицы и поговорки. Их связь с русскими.

Современная литература

 

Костюмы высших сословий и простого народа.

Проект "Костюмы народов, проживающих в Ульяновске".

8.Народные праздники и традиции

Азербайджанский народный праздник – Новруз. История возникновения праздника. География распространения.

Литературно-музыкальная композиция "Новруз – праздник весны".

9.Азербайджанская национальная кухня

Самобытные черты, особенности азербайджанской кухни.

Воздействие на развитие кухни традиций соседних народов. Сладкая визитная карточка, лучший сувенир Азербайджана пахлава "Бакинская".

Проект "Лучший рецепт".

10.Декоративно-прикладное искусство

Ювелирные украшения азербайджанцев. Головные и шейно-нагрудные украшения. Образцы азербайджанского орнамента. Азербайджанская вышивка. Вышивка полотенец, покрывала, скатерти. Техника вышивания. Ковроткачество, батик, гобелен, гончарное дело (керамика), вязание и, художественное стекло, художественная резьба ( по дереву, металлу, камню, резьба по кости) и др.

11.Художественное ремесло Азербайджана в музеях мира

Оружейная палата (г. Москва). Государственный Эрмитаж (г. Санкт – Петербург). Музей декоративных искусств (г. Будапешт). Музеи и собрания (США, Великобритания, Франция). Уникальные памятники коврового искусства, архитектурной и бытовой керамики, художественного металла, ткани, неповторимые образцы ювелирного искусства, по праву вошедшие в золотой фонд мирового художественного наследия, убедительно свидетельствуют о древности, самобытности декоративно – прикладного искусства, азербайджанского народа.

Тематические презентации.

12.Музыкальная культура Азербайджана

Творчество Муслима Магомаева, Рашида Бейбутова, Поллада Бюль- Бюль Оглы.

Подготовка тематической экскурсии.

13.Одиннадцать самых великих азербайджанцев мира.

Гейдар Алиев – советский и азербайджанский государственный, партийный и политический деятель. Президент Азербайджана с 1993 по 2003 год.

Мамед Эмин Расулзаде – выдающийся писатель, политический и общественный деятель. Основатель Азербайджанской республики.

Гаджи Зейналабдин Тагиев – азербайджанский миллионер и меценат, действительный статский советник. Рашид Бейбутов – советский азербайджанский эстрадный и оперный певец (лирический тенор), актёр.
Лютфи Заде – азербайджанский математик и логик, основатель теории нечётких множеств и нечёткой логики. Муслим Магомаев – советский, азербайджанский и российский оперный и эстрадный певец (баритон), композитор. Мустафа Топчибашев – советский хирург, академик АМН СССР, вице-президент АН Азербайджанской ССР. Керим Керимов – основателей советской космической программы, внёсший значительный вклад в освоение космоса. Поллад Бюльбюль Оглы – народный и оперный певец (тенор), один из основоположников азербайджанского национального музыкального театра, народный артист СССР. Кара Караев – композитор и педагог.

14.Гейдар Алирза оглы Алиев – общенациональный лидер Азербайджана и политический деятель мирового масштаба

Тематическая экскурсия.

15.Женщины – азербайджанки в годы Великой Отечественной войны

Вклад в общую победу над гитлеровской Германией. Азербайджан – главный поставщик нефти. Проект "У войны не женское лицо".

16.Уроженцы Азербайджана, судьба которых связана с Россией

Ванников Борис Львович. Ландау Лев Давыдович.

17.Итоговое занятие.

Культурные традиции моей семьи.

Проектная деятельность.

18.Подведение итогов. Круглый стол.

 

Цели программы

Целью данной программы является воспитание в детях духовно-нравственных ценностей через приобщение их к истории и культурному наследию государства Азербайджан, формирование патриота, отличающегося высокой нравственностью, толерантностью.

Результат программы

Требования к знаниям и умениям обучающихся.

Должны знать:

-историю коллекционирования в России;

-фондовую деятельность в музее,

оперировать понятиями: музейный фонд, памятник (документальный, изобразительный, архитектурный, вещественный), книга учета, акт приемки-сдачи, карточка научного описания;

-методы построения экспозиции (систематический, тематический, ансамблевый), виды текстов (ведущий, объяснительный, этикетаж).

Воспитанники должны уметь самостоятельно составить: тематико–экспозиционный план, аннотации, оформить экспозиционный комплекс.

Экскурсионная деятельность:

-должны уметь оперировать понятиями: экскурсия, экскурсовод;

-должны уметь самостоятельно составить текст и маршрут проведения экскурсии.

Поисково-исследовательская деятельность:

-самостоятельное изучение документов и фотоматериалов;

-интервьюирование участников встреч.

Должны уметь:

-самостоятельно составить акт, заполнить книгу учета, составить карточку научного описания, комплектовать фонд по средствам связи с образовательными учреждениями, населением города, коллекционерами или другими музеями.

В экспозиционной деятельности:

должны оперировать понятиями: экспозиция, экспозиционный комплекс, этикетка, витрина, диорама.

Воспитательные результаты распределяются по трём уровням.

1. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): – приобретение школьником знаний о правилах ведения социальной коммуникации; – о при­нятых в обществе нормах отношения к другим людям; – о способах самостоятельного поиска, на­хождения и обработки информации.

2. Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к другому человеку как та­ковому (гуманность), как Другому (альтруизм), как Иному (то­лерантность).

3.Результаты третьего уровня (приобретение школь­ником опыта самостоятельного социального действия): приобретение школьником опыта самоорганизации и организации совместной деятельности с другими учащимися, позиционного самоопределения в открытой общественной среде.

 

 

Особые условия проведения

Занятия объединения проводятся на базе МБОУ СШ № 78 в музее "История и культура Азербайджана".

Материально-техническая база

Школьный Музей Азербайджана, компьютер с выходом в интернет, мультимедийная установка, аудиозаписипроектор, учебно-методическая и научная литература, экспонаты школьного музея.