«Юный программист»

Обучение по данной программе создает благоприятные условия для более раннего «погружения» обучающихся в мир логики, математического моделирования, для интеллектуального и духовного воспитания личности ребенка, социально-культурного и профессионального самоопределения, развития познавательной активности и творческой самореализации обучающихся.

Педагоги

Педагог дополнительного образования  - Прокудина Дамиря Ряфатовна

Содержание программы

1.Правила безопасности при работе за компьютером - 1ч.
2.Строение ПК и основы управления им в различных ОС. - 1ч.
3.Понятие о языке программирования высокого и низкого уровня - 1ч.
4.Технология разработки программного обеспечения. Система и язык программирования. Общая характеристика системы программирования. Система оперативной подсказки. Редактор исход­ного текста. Пример простой программы. Компиляция и отладка программы - 2ч.
5.Структура программы. Переменные и константы. Числа, символы, строки и другие типы дан­ных. Описание переменных и констант различного типа. Вывод на экран. Ввод с клавиатуры. Программирование операций ввода-вывода - 2 ч.
6.Создание и отладка элементарной программы. Печать исходного текста. Комментарии -2 ч.
7.Оператор присваивания. Арифметические и логические выражения. Стандартные процедуры и функции - 2 ч.
8.Логические условия. Оператор условия. Полная и неполная формы оператора. Оператор выбо­ра. Решение логических задач - 4 ч.
9.Программирование простых вычислительных алгоритмов. Вычисление простых и условных математических выражений - 4 ч.
10.Циклы. Операторы цикла. Оператор цикла с известным числом повторений (с параметром). Оператор цикла с логическим условием. Вложенность циклов. Программирование циклических алгоритмов - 8 ч.
11.Компьютерная графика. Программирование графических примитивов. Создание сложных ри­сунков. Подвижные рисунки -6 ч.
12.Одномерные массивы. Размерность массива. Способы и примеры описания структур данных различного вида. Ввод и вывод массивов. Двумерные массивы. Поиск экстремальных значений величин в одномерных и двумерных массивах чисел. Перестановка элементов массива. Сорти­ровка массива. Слияние и отбор данных в одномерных и двумерных массивах - 8 ч.
13.Строковый, символьный тип данных. Основные операции. Программирование алгоритмов обработки текста. Операции поиска и замены в символьных строках и массивах. Шифровка и дешифровка текста - 8 ч.
14.Подпрограммы (функции и процедуры). Назначение. Способы описания. Обмен информацией между основной программой и подпрограммой. Глобальные и локальные переменные - 4 ч.
15.Примеры рекурсивного программирования. Комбинаторика - 4 ч.
16.Файлы. Текстовые файлы. Файлы с фиксированной структурой записи. Процедуры и функции для работы с файлами. Программирование ввода-вывода - 2 ч. 
17.Длинная арифметика. Геометрические задачи - 4 ч.
18.Олимпиадные задачи - 3 ч.
19.Разработка проекта - 4 ч.
20.Итоговый проект (защита) -2 ч.

Цели программы

Обучение, воспитание и развитие учащихся в области алгоритмизации и программирования.

Результат программы

Личностные: готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, способность ставить цели и строить жизненные планы.

Метапредметные: освоение обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий (выдвижение гипотез, осуществление их проверки, элементарные умения прогноза, самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера, поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, развернутое обоснование суждения, умение давать определения, приводить доказательства, объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах, объективное оценивание своих учебных достижений), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, способность к построению индивидуальной образовательной траектории, владение навыками исследовательской, проектной и социальной деятельности, умение строить логическое доказательство, умение использовать, создавать и преобразовывать различные символьные записи, схемы и модели для решения познавательных и учебных задач в различных предметных областях, исследовательской и проектной деятельности;

Предметные: освоение обучающимися специфических умений, видов деятельности по получению нового знания в рамках учебного курса, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях;

формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами;

сформированность умений выполнять точные и приближѐнные вычисления сочетая устные и письменные формы работы, проводить прикидку и оценку результатов вычислений, применять изученные формулы для преобразования выражений, использовать готовые компьютерные программы в процессе решения вычислительных задач из различных разделов курса;

умение использовать идею координат на плоскости для графической интерпретации объектов, использовать компьютерные программы для иллюстрации решений, для построения, проведения экспериментов;

умение записывать различные виды информации на естественном, формализованном и формальном языках, преобразовывать одну форму записи информации в другую, выбирать язык представления информации в соответствии с поставленной целью;

умение использовать основные методы и средства информатики: моделирование, формализацию и структурирование информации, компьютерный эксперимент при исследовании различных объектов, явлений и процессов; умение использовать основные алгоритмические конструкции;

умение безопасной работы на компьютере, в Интернете, включая умения работать с антивирусными программами и тестировать объекты компьютера на наличие компьютерных угроз, соблюдение основных требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения информационной безопасности и лицензионной политики использования программного обеспечения и базовых правил обеспечения информационной безопасности на компьютере;

сформированность представлений о роли информации и информационных процессов в социальных, биологических и технических системах;

владение алгоритмическим мышлением, понимание необходимости формального описания алгоритмов;

владение умением понимать программы, написанные на выбранном для изучения универсальном алгоритмическом языке высокого уровня знание основных конструкций программирования (ветвление, цикл, подпрограмма); умение анализировать алгоритмы с использованием таблиц;

владение стандартными приемами написания программы для решения стандартной задачи с использованием основных конструкций программирования; отладки таких программ;

использование готовых прикладных компьютерных программ;

представление о компьютерно-математических моделях и необходимости анализа соответствия модели и моделируемого объекта(процесса), о способах хранения и простейшей обработке данных;

сформированность навыков и умений по соблюдению требований техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации; понимание основ правовых аспектов использования компьютерных программ и работы в сети Интернет.

Особые условия проведения

Не требуются.

Материально-техническая база

Аппаратные средства

1. Персональный компьютер – рабочее место учителя и учащихся

2. Мультимедиапроектор

3. Интерактивная доска

4. Устройства вывода звуковой информации ( колонки)

5. Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экран­ными объектами (клавиатура и мышь)

6. Внешний накопитель информации (или флеш-память)

Программные средства

1. Операционная система.

2. Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).

3. Антивирусная программа.

4. Программа-архиватор.

5. Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.

6. Программа-переводчик.

7. Мультимедиа-проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).

8. Система программирования Pascal.

9. Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).

10. Браузер (входит в состав операционных систем или др.).

11. Программа интерактивного общения.

12. Простой редактор Web-страниц.

13. Программа для записи CD и DVD дисков

14. Комплекты презентационных слайдов Печатные пособия