«Народная кукла»

Дополнительное образование детей одной из приоритетных задач ставит приобщение детей к народной культуре, развитие у них интереса к народным промыслам и ремеслам, что способствует укреплению национального сознания, сохранению исторических культурных корней, формированию духовно богатой личности ребенка.

Отличие и новизна данной программы заключается в её содержании, которое предполагает не только овладение детьми технологиями выполнения народных и текстильных кукол, знакомит с духовной культурой разных народов, но и даёт возможность научиться применять всё богатство народных традиций в современной жизни. Программа кружка «Народная кукла» имеет художественно-эстетическую направленность и рассчитана на 1 год обучения (34 часа). Данная программа предлагается для детей с 7 до 16 лет и старше.

Педагоги

Шмидт Нэлли Гербертовна, воспитатель первой квалификационной категории

Содержание программы

Основополагающими принципами приобщения детей к народным тряпичным куклам являются:

Постановка точной цели, опора на чёткое представление и знание того, что необходимо, можно и нужно развивать средствами народного искусства в целом и на занятиях по ознакомлению с традиционной тряпичной куклой в частности.

Постановленные цели и задачи должны корригироваться особенностями конкретного возраста, уровнем общего психического развития детей, индивидуальными различиями в природных задатках и уровне созревания разных структур.

 Поэтапное формирование художественно-творческих способностей.

Развитие предполагает активное включение в него самого ребёнка.

Цели программы

Формирование духовно-нравственных качеств личности и развитие творческого потенциала детей посредством изучения и выполнения народных и текстильных кукол.

Результат программы

- формирование у детей навыков ручного труда;

- обучение основам кройки и шитья;

- расширение знаний об истории игрушки, традициях, творчестве, быте народов;

- формирование художественно-образного восприятия и мышления.

- развитие у детей художественного вкуса и творческого потенциала;

- обучение приемам коллективной работы, самоконтроля и взаимопомощи;

- создание базы для творческого мышления;

- воспитание трудолюбия, аккуратности;

- развитие активности и самостоятельности;

- воспитание культуры общения, умения работать в коллективе;

-формирование товарищеских взаимоотношений на основе совместной деятельности.

Особые условия проведения

Занятия проходят в тесном контакте всех участников процесса, в благотворной творческой обстановке, это своего рода традиционные русские посиделки за рукоделием. Занятие выстроено в форме мастер-класса, в последнее время такой вид обучения очень популярен, т.к. позволяет эффективно расходовать время.

На самом деле, этот вид обучения (от мастера к ученику) известен с давних времен, и до сих пор является наиболее эффективным. Воспитатель одновременно показывает технологию изготовления и сопровождает процесс комментариями, сообщая теоретическую часть темы.

Материально-техническая база

Занятия проходят в специально-оборудованном помещении: уголок быта со множеством предметов-образцов, экспонатов народно-прикладного искусства.
Систематизация литературно-художественного материала: стихи, загадки, пословицы, поговорки – с целью активизации деятельности детей, расширения представлений об окружающем, русских традициях.
Наличие фонотеки и видеотеки – подбор классических произведений, детского репертуара и видеороликов (хороводы, песенный репертуар в соответствии с разработанными темами).
Обширный наглядный материал, представленный набором иллюстраций, схем, альбомов.
Телевизор, DVD-проигрыватель, CD/MP3-проигрыватель.

лоскут тканей из хлопка, льна, шёлка;

швейные нитки № 40, пряжа;

вата, отходы ватина, синтепона;

тесьма, лента, кружево, бисер, бусины;

ножницы, мел, простой карандаш, сантиметровая лента, ручные иглы, линейка, утюг.