«Школа лидера»

Особенность программы в том, что она разработана для детей начального звена общеобразовательной школы, помогает раскрывать потенциал учащихся, реализовать лидерские качества в классе, ощутить сопричастность к решению задач, поставленных перед классом. При этом дети в каждом классе имеют разные стартовые способности. Формирование лидеров не может быть стихийным процессом. Опыт показывает, что ЛИДЕРА необходимо выявить и растить с младшего школьного возраста, учитывая его возрастные особенности. В данных условиях программа «Школа лидера» – это механизм, который определяет содержание обучения, методы работы педагога по формированию и развитию социальных умений и навыков.

Педагоги

Ерофеева Л.В.

Содержание программы

Вводное занятие

1.2.Тестирование «Лидер ли ты?» Самооценка. (А.Н. Лутошкин)

1.3.Психологические характеристики лидера. Лидер – разрушитель и лидер – созидатель. Социально-психологические качества: Межличностная чувствительность, способность понимать потребности других людей. Лидерство является социальным феноменом и ориентировано на людей, поэтому видение других людей, чувствование их стремлений, проблем и забот, а также понимание взаимоотношений «лидер–последователи» во многом определяет успех организационного лидера. Коммуникативная компетентность. Умение быстро налаживать контакты с людьми, уверенно чувствовать себя в коллективе является важным качеством лидера и обеспечивает успешность его организационно-управленческой деятельности. 1.4.Кто такой лидер? Лидерское поведение. Лидерские качества. Под лидерскими качествами лидера мы понимаем совокупность его психологических качеств, способностей и особенностей взаимодействия с группой, обеспечивающих успешность выполнения им лидерских функций. Индивидуально-личностные качества.

1.5.Основные этапы становления лидера. Организационно-управленческие качества лидера: обращённость в будущее и видение перспективы, чувствительность к ситуации и гибкость поведения, способность создавать команду, способность организовывать группу на решение поставленной задачи, способность контролировать результаты совместной деятельность, благодарить и поощрять, готовность поддержать в трудную минуту. Творческая встреча с лидерами школьного самоуправления.

Тема 2. Тренинг "Познай себя – познай другого«.

Тема 3. Работа по исследованию личных лидерских качеств.

3.1. Определение самооценки. Тест на определение самооценки у подростков по методике Р.В. Овчаровой.

Тест «Умеете ли вы слушать». Психология общения и межличностных отношений (Ильин Евгений Павлович).

Тест «Умеете ли вы контролировать себя». Игровые практики.

3.2. Методы общения с людьми. Игровые практики.

Тест «Умеете ли вы оценивать людей». Игровые практики.

Тема 4. Преимущества и недостатки работы в команде.

Выполнение заданий. Анализ работы в группе. Составление таблицы. Ищем компромиссы.

Тема 5. Работа в микрогруппах

5.1. Разработка сценария праздника "День именинника«.

5.2. Творческая лаборатория: сюрпризы, творческие подарки и розыгрыши. Важной чертой каждого ключевого дела и большинства используемых для воспитания других совместных дел педагогов и школьников является коллективная разработка, коллективное планирование, коллективное проведение и коллективный анализ их результатов. Конкурс на лучший сценарий.

Тема 6. Творческая лаборатория

Создаём визитную карточку ученического самоуправления класса. Обсуждение идей, выбор эмблемы, слогана. Составление плана. Подготовка презентации.

Тема 7. Организаторская техника

7.1. Основные этапы достижения цели. Учимся ставить ближние и дальние цели. Отличие цели от задач. Как правильно и чётко сформулировать цель.

7.2 Игровые упражнения.

7.3. Разработка сценария и проведение мероприятия «День класса». Конкурс на лучший сценарий.

Тема 8. Общение

8.1. Средства общения. Виды общения по средствам: вербальное общение осуществляется посредством речи и является прерогативой человека, представляет человеку широкие коммуникативные возможности; невербальное общение происходит с помощью мимики, жестов, пантомимы.

8.2. Тест «Определите уровень общительности». Виды общения по целям: биологическое общение, социальное общение. Виды общения по содержанию: материальное; когнитивное; кондиционное; деятельностное; мотивационное; деловое, воспитательное, диагностическое, личностное.

8.3. Тест «Ваш стиль взаимодействия». Факторы выбора стиля общения- личные качества человека, его мировоззрение и социальный статус в определённом обществе.

8.4. Типы и стили общения. Основные стили общения: авторитарный, демократический, либеральный, ритуальный, манипулятивный и гуманистический.

8.5. Тест "Три Я«.

8.6. Ролевая игра.

8.7. Правила эффективного общения. Основные правила эффективного общения: задавайте вопросы и повторяйте за собеседником.; избавьтесь от того, что вас отвлекает.; подгоняйте свою речь под аудиторию; говорите кратко, но конкретно..; наблюдайте за языком тела.; избавьтесь от слов-паразитов.

8.8.Игровые упражнения.

8.9. Приемы расположения к себе. Понятие о самопрезентации. Знаки внимания. Комплименты. Похвала и поддержка.

8.10. Какой вы слушатель.

8.11.Игровые упражнения.

8.12. Разработка сценария мероприятия «День рождения класса». Конкурс на лучший сценарий.

8.13.Итоговое занятие Проведение мероприятия "День рождения класса".

Цели программы

Выявить и развивать лидерские качества учащихся.

Результат программы

Предметные результаты программы

Реализация программы должна обеспечить:

- развитие социально-творческих способностей и качеств учащихся;

- развитие общих способностей: памяти, внимания, воли, воображения, мышления;

- формирование желания продолжать участие в общественной жизни класса, гимназии, общества;

- умение осознанно применять навыки социальной деятельности для организации и проведения мероприятий;

- формирование активной гражданской позиции учащихся;

- способность понимать чувства и потребности людей;

- содействие формированию личности, способной взаимодействовать с окружением на основе присущей российскому обществу системы ценностей.  

Учащиеся научатся:

- деловому конструктивному взаимодействию в группе;

- азам самоуправления;

- развивать коммуникативную и эмоциональную культуру;

- организовывать игровое взаимодействие на уровне группы, класса, организовывать других учащихся при проведении мероприятий.

В результате обучения в «Школе лидера» учащийся должен знать и понимать:

- специфику организации коллективных творческих дел;

- способы избегания конфликтов;

- многообразие средств и методов организации совместной деятельности.

Уметь:

- устанавливать взаимосвязи между различными общественными процессами на уровне общих идей, художественных образов.

- применять навыки организации коллективных творческих дел;

- пользоваться способами избегания конфликтов, находить компромиссные решения;

- проявлять терпимость по отношению к окружающим, их качествам, достоинствам и недостаткам;

- эмоционально-образно воспринимать и выполнять необходимый объем работы;

- творчески подходить к любому делу.

Метапредметные результаты

Личностные результаты:

- формирование и развитие социально-творческих навыков, интереса к общественной деятельности;

- формирование основ гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и его историю, осознание своей этнической и национальной принадлежности;

- становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций, формирование уважительного отношения к истории и культуре разных народов;

- формирование целостного, социально-ориентированного взгляда на мир;

- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире посредством участия в жизни класса, школы, города и т.д.;

- развитие мотивации к учебной деятельности и формирование личностного смысла обучения посредством раскрытия связи между социальным творчеством и жизнью;

- формирование представлений о нравственных нормах, развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, сопереживания чувствам других людей на основе освоения художественно-социальной деятельности, её коллективного обсуждения;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, связанных с социально-творческой деятельностью (творческие лаборатории, конкурсы, плановые занятия и т.д.);

- формирование установки на безопасный здоровый образ жизни посредством развития представления о гармонии в человеке физического и духовного начал;

- формирование мотивации к участию в общественной жизни класса, школы, города и т.д., целеустремлённости и настойчивости в достижении цели в процессе создания ситуации успешности в социально-творческой деятельности.

Учащиеся получат возможность:

- научиться коллективному целеполаганию и планированию;

- научиться организации проведения классных дел;

- научиться индивидуальной и коллективной рефлексии;

- научиться управлению собственным поведением с учётом не только собственных интересов, но и потребностей окружающих;

- проявить организаторские навыки, умения;

-  развивать творческую активность по организации досуга;

- удовлетворять потребность в культурно-досуговой деятельности, духовно обогащающей личность.

Универсальные учебные действия (УУД)

Познавательные:

Учащиеся научатся:

- логическим действиям сравнения, анализа, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

- применять методы наблюдения, экспериментирования (например, при создании сценария);

- рефлексировать в ходе творческого сотрудничества, сравнивать результаты своей деятельности с результатами других учащихся; понимать причины успеха/неуспеха социально-творческой деятельности;

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога;

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы;

- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать

Особые условия проведения

нет

Материально-техническая база

1. Наличие кабинета.

2. Компьютер.

3. Наличие контингента обучающихся.